Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:58, дипломная работа
Цель исследования: раскрыть значение работы различными
художественными материалами в развитии навыков по изобразительному искусству.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по теме.
2. Определить, в каких условиях успешно проходит процесс
усвоения знаний школьников.
3. Разработать конспекты уроков.
Введение…………………………………………
Глава 1. Художественные материалы
1.1. Особенности творческой деятельности…..
2.Графические и живописные художественные материалы…………………………………..
Глава 2. Изучение изобразительных материалов в школе
2.1. Анализ программ по изобразительному
искусству……………………………………
2.2. Методика развития творческой графической
деятельности учащихся
2.3. Конспекты уроков………………….
Глава 3. Творческая работа
3.1. Последовательность видения работы над
пейзажем……………………………………
Заключение…………………………………………….
Список литературы…………………………………..
В разделе « Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками.
Давая учащимся, возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.
По разделу «Живопись» в V-IX классах детей продолжают знакомить с понятиями холодных и теплых, хроматических и ахроматических цветов, совершенствуют их умение видеть цветовые отношения, колорит, чувствовать красоту цвета.
В V-IX классах в содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» входит рисование с натуры, а также выполнение набросков по памяти и представлению отдельных предметов быта простой формы, выполнение набросков.
Содержание программы рассматривается с точки зрения занятий на уроках изобразительного искусства натюрмортом.
4 класс - Рисование с натуры фруктов и овощей.
Рисование с натуры натюрморта с яблоком и кувшином - 5 класс.
Рисование с натуры геометрических тел: конуса, призмы, пирамиды. Натюрморт из атрибутов спорта.
6 класс - рисование с натуры натюрморта «Деревянная посуда». Натюрморт «Музыкальные инструменты и атрибуты искусства. Весенний букет.
7 класс – праздничный натюрморт.
Занятия на уроках изобразительного искусства раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: гармоничности цветовой окраски, соразмерности и пропорциональности строения форм.
Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись - это стержневые основы художественного отображения действительности.
Программа предусматривает работу различными изобразительными материалами, что способствуют творческому развитию и эстетическому воспитанию школьников. Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.
Анализ программы под редакцией Б.М. Неменского.
Программа «Изобразительное
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (рисование с натуры, по памяти и представлению), декоративная и конструктивная работа и многое другое. На уроках игровые драматизации по изучаемой теме, на них хорошо прослеживаются связи с музыкой, литературой, природоведением, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания.
На протяжении этого курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Программа подчёркивает важность увлечённости учителей и школьников искусством. Для формирования у обучающихся познавательного интереса к искусству стремление к его самостоятельному изучению. При всей предлагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную цельность данной программы, основные цели и задачи каждого года и четверти. Решение проблемы формирования «зоркости души» ребёнка, которая является для учителей основной целью.
Класс | Тема урока | Материал | Краткое содержание |
1 класс |
I четверть
1. «Мы знакомимся с волшебным миром красок» |
Белая бумага, комплект гуашевых красок, кисть, баночка с водой, тряпочка. | Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Учиться владеть гуашевыми красками, графическими материалами. |
III четверть
«Мир нашего аквариума» | |||
2 класс |
I четверть
1. «Изображение и фантазия» |
Любой разноцветный материал или комплект гуашевых красок, листы бумаги. | Эмоционально
откликаться на многообразие красок,
форм, материалов. Видеть в жизни определённые
эмоциональные
состояния: спокойное и тревожное, весёлое и грустное и т. д. Знать разнообразные материалы, разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объём и т. д. Владеть начальными навыками выразительного использования трёхцветия. |
III четверть
1.«Изображение животных в разных выразительных движениях» | |||
IV
четверть
1 .«Пятно как средство выражения. Ритм пятен» | |||
3 класс |
IV четверть
1. « В музеях хранятся натюрморты» |
Гуашь, бумага, кисть. | Уметь в доступной форме подчёркивать красоту материалов, форм и конструкций. |
4 класс |
IV четверть
1. «Искусство всех народов объединяет людей и в радости и в горе» |
Гуашь (белая или чёрная), бумага, кисть | Владеть элементарными приёмами изображения пространства. Учиться анализировать произведения искусства в жанре натюрморт. |
5 класс |
III четверть
1. «Натюрморт в графике» |
Знать о выдающихся произведениях живописи и графики. Выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом. Добиваться тональных и световых градаций при передаче объёма, формы. Передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы. |
В
ходе занятий школьники выполняют
задания разные по тематике и требующие
применения различных приёмов работы.
Что помогает школьникам быстро осваивать
работу разными художественными материалами
и развить навыки по изобразительному
искусству. Усложнение задании проходит
постепенно, регулярно.
2.2.
Методика развития творческой графической
деятельности учащихся
Обращаясь к методике развития творческой графической деятельности школьников, можно считать, что творческий процесс не есть проявление каких-то подсознательных сил, а является закономерным звеном развития мышления, воображения и деятельности человека. Творчество не только акт озарения и интуиции, но результат знания о способах действия, поэтому правомерно говорить о возможности обучения творчеству, возможности для учащихся постичь его технологию, наконец, о возможности управлять им. Для разработки соответствующей методики необходимо знакомство с механизмами детского творчества и особенностями графической деятельности, сопровождающей его, с характерными затруднениями и ошибками школьников. Одним из важных моментов в творческом процессе является поиск решения задачи, перебор всевозможных вариантов, умение конструктивно мыслить. Для оптимального решения задач нужно овладеть различными приемами решения творческих задач, которые описаны в различной литературе. В зависимости от типа задачи, ее сложности и степени подготовки школьников можно принять простую схему решения задач. Практически для всех предлагаемых задач схему творческого процесса может быть представлена в следующем виде:
1.Ознакомление с условием задачи.
2.Анализ графической информации.
3. Осознание проблемной ситуации.
4.Определение
учеником конкретной цели
5.Комбинаторный перебор вариантов геометрической основы объекта, выполняя соответствующие изображения.
6.Выбор правильного решения
7.Оформление
изображений с учетом
8.Самоконтроль.
2.3.
Конспекты уроков
Конспект №1
Тема: Рисование с натуры грача и сороки. 6 класс.
Задачи:
1. Научить создавать работы на основе собственного замысла;
эмоционально откликаться на многообразие красок, форм.
2.
Развивать навыки работы
пространства, творческое воображение.
3.
Воспитывать чувствовать
Оформление доски
|
План:
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач.
III. Вступительная беседа:
IV. Объяснение учебного задания:
V. Самостоятельная работа.
VI. Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Тема нашего урока «Рисование с натуры грача и сороки.
III. Сегодня мы поговорим о художниках- анималистах.
Узнаем, кто это и чем они занимаются. Ребята это люди, которые рисуют животных, грибы, птиц, рыб. А я расскажу вам о ни более известном художнике анималисте Евгении Ивановиче Чарушине. Известный художник и писатель.
Кроме своих См. собственных книг "Волчишко и другие", "Васька", иллюстрации "Про сороку" Е.И. Чарушин иллюстрировал книг произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др. В иллюстрациях Е.И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Е.И. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой.
Такой
подход помогал сосредоточиться
на создании образов. Каждая иллюстрация
не похожа на другую, в каждой свой собственный
эмоциональный образ
Герои Е.И. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать звериных детенышей - пушистых, мягких и еще совсем беспомощных. Е.И. Чарушин выработал свой метод иллюстрирования чисто живописный.
Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры -упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.
IV. Рассмотрим таблицы, где изображены этапы построения птиц.
Задать вопросы для ответов дети по таблице. Чем отличается форма туловища сороки от туловища грача?
Информация о работе Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства