Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:32, курс лекций
Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.
1 Кризисы в управлении предприятием 4
1.1 Факторы развития организаций 4
1.2 Возникновение кризисов в организации 4
1.3 Тенденции цикличного развития организации 6
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7
1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8
1.4.2 Второй переходный период – становление. 8
1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9
1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9
1.4.5 Пятый переходный период – исход 9
1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9
2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10
2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10
2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11
2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12
3 Система диагностики на предприятии 14
3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14
3.2 Виды диагностики 15
3.2.1 Экспресс-диагностика 15
3.2.2 Комплексная диагностика 16
3.2.3 Диагностика банкротства 17
4 Анализ состояния предприятия 17
4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17
4.1.1 Цели и методы анализа 17
4.1.2 Этапы финансового анализа 19
4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20
4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20
5 Финансовое состояние предприятия 21
5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21
5.2 Финансовая устойчивость 21
5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22
5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25
5.3 Платежеспособность 26
5.3.1 Показатели ликвидности 27
5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30
5.4 Рентабельность 33
5.4.1 Общая рентабельность 33
5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33
5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34
5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34
5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34
5.4.6 Рентабельность производства 34
5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35
6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35
6.1 Показатели деловой активности предприятия 35
6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38
7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39
7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39
7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42
7.2.1 Система показателей У. Бивера 42
7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42
7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45
7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47
8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49
8.1 Понятие маржинального анализа 49
8.2 Проведение маржинального анализа 50
8.3 Анализ безубыточности 52
8.4 Анализ прибыли 53
8.5 Методы анализа прибыли 53
8.5.1 Метод прямого счета 53
8.5.2 Аналитический метод 54
8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54
8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55
9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55
9.1 Длительность периода антикризисного управления 55
9.2 Что такое антикризисное управление 56
9.3 Что такое кризис 56
9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57
6. Период оборота дебиторской задолженности характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности и рассчитывается как:
Т период / пункт 5
7. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию:
(стр. 020 ф. № 2)/((стр. 620)нг + (стр. 620)кг ф. №1) / 2
8. Период оборота кредиторской задолженности. Данный показатель отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим займам):
Т период / пункт 7
9. Фондоотдача основных средств отражает эффективность использования основных средств предприятия и рассчитывается по формуле:
(стр. 010 ф. № 2)/((стр. 120)нг + (стр. 120)кг ф. №1) / 2
где нг – данные на начало отчетного года; кг – данные на конец отчетного периода.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либо иного ресурса предприятия за анализируемый период.
Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли. Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости определяется умножением однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности оборота:
Э = (Выручка фактическая/Дни в периоде) * Продолжительность одного оборота (Поб)
Поб = (Среднегодовая стоимость капитала * Д)/Выручка от реализации продукции
где Д - количество календарных дней в анализируемом периоде (год - 360 дней, квартал - 90, месяц - 30 дней)
На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся:
Ускорение оборачиваемости
оборотных средств уменьшает
потребность в них: меньше требуется
запасов, что ведет к снижению
уровня затрат на их хранение и способствует,
в конечном счете, повышению рентабельности
и улучшению финансового
Замедление
оборачиваемости приводит к увеличению
оборотных средств и
При анализе деловой активности особое внимание следует обратить на оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, т.к. эти величины во многом взаимосвязаны.
Снижение
оборачиваемости может означать
как проблемы с оплатой счетов,
так и более эффективную
Тем не менее основной подход к оценке оборачиваемости следующий: чем короче период оборота, тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.
Инвестиционная активность предприятия – это индикатор способности предприятия в целом индуцировать новые инвестиционные идеи и проекты, находить оптимальные пути их реализации и источники финансирования, определять потенциально выгодные сферы и направления дальнейшего развития бизнеса.
На сегодняшний день в экономической литературе отсутствует единая методика оценки инвестиционной активности предприятия.
Можно использовать следующие показатели:
Качественный подход основан на изучении отдельных характеристик, присущих бизнесу, развивающемуся по направлению к банкротству. Если д.ля исследуемого предприятия характерно наличие таких характеристик, можно дать экспертное заключение о неблагоприятных тенденциях развития.
В качестве
примера можно привести рекомендации
Комитета по обобщению практики аудирования
(Великобритания), содержащие перечень
критических показателей для
оценки возможного банкротства предприятия.
