Диагностика кризисного состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:32, курс лекций

Описание работы

Каждая организация имеет собственный потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется закономерностям циклического развития социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы, свои причины и возможности наступления и разрешения кризисов.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии общего кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но в каждой организации влияние общего кризиса различно – все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и др.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, профессионализм управления, персонал, социальная атмосфера и т. д.) Организация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них ухудшением собственного состояния.

Содержание

1 Кризисы в управлении предприятием 4
1.1 Факторы развития организаций 4
1.2 Возникновение кризисов в организации 4
1.3 Тенденции цикличного развития организации 6
1.4 Опасность и вероятность кризисов в цикличных тенденциях развития организации 7
1.4.1 Первый переходный период – зарождение потенциала развития. 8
1.4.2 Второй переходный период – становление. 8
1.4.3 Третий переходный период – утверждение. 9
1.4.4 Четвертый переходный период – падение. 9
1.4.5 Пятый переходный период – исход 9
1.4.6 Внутренние и внешние признаки 9
2 Цели предприятия и необходимость диагностики его кризисного состояния 10
2.1 Значение задачи распознавания кризисных состояний предприятия 10
2.2 Распознавание кризисного состояния предприятия как задача принятия решения в условиях с риском 11
2.3 Необходимость гарантированной достоверности распознавания кризисного состояния предприятия 12
3 Система диагностики на предприятии 14
3.1 Понятие системы диагностики на предприятии 14
3.2 Виды диагностики 15
3.2.1 Экспресс-диагностика 15
3.2.2 Комплексная диагностика 16
3.2.3 Диагностика банкротства 17
4 Анализ состояния предприятия 17
4.1 Анализ финансового состояния предприятия 17
4.1.1 Цели и методы анализа 17
4.1.2 Этапы финансового анализа 19
4.2 Другие методы анализа состояния предприятия 20
4.3 Системный и комплексный экономический анализ как элемент управления 20
5 Финансовое состояние предприятия 21
5.1 Понятие финансового состояния предприятия 21
5.2 Финансовая устойчивость 21
5.2.1 Коэффициенты финансовой устойчивости 22
5.2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками финансирования 25
5.3 Платежеспособность 26
5.3.1 Показатели ликвидности 27
5.3.2 Анализ платежеспособности на основе коэффициентов ликвидности 30
5.4 Рентабельность 33
5.4.1 Общая рентабельность 33
5.4.2 Рентабельность оборотных активов 33
5.4.3 Рентабельность производственных фондов 34
5.4.4 Рентабельность активов предприятия 34
5.4.5 Рентабельность финансовых вложений 34
5.4.6 Рентабельность производства 34
5.4.7 Период окупаемости собственного капитала 35
6 Оценка инвестиционной и деловой активности предприятия 35
6.1 Показатели деловой активности предприятия 35
6.2 Показатели инвестиционной активности предприятия 38
7 Модели оценки вероятности угрозы банкротства. 39
7.1 Качественные подходы прогнозирования банкротства предприятий 39
7.2 Количественные подходы прогнозирования банкротства предприятии 42
7.2.1 Система показателей У. Бивера 42
7.2.2 Группа моделей оценки вероятности угрозы банкротства, основанных на методе мультипликативного дискриминантного анализа. 42
7.2.3 Методика прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей 45
7.2.4 Метол балльной оценки в прогнозировании банкротства 47
8 Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа 49
8.1 Понятие маржинального анализа 49
8.2 Проведение маржинального анализа 50
8.3 Анализ безубыточности 52
8.4 Анализ прибыли 53
8.5 Методы анализа прибыли 53
8.5.1 Метод прямого счета 53
8.5.2 Аналитический метод 54
8.5.3 Факторы, влияющие на изменение прибыли 54
8.6 Маржинальный анализ и управленческие решения 55
9 Антикризисное управление и диагностика: Основные моменты 55
9.1 Длительность периода антикризисного управления 55
9.2 Что такое антикризисное управление 56
9.3 Что такое кризис 56
9.4 Когда бесполезно проводить антикризисное управление 57

Работа содержит 1 файл

Лекции Диагностика кризисного состояния предприятия.docx

— 370.18 Кб (Скачать)

Почему менеджер нуждается в достоверной информации о наличии кризиса на фирме  и что эта информация ему дает?

Почему  для диагностики кризисного состояния  предприятия предпочтительнее пользоваться теорией распознавания образов?

