Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

Информацию о положении дел на белорусском рынке банкротства можно получить на сайте Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, где в разделе «Банкротство» приводятся: объявления о банкротстве; лицензиаты; состояние дел о банкротстве; судебная практика; разъяснения.

 

Для отличника. Справка по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), находящимся в производстве хозяйственных судов в период с 01.08.2010 по 01.09.2010 г.

Общее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве), находящихся в производстве хозяйственных судов по состоянию на 01.09.2010, в Беларуси составило 1563 дела, из которых количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности составляет 1497 дел, то есть 95,7% от общего количества дел данной категории.

Обращаем внимание, что 49,3% дел об экономической несостоятельности (банкротстве) находится в производстве хозяйственного суда г. Минска (772 дела). Данный процент в большинстве своем формируется за счет дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности.

По состоянию на 01.09.2010 в производстве хозяйственных судов Республики Беларусь имелось 66 дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны, к которым относятся государственные организации, организации, имеющие долю государственной собственности в уставном фонде, градообразующие и приравненные к ним организации, бюджетообразующие, системообразующие организации (информация по указанным делам приведена в приложении к лекции).

В соответствии с обобщенной информацией о делах об экономической несостоятельности (банкротстве), количество дел, по которым принято решение о банкротстве с ликвидацией, преобладает над количеством дел, по которым вынесено решение об экономической несостоятельности с санацией, в три раза.

В рассматриваемом периоде новые производства об экономической несостоятельности (банкротстве) хозяйственными судами не возбуждались.

Автор: Заместитель начальника главного правового управления Т.И. Мельник

Источник: http://www.court.by/bankruptcy/

__________________________________________________________________

 

  1. Белорусское общественное объединение специалистов по антикризисному управлению и банкротству (БООСАУБ) (адрес сайта: http://www.bankrot.by. На сайте имеется довольно содержательная лента новостей) оказывает консультационные и юридические услуги по сопровождению процедур банкротства ряду банков, государственным предприятиям и учреждениям, а также коммерческим предприятиям и индивидуальным предприятиям Беларуси.

 

  1. В Беларуси выпускается газета под названием «Антикризисное Управление». С анонсами статей можно ознакомиться на сайте www.anticrisis.by.

 

 

  1. В Беларуси имеется Корпорация Антикризисного Управления (была создана в 2000 году). У этой корпорации имеется очень информативный портал, который называется «Банкротство в Республике Беларусь» (адрес http://www.kay.by/).  На этом портале можно найти информацию следующего характера: новости; антикризисные управляющие (помещен список антикризисных управляющих в Беларуси, имеющих лицензии, приводится их рейтинг, составленный исходя из количества проведенных ими дел о банкротстве); законодательство (в том числе и российское); опыт и анализ (приводятся электронные версии публикаций и статей, посвященных теме банкротства). Согласно данным этого источника в Беларуси в настоящее время есть 162 антикризисных управляющих, которые имеют действующие лицензии.

 

  1. Властные структуры и профильные ведомства, в том числе фонды по поддержке малого бизнеса, службы занятости, государственные налоговые службы, внебюджетные, консалтинговые фирмы, страховые компании, антикризисные управляющие.

 

  1. Правовое обеспечение государственного антикризисного регулирования в Беларуси.

 

Для отличника. История разработки, утверждения и начала действия закона «О банкротстве» в Беларуси. Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) появилось в Беларуси в начале 1990-х годов. До 1990 года экономика Беларуси базировалась на принципах планового управления. Национальное законодательство не содержало даже таких терминов, как «несостоятельность» или «банкротство». Если возникала необходимость ликвидировать предприятие государственной формы собственности или осуществить другие формы реорганизации, то все эти процессы происходили под контролем органов исполнительной власти государства, которое фактически было в одном лице и должником и кредитором.

В 1990 году после распада СССР, провозглашения независимости и суверенитета в Беларуси начались экономические и правовые реформы, направленные на формирование рыночного механизма хозяйствования. В этой связи Верховным Советом Республики Беларусь был принят целый ряд законодательных актов, регулирующих новые правоотношения между субъектами хозяйствования. В их числе Беларусь первой из всех государств- участников СНГ в мае 1991 года приняла Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве». С этого времени в национальном праве берет старт специфический правовой институт, регулирующий отношения между кредитором и должником в связи с абсолютной неплатежеспособностью последнего, – «экономическая несостоятельность (банкротство)». Это один из самых значимых, объемных и сложных институтов гражданского и коммерческого права в Беларуси, состоящий из комплекса норм материального и процессуального характера.

Однако этот закон был разработан и принят скорее под политический заказ, а не как инструмент правового регулирования реально существующих отношений, поэтому носил упрощенный, декларативный характер. В нем были обозначены лишь некоторые поверхностные «срезы» законодательства о банкротстве. Понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» в нем разделялись как самостоятельные этапы судебной процедуры. Судебная практика того времени подтверждает, что указанный закон использовался кредиторами в качестве механизма запугивания своих должников с целью возврата долгов.

Весной 1994 года белорусский Парламент принял новую Конституцию Республики Беларусь, что дало толчок развитию качественно новых тенденций, в том числе в экономике и праве. В этом же году Министерство экономики Беларуси начало подготовку проекта нового Закона Республики Беларусь «О банкротстве». К данной работе подключился Высший Хозяйственный Суд  Беларуси. После ознакомления с законодательством о несостоятельности в ряде европейских государств, а также в США и Японии, был подготовлен второй вариант проекта Закона Республики Беларусь «О банкротстве», который и был представлен в январе 1995 года Высшему Хозяйственному Суду Беларуси. Проект Закона «О банкротстве» был внимательно рассмотрен в комиссиях Верховного Совета Беларуси, одобрен и рекомендован для последующего рассмотрения на сессии. Однако по различным причинам этому не было суждено сбыться.

