Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:13, реферат
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид изобразительного искусства, основанный на принципе объёмного, физически трёхмерного изображения предмета. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные, ещё реже - природа и вещи.
1.Введение.
1.1.Скульптура. Стр.-1.
1.2. Станковая скульптура. Стр.1-2.
1.3.Скульптура малых форм. Стр.2-3.
2.Тема.
2.1.История развития скульптуры. Стр.4-10.
2.2.Скульптура советского периода. Стр.11-13.
3.Заключение.
Скульптура-
вид изобразительного исскуства. Стр.14.
ВВЕДЕНИЕ: СКУЛЬПТУРА - ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скульптура
(лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние,
пластика (греч. plastike, от plasso - леплю), вид
изобразительного искусства, основанный
на принципе объёмного, физически трёхмерного
изображения предмета. Как правило, объект
изображения в скульптуре - человек, реже
- животные, ещё реже - природа и вещи Постановка
фигуры в пространстве, передача её движения,
позы, жеста, светотеневая моделировка,
усиливающая рельефность формы, архитектоническая
организация объёма, зрительный эффект
его массы, весовых отношений, выбор пропорций,
специфических в каждом случае характер
силуэта являются главными выразительными
средствами С. Объёмная скульптурная форма
строится в реальном пространстве по законам
гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия
с окружающей архитектурной или природной
средой и на основе наблюдённых в натуре
анатомических особенностей той или иной
модели.Различают две основные разновидности
скульптуры: круглую
скульптуру, которая свободно размещается
в пространстве, и рельеф, где изображение
располагается на плоскости, образующей
его фон. К произведениям круглой скульптуры,
обычно требующей кругового обзора, относятся:
статуя , группа статуэтка бюст и т. д. Формы
рельефа варьируются в зависимости от
его назначения и положения на архитектурной
плоскости. По высоте и глубине изображения
рельефы подразделяются на низкие - барельеф,
высокие - горельеф, углублённые и
контррельефы.По содержанию и функциям
скульптура делится на монументально-декоративную,
станковую и так называемую скульптуру
малых форм. Хотя эти разновидности скульптуры
развиваются в тесном взаимодействии,
у каждой из них есть свои особенности.
Монументально-декоративная.Ску
Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можно рассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Тем самым определяются особенности
пластического
языка скульптуры, её размеры, излюбленные
жанры бытовой Станковой
Скульптура малых
форм включает широкий круг произведений,
предназначенных преимущественно для
жилого интерьера, и во многом смыкается
с декоративно-прикладным искусством.
К скульптуре малых форм принадлежат также
монеты, медали и геммы.
Назначение и содержание скульптурного
произведения определяют характер его
пластической структуры, а она, в свою
очередь, влияет на выбор скульптурного
материала. От природных особенностей
и способов обработки последнего во многом
зависит техника скульптуры. Мягкие вещества
служат для лепки; при этом наиболее употребительными
инструментами служат проволочные кольца
и стеки. Твёрдые вещества обрабатываются
путём рубки или резьбы, удаления ненужных
частей материала и постепенного высвобождения
как бы скрытой в нём объёмной формы; для
обработки каменного блока применяются
молоток и металлических инструментов,
для обработки дерева - преимущественно
фасонные стамески и свёрла. Вещества,
способные переходить из жидкого состояния в твёрдое служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике. В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Для создания керамических скульптур употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре встречается с давних пор: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения, барокко. Скульпторы 19-20 вв. обычно довольствуются естественным цветом материала, прибегая в необходимых случаях лишь к его однотонной подкраске, тонировке. Однако опыт 1950-60-х гг. свидетельствует о вновь пробудившемся интересе к полихромной скульптурой. Схематически процесс создания скульптурного произведения можно расчленить на ряд этапов: лепка эскиза и этюдов с натуры; изготовление каркаса для крупой скульптуры или щита для рельефа; работа на вращающемся станке или вертикально укрепленном щите над моделью в заданном размере; её перевод в твёрдый материал
камень или дерево с использованием пунктировальной машины и соответствующей техники обработки или отливка из металла с последующей чеканкой; платинировка или подкраска изваяния. Известны также произведения скульптуры, созданные из твёрдых материалов мрамор и дерево.