Почему  менее надежно решение менеджера, пользующегося лишь своим опытом и интуицией?

Почему  ряд других моделей менее предпочтителен для решения этой задачи?

Для анализа ситуации приходится работать со множеством факторов, взаимодействующих  между собой в любых сочетаниях с разной степенью связанности, зависимости  друг от друга.

Ни  один менеджер не сможет абсолютно  верно указать такое правило, согласно которому анализируемому пространству N факторов, в котором каждый фактор связан с остальными мерой связи, измеряемой от 0 до 1 (коэффициент корреляции), однозначно соответствует с заданной вероятностью одна из альтернатив «КРИЗИС» - «НЕ КРИЗИС».

 

  1. Система диагностики на предприятии

    1. Понятие системы  диагностики на предприятии

Термин  «диагностика» позаимствован из медицины. Слово «диагноз» (от греческого - диагнозис) означает распознавание, определение. Он представляет собой процесс исследования объекта диагноза с целью получения результата диагноза, т.е. заключения о состоянии объекта диагноза.

Таком образом, сущность диагностики  заключается в выявлении патологических изменений в исследуемой системе  и установлении диагноза.

Диагностика – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».

Процесс диагностики – исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диагностика – это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная система (вся экономика страны, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, и др.)

Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику.

Задачи диагностики – определение мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы. Профессиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагностики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.

Поскольку диагностирование является исследовательским процессом, на него автоматически переносятся  все основные требования, предъявляемые  к научному исследованию:

  1. аутентичность – основанность на первоисточниках (на первичной достоверной информации)
  2. объективность – перед началом диагностирования его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Данная процедура учитывает три обязательных условия: кто проводит исследование; где оно проводится; четкое определение базовых параметров, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза.
  3. точность – необходимое требование к правильности диагноза.

Результат – это соответствие диагностируемого объекта, какому – то уровню, требованию, норме или отклонение от базы сравнения. Результаты предоставляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени.

    1. Виды диагностики

В зависимости от целей проведения и масштабов работ можно выделить три типа диагностики:

    • комплексная диагностика экономического состояния;
    • экспресс-диагностика;
    • диагностика банкротства.
      1. Экспресс-диагностика

Каждое предприятие  нуждается в непрерывном мониторинге своего текущего положения. Одним из эффективных способов анализа текущего положения предприятия является экспресс-диагностика, которая отражает мгновенный взгляд на хозяйственную ситуацию на предприятии.

Ее цель - найти и выделить наиболее сложные проблемы управления предприятием в целом и его финансовыми  ресурсами в частности. Это необходимо для сужения области поиска причин существующих проблем и путей их возможного решения. Данные этого анализа являются предварительными, а выводы носят вероятностный характер.

Экспресс-диагностика  предполагает небольшие затраты  времени для получения предварительной  оценки. Затем для более детального анализа проводятся дополнительные аналитические исследования по выделенным направлениям. Экспресс-диагностика  заключается в исследовании текущих  аспектов деятельности предприятия.

Проведение  экспресс - диагностики предприятия  не представляет особых сложностей при  наличии всех необходимых исходных данных. Однако, поскольку на большинстве  российских предприятий система  управленческого учета отсутствует, данные для экспресс - диагностики  извлекаются из бухгалтерской отчетности. Этот способ не оптимален с точки  зрения как затрат времени и труда, так и получаемых результатов, но, к сожалению, для многих руководителей  это единственная реальная возможность  оценить текущее положение предприятий, а также представить тенденции  их развития.

Этапы экспресс – диагностики:

  1. Сбор информации и оценка ее достоверности на основании анализа учетной политики предприятия. Отбор данных из форм бухгалтерской отчетности за требуемый период времени: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о финансовых результатах (форма 2).
  2. Перевод типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму.
  3. Анализ структуры отчетов и динамики показателей.
  4. Расчеты и группировки показателей по основным направлениям анализа.
  5. Анализ и изменения групп показателей за исследуемый период.
  6. Выявление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.
  7. Подготовка заключения о финансовом состоянии предприятия. Определение "узких мест" и поиск резервов.
  8. Выработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.

 

Таким образом, экспресс-диагностика проводится для получения небольшого числа ключевых, наиболее информативных показателей, дающих точную и объективную картину текущего положения предприятия. Она позволяет выявить назревающие проблемы и предложить возможные выходы из критических ситуаций.

