Диагностика кризисного состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:32, курс лекций

Описание работы

Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.

Содержание

1 Кризисы в управлении предприятием 4
1.1 Факторы развития организаций 4
1.2 Возникновение кризисов в организации 4
1.3 Тенденции цикличного развития организации 6
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7
1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8
1.4.2 Второй переходный период – становление. 8
1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9
1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9
1.4.5 Пятый переходный период – исход 9
1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9
2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10
2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10
2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11
2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12
3 Система диагностики на предприятии 14
3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14
3.2 Виды диагностики 15
3.2.1 Экспресс-диагностика 15
3.2.2 Комплексная диагностика 16
3.2.3 Диагностика банкротства 17
4 Анализ состояния предприятия 17
4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17
4.1.1 Цели и методы анализа 17
4.1.2 Этапы финансового анализа 19
4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20
4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20
5 Финансовое состояние предприятия 21
5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21
5.2 Финансовая устойчивость 21
5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22
5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25
5.3 Платежеспособность 26
5.3.1 Показатели ликвидности 27
5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30
5.4 Рентабельность 33
5.4.1 Общая рентабельность 33
5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33
5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34
5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34
5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34
5.4.6 Рентабельность производства 34
5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35
6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35
6.1 Показатели деловой активности предприятия 35
6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38
7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39
7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39
7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42
7.2.1 Система показателей У. Бивера 42
7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42
7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45
7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47
8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49
8.1 Понятие маржинального анализа 49
8.2 Проведение маржинального анализа 50
8.3 Анализ безубыточности 52
8.4 Анализ прибыли 53
8.5 Методы анализа прибыли 53
8.5.1 Метод прямого счета 53
8.5.2 Аналитический метод 54
8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54
8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55
9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55
9.1 Длительность периода антикризисного управления 55
9.2 Что такое антикризисное управление 56
9.3 Что такое кризис 56
9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57

Работа содержит 1 файл

Лекции Диагностика кризисного состояния предприятия.docx

— 370.18 Кб (Скачать)

 Патиенты вырастают из эксплерентов и в зависимости от стадии развития могут быть либо близки по влиянию на рынок к эксплерентам (начальная стадия развития патиента), либо соответствовать виолентам (заключительная стадия развития патиента); как показывает практика, количество неудач у этих фирм колеблется от 40 до 80 %. Это объясняется тем, что управлять патиентами или эксплерентами – не одно и то же.

Патиенты крайне агрессивны в своих действиях и не обращают внимания на окружающую среду, поскольку им необходимо «захватить» определенную нишу рынка и доказать свою состоятельность. Эти фирмы с точки зрения решения вопросов предотвращения кризисов наиболее трудноуправляемы. Их агрессивность может компенсироваться только предпринимательской культурой всего общества.

      1. Третий переходный период – утверждение.

Утверждение: закрепление позиций фирмы на рынке, появление у нее определенных конкурентных преимуществ и их реализация в поведении на рынке. В этот период фирма самоутверждается на рынке, но во внутренних процессах развития возможно отделение от нее другой фирмы или разделение ее на самостоятельные фирмы. Ведь виоленты являются наиболее крупными фирмами, оказывающими значительное влияние на рыночную ситуацию, и для них существует опасность кризиса. Она заключается в обостренной конкурентной борьбе, организационной сложности, характерной для крупных фирм, социально-психологических моментах, инновационной успокоенности менеджеров.

Банкротство или распад таких фирм могут привести к тяжелейшим, причем не только экономическим, последствиям как в регионе расположения фирмы, так и в масштабах мировых  экономических отношений. Поэтому  необходимо регулировать развитие таких  фирм как на региональном, так и  на государственном уровнях. Они  особенно нуждаются в антикризисном  управлении, которое должно учитывать  и национальные интересы и мировые  тенденции развития экономики.

      1. Четвертый переходный период – падение.

Падение: снижение большинства важных показателей  жизнедеятельности фирмы.

Вообще падение основных показателей – это уже не опасность кризиса, а его признак, но темпы падения могут показывать, следует ли это оценивать как наступление необратимого кризиса или это этап развития, наиболее опасный для возникновения разрушительного кризиса, т. е. крайнего обострения противоречий, постепенно повышающего опасность разрушения, распада. В выходе из состояния падения большую роль играет система государственного регулирования, которая должна быть направлена на сохранение нормального общего социально-экономического положения.