В.В. Ковалев, основываясь на разработках
западных аудиторских фирм и преименяя
эти разработки к отечественной
специфике бизнеса, предложил следующую
двухуровневую систему
К первой группе относятся критерии и показатели, неблагоприятные текущие значения или складывающаяся динамика изменения которых свидетельствуют о возможных в обозримом будущем значительных финансовых затруднениях, в том числе и банкротстве. К ним относятся:
Во вторую группу входят критерии и показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое. Вместе с тем они указывают, что при определенных условиях или непринятии действенных мер ситуация может резко ухудшиться. К ним относятся:
Что касается критических значений этих критериев, то они должны быть детализированы по отраслям и подотраслям, а их разработка может быть выполнена после накопления определенных статистических данных.
Существует качественный подход, который в литературе называется «анализ жизнеспособности», основанный на внутренних факторах, наиболее часто являющихся причинами несостоятельности предприятий. Они могут быть классифицированы четырьмя категориями в разрезе функциональных подсистем управления: маркетинг, производство, кадры управление и финансы.
Менеджмент предприятия может быть неэффективным по многим причинам. Внутренние причины несостоятельности приведены в таблице 1:
Внутренние
причины несостоятельности
Маркетинг |
Производство |
Кадры Управление |
Финансы |
Ошибочный прогноз спроса на продукцию |
Неподходящее местоположение |
Неэффективное лидерство |
Неоптимальная структура капитала |
Ннзкомаргинальный ассортимент продукции |
Несовершенная технология |
Плохие отношения в коллективе |
Плохие инвестиционные решения |
Неправильное позиционирование товара |
Неэкономичный размер предприятия |
Неадекватные человеческие ресурсы |
Отсутствие ответственности за учетную политику |
Нерациональная ценовая структура |
Неподходящая технология |
Излишек рабочей силы |
Слабый контроль бюджета |
Неадекватное стимулирование сбыта |
Неправильный акцент в исследованиях и разработках |
Необязательность персонала |
Неподходящее налоговое планирование |
Дорогостоящая дистрибутивная сеть |
Слабое производство и контроль качества продукции |
Нерациональная структура |
Плохое планирование и контроль денежных средств |
Плохое обслуживание покупателей |
Низкое качество обслуживания |
Неадекватная система |
Напряженные отношения с поставщиками капитала |
Неразвитость или |
Неудовлетворительный уровень производственного потенциала |
Нерациональность структуры |
Несовершенство финансового планирования |
Неблагоприятные изменения в портфеле заказов |
Дефицит или избыток капитала относительно планируемых масштабов выпуска |
Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятий и подразделений |
Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и будущей деятельности |
Несбалансированность стратегии в сфере материально- и краткосрочном периодах |
Нерациональное движение результатов производства |
Неудовлетворительный уровень оперативного планирования и контроля |
Неэффективность финансовой стратегии формирования активов предприятия, проявляющейся в росте стоимости капитала |
Каждый из
факторов характеризует ту или иную
сторону деятельности предприятия.
В процессе развития кризиса они
могут дополнять друг друга, усиливая
негативный эффект. В этом случае при
комплексном генерировании
Факторы, представленные
в таблице 1 являются качественными
характеристиками причин несостоятельности
предприятия. Независимо от своего существенного
содержания, любой из факторов оказывает
то или иное влияние на финансовое
состояние рассматриваемого бизнеса.
Как и финансовые показатели, они
подлежат детальному изучению. Выявление
внутренних причин несостоятельности
служит предметом анализа
В законодательно-нормативных
документах по антикризисному управлению,
отечественной и зарубежной литературе
по финансовому менеджменту
У. Бивер
предложил пятифакторную
Система показателей У. Бпвера
(применительно к российской отчетности)
Показатель |
Группа 1: «благополучные компании» |
Группа 2: «за 5 лет до банкротства» |
Группа 3: «за 1 год до бан- кротсва» |
Коэффициент Бив ера |
Более 0.35 |
От 0.17 до 0,3 |
От 0,16 до-0.15 |
Рентабельность активов |
6-8 и более |
5-2 |
От 1 до -22,00 |
Финансовый рычаг |
Менее 35 |
40-60 |
80 и более |
Коэффициент покрытия активов чистым оборотным капиталом |
0.4 и более |
0.3-0.1 |
Менее 0.1 (или отрицательное значение) |
Коэффициент покрытия |
От 3.2 до 2 |
От 1 до 2 |
Менее 1 |
Информация о работе Диагностика кризисного состояния предприятия