      1. Комплексная диагностика

Комплексная диагностика включает:

  • Организационную
  • Кадровую
  • Функциональную
  • Стратегическую диагностику

Структура и  глубина исследований, которые необходимо провести в ходе диагностики, порядок  проведения диагностики, сроки, состав исполнителей определяются по итогам экспресс - диагностики.

Комплексная диагностика состояния  предприятия позволяет определить текущее состояние дел предприятия, оценить её инновационный потенциал, детально изучить проблемы, очерченные на этапе экспресс - диагностики, и  выявить причины их возникновения.

В ходе диагностики  могут использоваться следующие  направления исследований

  • Расширенный анализ отрасли;
  • Финансы;
  • Маркетинг;
  • Производственная деятельность;
  • Исследования и разработки;
  • Кадры;
  • Система управления;
  • Общая эффективность компании.

Комплексная диагностика состояния предприятия  позволяет оценить все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, но представляет собой достаточно трудоемкий процесс, и проводится, как правило, сторонними консультантами. В связи с этим потенциальная периодичность проведения комплексной диагностики очень низка – менее одного раза в год, и практика показывает, что ее выполняет ограниченное число предприятий, в основном, находящихся в кризисном состоянии или перед осуществлением каких-либо крупных проектов (например, внедрение информационных систем управления).

Применение  для оценки надежности комплексной  диагностики, очевидно, будет противоречить  важному экономическому принципу –  принципу рентабельности, который означает, что затраты на управления надежностью  не должны превышать полученный от этого финансовый результат.

      1. Диагностика банкротства

Целью диагностики банкротства, наряду с констатацией факта банкротства, является прогнозирование кризисных ситуаций.

Прогнозирование банкротства, как показывает зарубежный опыт, возможно за 1,5 – 2 года до появления  его очевидных признаков. Для  диагностики вероятности банкротства  используется несколько подходов, основанных на применении:

  • трендового анализа обширной системы критериев и признаков;
  • ограниченного круга показателей;
  • интегральных показателей;
  • рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятий и др.;
  • факторных регрессионных и дискриминантных моделей.

Признаки банкротства свидетельствуют о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем.

Это такие  признаки как снижение производственного  потенциала, наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности  и др.

Предприятию следует обратить внимание на эти  признаки, а также на те показатели, неблагоприятные значения которых  не дают основания рассматривать  текущее финансовое состояние как  критическое, но сигнализируют о  возможности его ухудшения (например, потеря ключевых контрагентов).

В отечественной  практике при диагностике несостоятельности  использовалась методика, изложенная в Приказe ФСФО России от 23.01.2001г. №16 «Об утверждении методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций».

  1. Анализ  состояния предприятия

    1. Анализ финансового  состояния предприятия

Для анализа  финансового состояния предприятия  используется система взаимосвязанных  показателей, базирующихся на данных бухгалтерской  и статистической отчетности предприятия. 

      1. Цели и  методы анализа

Анализ финансового  состояния имеет две основные цели:

  • оценить прошедшую финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
  • подготовить информацию, необходимую для прогнозирования.

Цели анализа могут быть достигнуты в результате решения взаимосвязанного набора аналитических задач:

  • определение финансового состояния предприятия на момент проведения анализа;
  • выявление тенденций и закономерностей развития предприятия;
  • определение "узких" мест, которые отрицательно влияют на финансовое состояние предприятия;
  • выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

Результаты финансового анализа используются:

  • администрацией для принятия управленческих решений;
  • внешними пользователями (банками - для определения кредитоспособности предприятия, потенциальными инвесторами - для определения целесообразности инвестиций, профессиональными участниками фондового рынка - для определения цены акций и т.д.).

Для анализа  финансового состояния используется система взаимосвязанных показателей, базирующихся на данных бухгалтерской  и статистической отчетности предприятия. Такой анализ иногда называют внешним, поскольку он ориентируется только на публичную отчетность предприятия. Достоверность выходных данных определяет ценность показателей, по которым ведется расчет.

Основное  содержание внешнего анализа состоит  из:

  • анализа абсолютных показателей прибыли;
  • анализа относительных показателей прибыли;
  • анализа финансовой устойчивости и ликвидности баланса;
  • анализа эффективности использования привлеченного капитала.

Информация о работе Диагностика кризисного состояния предприятия