      1. Пятый переходный период – исход

Исход: окончательное разрушение фирмы, ее ликвидация тем или иным путем.

      1. Внутренние  и внешние признаки

Каждый  из переходных периодов, так же, как  и этапы, имеет свои временные  границы и качественные особенности. Первые определяются эффективностью управления, точнее, системой антикризисного управления, вторые – закономерной последовательностью  возникновения новых свойств  в развитии фирмы, которые можно  рассмотреть по внутренним и внешним  признакам.

Внутренние  признаки – финансовое положение, управляемость, социально-психологическая атмосфера деятельности, интеллектуальный и инновационный потенциал, ресурсосбережение, стратегия, информационные технологии, качество персонала.

Внешние признаки – конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, региональная структура, социально-политическая позиция, международные связи, связи с общественностью (паблик рилейшнз), природные условия.

Именно  сочетание всех этих свойств, выраженное в показателях функционирования фирмы, и характеризует качественную определенность этапа ее развития, а переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении  от этапа к этапу.

 

Но  не всякие изменения отражают переходный период. Некоторые изменения характеризуют  простую неустойчивость, флуктуацию (колебания) показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситуации рынка и пр.

Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь распознавать характер изменений в управляемых  и неуправляемых процессах, отделять изменения переходного периода  от изменений нормального функционирования фирмы.

  1. Цели  предприятия и необходимость  диагностики его кризисного состояния

    1. Значение  задачи распознавания кризисных состояний предприятия

Диагностика кризисного состояния предприятия – лишь одна из задач, которую приходится решать менеджменту предприятия. Но, по сравнению с другими задачами, эта задача должна иметь более высокий приоритет, так как напрямую связана с выживанием предприятия.

Система целей предприятия определяет всю  его деятельность. Если цели соответствуют  сложившейся рыночной ситуации, а  поставленные задачи удается решить, то предприятие добивается успеха. Если нет, то успеха добиться не удается.

Основной  целью любого предприятия является его выживание, даже если менеджмент это забывает. Без достижения этой цели предприятие уже не может выполнять свою миссию.

Что такое  миссия предприятия и как она  связана с системой целей?

Между полным успехом и полной неудачей существует достаточно большое количество промежуточных состояний. Каждое из этих состояний соответствует своему набору показателей, характеризующих  деятельность предприятия.

Состояние предприятия, когда для его деятельности и существования возникает угроза можно назвать кризисным.

Для успешного управления предприятием и принятия своевременных решений, руководство должно вовремя узнавать о появившихся угрозах и уж тем более о том, что положение  стало кризисным.

Источники информации для оценки (диагностики) состояния предприятия могут  быть различными:

  • Бизнес-планы предприятия;
  • Стратегический план;
  • Финансовая отчетность;
  • Маркетинговые исследования;
  • Мониторинг изменения законодательства;
  • Анализ конкурентной среды;
  • Показатели производственной деятельности и т.д.

 

Какие еще  источники информации могут использоваться для оценки состояния предприятия?

Переход от успеха к неудаче происходит через  множество промежуточных состояний, одно из которых является пороговым. За пороговым состоянием на предприятии начинается кризис.

Смысл диагностики  кризисного состояния предприятия состоит в том, что бы правильно распознать этот порог, который описывается определенной комбинацией показателей.

Составляющих  кризиса много, поэтому диагностика  кризисного состояния предприятия  является многомерной и сложной  задачей.

Банкротство есть крайняя форма кризисного состояния, когда фирма, не имеет каких-либо возможностей оплатить кредиторскую задолженность и восстановить свою платежеспособность за счет собственных ресурсов.

Между порогом кризиса и началом  процедуры банкротства, как правило, существует значительный отрезок времени. За время от момента фиксации кризиса  до начала банкротства фирма способна восстановить платежеспособность за счет собственных ресурсов (если, конечно, эти два момента не совпали). После  начала процедуры банкротства это  уже невозможно (за исключением случая, когда арбитражный суд признает фирму состоятельной): фирма либо ликвидируется, либо финансируется  из других источников (бюджет, кредиторы). Поэтому при всех отрицательных  аспектах кризиса не стоит переоценивать  остроту ситуации. Целесообразно  провести детальный анализ обстановки для выработки мер по ее улучшению.

