Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

При начале строительства  специалисты компании «СИ плюс»  определяют оптимальный способ организации  расчетов с подрядчиками в рамках действующего законодательства и разрабатывают графики строительства. В дальнейшем компания «СИ плюс» координирует работу подрядчиков, проверяет правильность составляемой документации, обоснованность определения объемов выполненных работ, контролирует сроки строительства, ведет работу по заключению договоров с поставщиками строительных материалов, предложившими по итогам сравнения ценовых предложений наилучшие условия.

 

Инжиниринг. Компания СООО «СИ плюс» в процессе сопровождения реализации инвестиционного проекта в строительстве оказывает следующие инженерные услуги:

- сбор исходной и  разрешительной документации;

- сбор технических  условий;

- сбор документации  для отвода земли;

- сопровождение процедур  выбора проектировщика и заключения  договора подряда;

- управление проектированием;

- подбор материалов  и оборудования для строительства;

- сопровождение согласования  проектной документации и прохождения  ей государственных экспертиз;

- сопровождение процедур  выбора подрядчика и заключения  договора подряда;

- управление строительством;

- сопровождение приемки  объекта в эксплуатацию.

 

О компании. Аргументы для инвесторов на счет того, почему целесообразно и выгодно  прибегать к услугам управляющих компаний при строительстве объектов.

Компания «СИ плюс»  работает на рынке Беларуси с 2006 года, предоставляя услуги в области инжиниринга и проектирования. Оказывает содействие частным компаниям в разработке проектной документации, прохождении всех этапов согласований, строительстве и вводе в эксплуатацию зданий различных назначений.

С советских времен и  по сегодняшний день при каждой районной администрации существуют Управления капитального строительства, координирующие работы по бюджетным инвестиционным проектам. Компания «СИ плюс» выполняет  аналогичные функции, помогая в строительстве частным инвесторам.

Цель компании – предусмотреть  все возможные нюансы строительства  на стадии замысла проекта.

Работа специалистов компании помогает избежать необоснованных финансовых и временных затрат на исправление ошибок и доведение «до ума» здания, строительство которого не было продумано до мелочей. Ведь зачастую непрофессиональные действия в строительстве ведут к непредсказуемым последствиям.

Помощь специалистов в области проектирования необходима частным компаниям даже в том случае, если они уже имеют опыт реализации нескольких проектов в области строительства. Это обусловлено тем, что нормы законодательства не стоят на месте, и без знания нюансов технической и правовой документации, действующей в настоящее время, сложно не столкнуться с «иллюзией выигрыша» от экономии на услугах управляющей компании и не допустить ошибок.

 

Источник: http://www.ciplus.org/about.html

 

Итоговое пояснение. То есть будет дешевле – работать с Подрядчиком на прямую без посредника, но при иметь риски, которые придется покрывать и нести определенные затраты. В итоге это может стать и не дешевле. Второй путь, – это тратиться на услуги управляющей компании, но при этом освободить себя от ряда работ и свести риски к минимуму. В развитых странах – в основном идут по второму пути, к чему и призывает руководство компании «СИ плюс».

 

 

 

Тема 3. Государственное антикризисное регулирование.

 

  1. Антикризисное регулирование: понятие, функции, направления.
  2. Виды и методы антикризисного регулирования.
  3. Система антикризисного регулирования Беларуси.
  4. Правовое обеспечение государственного антикризисного регулирования в Беларуси.

 

 

    1. Антикризисное регулирование: понятие, функции, направления.

Государственное антикризисное регулирование – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.


 

Особенно государство отслеживает ситуацию на валообразующих и/или градообразующих предприятиях, так как ухудшение экономической ситуации на них, может привести к дестабилизации экономики отдельного города, региона или все страны. Обычно в таких крупных компаниях есть доля государства. Но даже без доли государства в уставном фонде или без пакета акций, государство через нормативно-правовое регулирование имеет рычаги воздействия на крупные компании в стране.

 

Государственное антикризисное регулирование – это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.


 

Система антикризисного регулирования экономики – это комплекс мер, направленных на предотвращение массовых банкротств на макроэкономическом уровне. Антикризисное регулирование по масштабам охватывает отдельные отрасли или экономику государства в целом и включает конкретные механизмы государственного воздействия и проявляется в сглаживании амплитуд циклического развития.

Сглаживание циклов может достигаться различными методами – проведением соответствующей кредитно-денежной политики (регулированием ставки рефинансирования, налоговые льготы для отдельных предприятий или наоборот – создание резервных фондов и увеличение сборов с предприятий), бюджетно-налоговой политик (изменением расходов госбюджета и регулирование спроса в экономике), изменением амортизационной политики (изменение требований к  амортизационной политике предприятий со стороны государства).

Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.

_________________________________________________________________________

 

Термин «антикризисное управление», равно как и «антикризисное регулирование», возникли в Беларуси сравнительно недавно. Считается, что причина их появления – это реформирование экономики Беларуси и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.

В настоящее время существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «антикризисное управление»:

  • управление фирмой в условиях общего кризиса экономики;
  • управление фирмой в преддверии банкротства;
  • деятельность в рамках судебных процедур банкротства;
  • системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях.

 

Для отличника. Кризис повысил спрос в Беларуси на риск-менеджеров. Еще несколько лет назад многие руководители белорусских компаний даже не подозревали о существовании такой профессии, как риск-менеджер, и решали проблемы своего бизнеса, опираясь лишь на собственную интуицию и опыт. Сейчас же в некоторых крупных компаниях (особенно с западным капиталом) начали задумываться о введении такой должности.

А для большинства  коммерческих белорусских банков риск-менеджмент уже давно является неотъемлемой частью системы управления. Спрос на профессионалов, способных обнаруживать различные риски и снижать их негативные последствия для бизнеса особенно возрос в период кризиса.

В соседней России эта  профессия стала пользоваться спросом  уже в 1998 году. Первые риск-менеджеры, тогда еще приглашенные из-за рубежа выпускники западных бизнес-школ, появились в банках, а через несколько лет – на крупных промышленных предприятиях. Затем их функции стали выполнять российские страховщики, аудиторы и финансовые аналитики. Сейчас на кадровом рынке России есть собственные профессиональные риск-менеджеры, а подготовкой таких специалистов занимаются ведущие вузы страны.

Несмотря на то, что  бума на риск-менеджеров в Беларуси пока нет, спрос на таких специалистов в банках и крупных иностранных  компаниях стабилен. Другое дело, что  таких организаций в Беларуси немного, соответственно, и «рисковиков» разного уровня в стране, по подсчетам экспертов, чуть больше сотни.

По данным журнала  «Дело», уровень заработной платы  риск-менеджера исполнительского уровня в Беларуси колеблется в диапазоне от $700 до $1000. А в банковском секторе зарплата такого специалиста начинается от $1000. Для сравнения в той же России, где давно отмечается устойчивый спрос на риск-менеджеров, размер их заработной платы находится в диапазоне от $2500 до $4000. А порой зарплаты могут достигать $10 тысяч и больше – столько платят руководителям департаментов риск-менеджмента больших индустриальных холдингов и опытным, компетентным специалистам. А в Англии зарплаты в сфере риск-менеджмента колеблются от £60 тысяч в год у рядового исполнителя до £235 тысяч у управляющего биржевыми рисками.

Также в Беларуси со стороны  госорганов в 2009-2010 годах резко повысился  спрос на услуги тех макроэкономистов, которые могут прогнозировать развитие экономических процессов, прежде всего  на предмет предупреждения внутренних и внешних угроз для экономики страны.

________________________________________________________________________________

 

Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.

 

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:

  • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
  • предупреждение и недопущение кризисов в экономически- и социально-значимых сферах, таких как, например, банковская сфера или сфера общественного транспорта;
  • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

 

 

Можно выделить основные функции антикризисного регулирования:

– предкризисное управление;

– управление в условиях кризиса;

– управление процессами выхода из кризиса;

– стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);

– минимизация потерь и упущенных возможностей;

– своевременное принятие решений.

 

  1. Виды и методы антикризисного регулирования.

 

Для государственного антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов (табл. 3.1):

 

Таблица 3.1. Основные виды государственного антикризисного регулирования

Виды регулирования

Содержание

Правовое

Создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства

Методическое

Методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности

Информационное

Учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий

Экономическое

и административное

Применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации

Организационное

Создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника

Социальное

Социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий

Кадровое

Поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации

Экологическое

Защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия


 

Меры (методы) антикризисного государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. К административным рычагам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования обычно выделяют: налоговую политику, кредитно-денежную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.

Часто бывает сложно разграничить административные и экономические рычаги. Например, налоговая политика относится к мерам экономического регулирования, однако концепция этой политики закреплена законодательно – в Налоговом кодексе Беларуси. Аналогично в правовых актах сформулированы основы кредитно-денежной и валютной политики. Часто в СМИ и даже в научной литературе указывается на отставание законодательной базы реформ как главной причины кризиса, однако глубинная причина заключается в другом: отсутствии концепции оказания помощи предприятиям в кризисной ситуации или предотвращения кризиса, запаздывании ее разработки.

Информация о работе Антикризисный менеджмент