В течение 1995 года были проведены следующие мероприятия:

  • при Высшем Хозяйственном Суде Беларуси создан на общественных началах Межведомственный совет по делам об экономической несостоятельности и банкротстве, который взял на себя координацию дальнейших усилий по развитию законодательства о несостоятельности;
  • проект Закона о банкротстве был представлен для ознакомления и внесения предложений различным государственным и негосударственным структурам Беларуси, обсужден на двух международных семинарах в Минске с участием специалистов из России, Польши, Чехии, США, Всемирного банка;
  • был разработан и принят ряд подзаконных актов по оценке финансового состояния и определению критериев неплатежеспособности субъектов хозяйствования;
  • была начата подготовка проектов Законов Республики Беларусь «О санации» и «Об управляющем в процедуре банкротства».

В конце 1995 года был избран Верховный Совет  Беларуси тринадцатого созыва. В повестку дня сессии были включены все три проекта Законов Республики Беларусь – «О банкротстве», «О санации» и «Об управляющем в процедуре банкротства». Первый из них по инициативе парламента был направлен на экспертизу в Германский фонд международного правового сотрудничества, откуда был дан положительный отзыв. После детального заинтересованного обсуждения проектов в комиссиях и фракциях парламента весной 1996 года они были приняты в первом чтении, а осенью того же года – во втором.

В 1996 году при правительстве – Кабинете Министров Республики Беларусь – был создан на общественных началах Совет по банкротству и финансовому оздоровлению субъектов хозяйствования и утверждено Положение о нем.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Конституцию Беларуси в ноябре 1996 года, названные проекты так и не стали законами. Однако работа над их совершенствованием продолжалась. Было принято решение уйти от множественности правовых актов в этой сфере и подготовить один комплексный проект закона, который бы учитывал в том числе особенности признания несостоятельными отдельных субъектов предпринимательской деятельности: банков, градообразующих организаций, страховых компаний, индивидуальных предпринимателей.

В 1997 году был создан Комитет по санации и банкротству при Министерстве по управлению государственным имуществом и приватизации Беларуси (в настоящее время — Департамент по санации и банкротству Минэкономики), который начал осуществлять экспресс-анализ финансового состояния и платежеспособности более 6 тысяч предприятий государственной собственности или с долей государства в уставном фонде, вести мониторинг их финансового состояния, информировать о нем органы государственного и отраслевого управления, разрабатывать проекты нормативных правовых актов по вопросам банкротства.

В этом же году представители Высшего Хозяйственного Суда Беларуси приняли активное участие в разработке проекта модельного закона о банкротстве для стран СНГ. В декабре 1997 года на десятом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств- участников СНГ принят модельный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». После этого были приняты соответствующие законы в ряде стран СНГ, внесшие изменения и дополнения в действующие законы о банкротстве (в России – в 1998 г., в Украине – в 1999 г.).

С 1998 года развернута система подготовки, аттестации и лицензирования деятельности доверенных лиц в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве.

_________________________________________________________________

 

В период с 1997 по 2010 год в Беларуси был принят ряд нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с банкротством. В частности, это:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. №442 «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования»;
  • Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. №9 «О порядке назначения хозяйственным судом ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц»;
  • Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. №423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»
  • Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

 

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – рассматриваются хозяйственными судами по правилам, определенным Хозяйственным процессуальным кодексом, с особенностями, предусмотренными Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», а также другими правовыми актами Президента Республики Беларусь.

Иное законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве), в том числе установленный Хозяйственным процессуальным кодексом порядок судопроизводства в отношении дел о банкротстве, применяется в части, не противоречащей Указу № 508, другим правовым актам Президента Республики Беларусь. Ряд принципиальных положений, регулирующих правоотношения по банкротству, содержится в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 11 от 6 апреля 2005 г. и 22 декабря 2006 г.

_________________________________________________________________

 

Дадим краткую характеристику Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

Для отличника. Справка. Становление института банкротства в современной Беларуси началось с принятия еще до распада Советского Союза Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. № 826-ХП «Об экономической несостоятельности и банкротстве» — первого такого закона в республиках СССР, который носил скорее декларативный и концептуальный характер, не содержал детально регламентированных процедур банкротства и состоял из 46 статей. Ставилась задача создания системы урегулирования имущественных отношений между субъектами предпринимательской деятельности при экономической несостоятельности или банкротстве любого из них с целью максимально возможного удовлетворения взаимных претензий всех заинтересованных сторон. Тот закон имел три редакции и утратил свою силу в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

При создании действующего Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» использовался опыт ведущих государств с рыночной экономикой, а также модельное законодательство, разработанное в середине 1990-х годов для стран СНГ.

 

В настоящее время действует шестая редакция данного Закона, первая редакция была опубликована 18 июля 2000 г., вторая – 4 января 2003 г., третья – 29 июня 2006 г., четвертая – 11 июля 2007 г., пятая – 26 декабря 2007 г., шестая – 8 июля 2008 г.

 

Закон состоит из 13 разделов, содержащих 261 статью. В его основу положены, в частности, следующие принципы:

Информация о работе Антикризисный менеджмент