стр3.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Возникновение
скульптуры, относящееся к первобытной
эпохе, непосредственно связано
с трудовой деятельностью человека
и магическим верованиями. В палеолитических
стоянках, открытых во многих странах
(Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии,
Мальта и Буреть в Советском Союзе и др.),
обнаружены разнообразные скульптурные
изображения животных и женщин - прародительниц
рода, к которым принадлежат и т. н. палеолитические
Венеры. Ещё шире круг неолитических скульптурных
памятников. Круглая скульптура, обычно
небольших размеров, резалась из мягких
пород камня, из кости и дерева; рельефы
исполнялись на каменных пластинах и стенах
пещер. Скульптура часто служила средством
украшения утвари, орудий труда и охоты,
использовалась в качестве амулетов. Примером
поздней неолитической и энеолитической
скульптуры на территории СССР являются
трипольская керамическая пластика, крупные
каменные изображения людей ("каменные
бабы"), скульптурные украшения из бронзы,
золота, серебра и др. Хотя для первобытной
С. типична упрощённость форм, она нередко
отличается остротой жизненных наблюдений
и яркой пластической выразительностью.
Дальнейшее развитие скульптура получила
в период разложения первобытнообщинного
строя, в связи с ростом разделения труда
и технологическим прогрессом; ярчайшие
памятники этого этапа - скифские золотые
рельефы, терракотовые головы культуры
Нок, типологически многообразная деревянная
резная скульптура океанийцев.
В искусстве рабовладельческого общества
скульптура выделилась как особый род
деятельности, имеющий специфические
задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных
государств, которая служила выражению
всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению
строгой общественной иерархии, прославлению
власти богов и царей, заключала в себе
имеющее объективную общечеловеческую
ценность влечение к значительному и совершенному.
Такова скульптура Древнего Египта: огромные
неподвижные
сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён, портреты вельмож, с каноническими позами и фронтальным построением по принципу симметрии и равновесия; колоссальные рельефы на стенах гробниц и храмов и мелкая пластика, связанные с заупокойным культом. Сходными путями развивалась скульптура других древневосточных деспотий - Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии.Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращенная к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощают идеал гармонично развитой личности, утверждают свои этические и эстетические представления. На смену наивно-целостной, пластически-обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики приходит гибкая, расчленённая, основанная на точном знании анатомии скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Прякситель, Лисипп. Реалистический характер древнегреческих статуй и рельефов (нередко связанных с культовой архитектурой), надгробных стел, бронзовых и
терракотовых
статуэток наглядно проявляется в высоком
мастерстве изображения обнажённого или
задрапированного человеческого тела.
Сформулировать законы его пропорциональности
на основе математических расчётов попытался
Поликлет в теоретическом сочинении "Канон".
В древнегреческой скульптуре верность
действительности, жизненная выразительность
форм сочетаются с идеальной обобщенностью
образа. В период эллинизма гражданственный
пафос и архитектоническая ясность классической
скульптуры сменяются драматической патетикой,
бурными контрастами света и тени; образ
обретает заметно большую степень индивидуализации.
Реализм древнеримской скульптуры особенно
полно раскрылся в искусстве портрета,
поражающего остротой индивидуальной
и социальной обрисовки характеров. Получил
развитие рельеф с историко-повествовательными
сюжетами, украшающий триумфальные колонны
и арки; сложился тип конного памятника
(статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная
Микеланджело на площадь Капитолия в Риме).
Христианская религия как основная форма
миросозерцания во многом определила
характер европейской скульптуры средних
веков. Как необходимое звено скульптура
входит в архитектурную ткань романских
соборов, подчиняясь суровой торжественности
их тектонического строя. В искусстве
готики, где рельефы и статуи апостолов,
пророков, святых, фантастических существ,
а порой и реальных лиц буквально заполняют
порталы соборов, галереи верхних ярусов,
ниши башенок и выступы карнизов, скульптура
играет особенно заметную роль. Она как
бы "очеловечивает" архитектуру,
усиливает её духовную насыщенность. В
Древней Руси высокого уровня достигло
искусство рельефа.В средние века скульптура
получила широкое развитие в странах Среднего
и Дальнего Востока; особенно велико мировое
художественное значение скульптуры Индии,
Индонезии, Индокитая, монументальной
по характеру, сочетающей мощь построения
объёмов
чувственной изысканностью моделировки.
