Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций
В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.
1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..
При начале строительства специалисты компании «СИ плюс» определяют оптимальный способ организации расчетов с подрядчиками в рамках действующего законодательства и разрабатывают графики строительства. В дальнейшем компания «СИ плюс» координирует работу подрядчиков, проверяет правильность составляемой документации, обоснованность определения объемов выполненных работ, контролирует сроки строительства, ведет работу по заключению договоров с поставщиками строительных материалов, предложившими по итогам сравнения ценовых предложений наилучшие условия.
Инжиниринг. Компания СООО «СИ плюс» в процессе сопровождения реализации инвестиционного проекта в строительстве оказывает следующие инженерные услуги:
- сбор исходной и разрешительной документации;
- сбор технических условий;
- сбор документации для отвода земли;
- сопровождение процедур
выбора проектировщика и
- управление проектированием;
- подбор материалов
и оборудования для
- сопровождение согласования
проектной документации и
- сопровождение процедур
выбора подрядчика и
- управление строительством;
- сопровождение приемки объекта в эксплуатацию.
О компании. Аргументы для инвесторов на счет того, почему целесообразно и выгодно прибегать к услугам управляющих компаний при строительстве объектов.
Компания «СИ плюс» работает на рынке Беларуси с 2006 года, предоставляя услуги в области инжиниринга и проектирования. Оказывает содействие частным компаниям в разработке проектной документации, прохождении всех этапов согласований, строительстве и вводе в эксплуатацию зданий различных назначений.
С советских времен и по сегодняшний день при каждой районной администрации существуют Управления капитального строительства, координирующие работы по бюджетным инвестиционным проектам. Компания «СИ плюс» выполняет аналогичные функции, помогая в строительстве частным инвесторам.
Цель компании – предусмотреть все возможные нюансы строительства на стадии замысла проекта.
Работа специалистов компании помогает избежать необоснованных финансовых и временных затрат на исправление ошибок и доведение «до ума» здания, строительство которого не было продумано до мелочей. Ведь зачастую непрофессиональные действия в строительстве ведут к непредсказуемым последствиям.
Помощь специалистов в области проектирования необходима частным компаниям даже в том случае, если они уже имеют опыт реализации нескольких проектов в области строительства. Это обусловлено тем, что нормы законодательства не стоят на месте, и без знания нюансов технической и правовой документации, действующей в настоящее время, сложно не столкнуться с «иллюзией выигрыша» от экономии на услугах управляющей компании и не допустить ошибок.
Источник: http://www.ciplus.org/about.
Итоговое пояснение. То есть будет дешевле – работать с Подрядчиком на прямую без посредника, но при иметь риски, которые придется покрывать и нести определенные затраты. В итоге это может стать и не дешевле. Второй путь, – это тратиться на услуги управляющей компании, но при этом освободить себя от ряда работ и свести риски к минимуму. В развитых странах – в основном идут по второму пути, к чему и призывает руководство компании «СИ плюс».
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование.
Государственное антикризисное регулирование – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. |
Особенно государство отслеживает ситуацию на валообразующих и/или градообразующих предприятиях, так как ухудшение экономической ситуации на них, может привести к дестабилизации экономики отдельного города, региона или все страны. Обычно в таких крупных компаниях есть доля государства. Но даже без доли государства в уставном фонде или без пакета акций, государство через нормативно-правовое регулирование имеет рычаги воздействия на крупные компании в стране.
Государственное антикризисное регулирование – это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. |
Система антикризисного регулирования экономики – это комплекс мер, направленных на предотвращение массовых банкротств на макроэкономическом уровне. Антикризисное регулирование по масштабам охватывает отдельные отрасли или экономику государства в целом и включает конкретные механизмы государственного воздействия и проявляется в сглаживании амплитуд циклического развития.
Сглаживание циклов может достигаться различными методами – проведением соответствующей кредитно-денежной политики (регулированием ставки рефинансирования, налоговые льготы для отдельных предприятий или наоборот – создание резервных фондов и увеличение сборов с предприятий), бюджетно-налоговой политик (изменением расходов госбюджета и регулирование спроса в экономике), изменением амортизационной политики (изменение требований к амортизационной политике предприятий со стороны государства).
