Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:32, курс лекций
Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.
1 Кризисы в управлении предприятием 4
1.1 Факторы развития организаций 4
1.2 Возникновение кризисов в организации 4
1.3 Тенденции цикличного развития организации 6
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7
1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8
1.4.2 Второй переходный период – становление. 8
1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9
1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9
1.4.5 Пятый переходный период – исход 9
1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9
2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10
2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10
2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11
2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12
3 Система диагностики на предприятии 14
3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14
3.2 Виды диагностики 15
3.2.1 Экспресс-диагностика 15
3.2.2 Комплексная диагностика 16
3.2.3 Диагностика банкротства 17
4 Анализ состояния предприятия 17
4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17
4.1.1 Цели и методы анализа 17
4.1.2 Этапы финансового анализа 19
4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20
4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20
5 Финансовое состояние предприятия 21
5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21
5.2 Финансовая устойчивость 21
5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22
5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25
5.3 Платежеспособность 26
5.3.1 Показатели ликвидности 27
5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30
5.4 Рентабельность 33
5.4.1 Общая рентабельность 33
5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33
5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34
5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34
5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34
5.4.6 Рентабельность производства 34
5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35
6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35
6.1 Показатели деловой активности предприятия 35
6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38
7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39
7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39
7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42
7.2.1 Система показателей У. Бивера 42
7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42
7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45
7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47
8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49
8.1 Понятие маржинального анализа 49
8.2 Проведение маржинального анализа 50
8.3 Анализ безубыточности 52
8.4 Анализ прибыли 53
8.5 Методы анализа прибыли 53
8.5.1 Метод прямого счета 53
8.5.2 Аналитический метод 54
8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54
8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55
9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55
9.1 Длительность периода антикризисного управления 55
9.2 Что такое антикризисное управление 56
9.3 Что такое кризис 56
9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57
Маржинальный анализ – анализ, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов
называют еще анализом безубыточности
или содействия доходу. Он был разработан
в 1930 г. американским инженером Уолтером
Раутенштрахом как метод
В основу методики положено деление
производственных и сбытовых затрат
в зависимости от изменения объема
производства на переменные и постоянные
и использование категории
Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные
возможности маржинального
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Основные этапы анализа:
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
Одним из самых простых и эффективных методов маржинального анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.
Анализ «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:
I этап
II этап
III этап
IV этап
Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.
Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.
Маржинальный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные.
Сила воздействия
Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль.
Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.
Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками.
Расчет порога рентабельности начинают с деления издержек на переменные и постоянные, так как без этого невозможно вычислить валовую маржу. Сопоставив ее с суммой выручки, получают так называемый коэффициент валовой маржи — долю валовой маржи в выручке от продажи.
Постоянные издержки делят на коэффициент валовой маржи и получают порог рентабельности.
Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия.
Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи (этот способ расчета прибыли легко обосновывается проверкой тождества: Запас финансовой прочности х Коэффициент валовой маржи = Прибыль).
Анализ прибыли производится с целью определения реальной величины чистой прибыли и ее качества, стабильности основных элементов балансовой прибыли, тенденций их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, «зарабатывающей» способности предприятия. Для достижения этих целей в процессе анализа по показателям прибыли, используемым в хозяйственной практике, изучаются: выполнение плана (проекта, прогноза) и динамика; факторы их формирования; резервы роста; направления, пропорции и тенденции распределения прибыли.
В процессе анализа дается оценка плана (прогноза) прибыли. Результаты анализа используются и для выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.
По результатам анализа
Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.
Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:
П = (В х Ц) - (В х С),
где П —
плановая прибыль; В — выпуск товарной
продукции в планируемом
Расчету прибыли предшествует определение
выпуска сравнимой и
Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
Аналитический метод анализа прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
Информация о работе Диагностика кризисного состояния предприятия