В 13-16 вв. западно-европейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно-мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во 2-й половине 13 - начала 14 вв. новые, реалистические тенденции проявились в скульптуре Италии (Никколо Пизано и другие скульпторы Проторенессанса). В 15-16 вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё больше тяготеет
к выражению
идеалов ренессансного гуманизма. Воплощение
ярких человеческих характеров, проникнутых
духом жизнеутверждения, становится её
главной задачей (творчество Донагелло,
Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа,
Якопо делла Кверча и др.). Был сделан важный
шаг вперёд в создании свободно стоящих
(т. е. относительно независимых от архитектуры)
статуй, в решении проблем памятника в
городском ансамбле, многопланового рельефа.
Совершенствуется техника бронзового
литья, чеканки, используется в С. техника
майолики. Одной из вершин искусства Возрождения
явились скульптурные произведения Микеланджело,
полные титанической мощи и напряжённого
драматизма. Преимущественный интерес
к декоративным задачам отличает скульпторов
маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов
Возрождения в других странах приобрели
известность Клаус Слютер (Бургундия),
Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия),
П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия). В
скульптуре барокко ренессансная гармония
и ясность уступают место стихии изменчивых
форм, подчёркнуто динамичных, нередко
исполненных торжественной пышности.
Стремительно нарастают декоративные
тенденции: скульптура буквально сплетается
с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов,
парков. В эпоху барокко создаются также
многочисленные парадные портреты и памятники.
Крупнейшие представители скульптуры
барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер
в Германии, П. Пюже во Франции, где в тесной
связи с барокко развивается классицизм
(черты обоих стилей переплелись в творчестве
Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).
стр7.
«Никола Буало. Бюст работы Ф.Жирардона.»
Принципы классицизма,
заново осмысленные в эпоху
аллегорическими
темами большое значение приобрели
портретные задачи (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе,
Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в
Италии, Б. Торвальдсен в Дании).В русской
скульптуре с начала 18 в. совершается переход
от средневековых религиозных форм к светским;
развиваясь в русле общеевропейских стилей
- барокко и классицизма, она сочетает
пафос утверждения новой государственности,
а затем и просветительских гражданских
идеалов с осознанием новооткрытой пластической
красоты реального мира. Величественным
символом определившихся в петровскую
эпоху новых исторических устремлений
России стал памятником Петру I в Петербурге
работы Э. М. Фальконе. Прекрасные образцы
парковой монументально-декоративной
скульптуры, деревянной резьбы, парадного
портрета появляются уже в 1-й половине
18 в. (Б. К. Растрелли и др.). Во 2-й половине
18 - 1-й половине 19 вв. складывается академическая
школа русской скульптуры, которую представляет
плеяда выдающихся мастеров. Патриотический
пафос, величавость и классическая ясность
образов характеризуют творчество Ф. И.
Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина,
И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского,
С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой,
равноправное положение в синтезе с ней,
обобщенность образного строя типичны
для скульптуры классицизма. В 1830-40-е гг.
в русской скульптуре всё больше проступает
стремление к исторической конкретности
образа (Б. И. Орловский), к жанровой характерности
(П. К. Клодт, Н. С. Пименов).
Во 2-й половине 19 в. в русской и западно-европейской
скульптуре находит отражение общий процесс
демократизации искусства. Классицизму,
который теперь перерождается в салонное
искусство, противостоит реалистическое
движение с его открыто выраженной социальной
направленностью, признанием повседневной
жизни, достойной внимания художника,
обращением к теме труда, к проблемам общественной
морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии
и др.). Реалистическая русская скульптура
2-й половины 19 в. развивается под сильным
влиянием живописи передвижников. Характерная
для
Информация о работе Скульптура - вид изобразительного искусства