В чем разница  между кризисом и банкротством?

    1. Распознавание кризисного состояния предприятия  как задача принятия решения в  условиях с риском

Категории задач в теории принятия решений (по критерию неопределенности):

  1. Детерминированный случай, когда руководитель точно знает результаты каждого из альтернативных вариантов решений.
  2. Решения, принимаемые в условиях риска – решения, результаты которых не могут выражаться точно, но известна вероятность каждого из них. Результат определяется конечным числом альтернатив, сумма вероятностей которых равна единице. Но при этом возможен точный расчет вероятности на основе статистических данных.
  3. Решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность результатов. Или даже, предположить какие возможны результаты.

 

Особенность задачи распознавания кризисного состояния  предприятия – то, что при оценке множества различных показателей, отражающих деятельность предприятия  мы получаем результат, состоящий из двух альтернатив: «КРИЗИС» и «НЕ КРИЗИС», вероятность которых можем относительно точно рассчитать.

Почему?

Риск  – это вероятность принятия ошибочного решения.

Почему для  решения задачи диагностики кризисного состояния предприятия используются методы распознавания образов?

Потому  что принятие даже двухальтернативного  решения “кризис” или “не кризис”  требует охвата большого числа показателей  деятельности фирмы, и влечет за собой  необходимость использования многомерных  статистических методов, т. к.

    1. данные показатели являются случайными величинами;
    2. данных показателей большое число;
    3. показатели могут быть связаны между собой любым образом в любых сочетаниях.
    1. Необходимость гарантированной достоверности  распознавания кризисного состояния  предприятия

В рамках экономической теории точного  определения класса процветающих и  класса погибающих предприятий нет.

Почему прибыльность не может являться единственным критерием  для диагностики кризисного состояния  предприятия?

«Прибыль, –  пишут М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, – представляет собой полностью  внутреннюю проблему организации ... Она  может выжить, только если будет  удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы  заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить  за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде  руководство подыскивает общую  цель организации»

Иными словами, недостаточно оценивать только прибыльность. Кроме того, прибыль считается  за истекший период (год, квартал, месяц…). Но уже в начале следующего периода  могут наступить обстоятельства, которые приведут предприятие к  кризису.

Пример: Букмекерские конторы с весны не могут получить лицензию на деятельность. До этого все было благополучно.

Еще примеры?

Чтобы выяснить, удачен бизнес фирмы или  неудачен, недостаточно уметь определять ситуацию внутри фирмы, менеджер обязан соотносить внутренние экономические  показатели с показателями рыночной среды в отрасли, ситуацией в  государстве и мировой экономике.

Уровни  для диагностики кризисного состояния  предприятия:

    • Мировая экономика;
    • Национальная экономика
    • Отрасль;
    • Предприятие.

 

Какие еще?

Важно вовремя распознавать кризисные  ситуации. Но совершенно ясно, что

никакая современная  информация сама по себе из кризиса  фирму не вытащит. Для выхода из кризиса  необходимо коренным образом изменить работу предприятия, для чего принимается  ряд ответственейших решений, непосредственно  связанных с функциями управления.

Вступление  в фазу кризиса – это вступление в новую ситуацию, характерную  прежде всего острой нехваткой финансовых ресурсов. Чтобы выжить, необходима полная мобилизация всех имеющихся  ресурсов фирмы и принятие нестандартных  менеджерских решений. Приняв решение  о кризисе, следует попытаться выделить главные причины, приведшие к  нему, а также оценить реальную серьезность кризисного явления. С  этого начинается пересмотр стратегии  фирмы. Если же принято решение о  том, что фирма по сравнению с  конкурентами пока далека от кризиса, это означает, что существующая стратегия  приносит свои плоды, что она эффективна, а менеджер, ее реализующий, вполне контролирует ситуацию.

Пересмотр стратегии  и ряд срочных мер, направленных на форсированное достижение конкурентного  преимущества, успеха не принесет, так  как вызовет быструю растрату финансовых ресурсов, усилит недоверие  работников к переменам, не выгодным им, понизив их мотивацию, может отрицательно повлиять на организационную структуру, когда ответственные лица не сразу  будут готовы нормально работать в изменившихся условиях.

Информация о работе Диагностика кризисного состояния предприятия