Основными задачами антикризисного регулирования являются смягчение кризисных процессов и использование кризиса как стартовой точки для нового витка развития экономической системы.
______________________________
Термин «антикризисное управление», равно как и «антикризисное регулирование», возникли в Беларуси сравнительно недавно. Считается, что причина их появления – это реформирование экономики Беларуси и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства.
В настоящее время существует несколько точек зрения по поводу того, что следует понимать под термином «антикризисное управление»:
Вместо термина «антикризисное управление» в англоязычной литературе используется понятие «кризис-менеджмент». В широком смысле под кризис-менеджментом понимается управление в чрезвычайных ситуациях.
Для отличника. Кризис повысил спрос в Беларуси на риск-менеджеров. Еще несколько лет назад многие руководители белорусских компаний даже не подозревали о существовании такой профессии, как риск-менеджер, и решали проблемы своего бизнеса, опираясь лишь на собственную интуицию и опыт. Сейчас же в некоторых крупных компаниях (особенно с западным капиталом) начали задумываться о введении такой должности.
А для большинства коммерческих белорусских банков риск-менеджмент уже давно является неотъемлемой частью системы управления. Спрос на профессионалов, способных обнаруживать различные риски и снижать их негативные последствия для бизнеса особенно возрос в период кризиса.
В соседней России эта профессия стала пользоваться спросом уже в 1998 году. Первые риск-менеджеры, тогда еще приглашенные из-за рубежа выпускники западных бизнес-школ, появились в банках, а через несколько лет – на крупных промышленных предприятиях. Затем их функции стали выполнять российские страховщики, аудиторы и финансовые аналитики. Сейчас на кадровом рынке России есть собственные профессиональные риск-менеджеры, а подготовкой таких специалистов занимаются ведущие вузы страны.
Несмотря на то, что бума на риск-менеджеров в Беларуси пока нет, спрос на таких специалистов в банках и крупных иностранных компаниях стабилен. Другое дело, что таких организаций в Беларуси немного, соответственно, и «рисковиков» разного уровня в стране, по подсчетам экспертов, чуть больше сотни.
По данным журнала
«Дело», уровень заработной платы
риск-менеджера
Также в Беларуси со стороны госорганов в 2009-2010 годах резко повысился спрос на услуги тех макроэкономистов, которые могут прогнозировать развитие экономических процессов, прежде всего на предмет предупреждения внутренних и внешних угроз для экономики страны.
______________________________
Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики – управляемый процесс, включающий в себя два блока процедур: антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:
Можно выделить основные функции антикризисного регулирования:
– предкризисное управление;
– управление в условиях кризиса;
– управление процессами выхода из кризиса;
– стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости);
– минимизация потерь и упущенных возможностей;
– своевременное принятие решений.
Для государственного антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов (табл. 3.1):
Таблица 3.1. Основные виды государственного антикризисного регулирования
Виды регулирования |
Содержание |
Правовое |
Создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства |
Методическое |
Методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности |
Информационное |
Учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий |
Экономическое и административное |
Применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации |
Организационное |
Создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника |
Социальное |
Социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий |
Кадровое |
Поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации |
Экологическое |
Защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия |
Меры (методы) антикризисного государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. К административным рычагам государственного регулирования обычно относят: правовое обеспечение, разработку рекомендаций, пакета мер по выходу из кризиса, контроль деятельности, применение санкций. Среди экономических рычагов государственного регулирования обычно выделяют: налоговую политику, кредитно-денежную политику, валютное регулирование, отношения собственности, участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаниях в виде доли собственности.
Часто бывает сложно разграничить административные и экономические рычаги. Например, налоговая политика относится к мерам экономического регулирования, однако концепция этой политики закреплена законодательно – в Налоговом кодексе Беларуси. Аналогично в правовых актах сформулированы основы кредитно-денежной и валютной политики. Часто в СМИ и даже в научной литературе указывается на отставание законодательной базы реформ как главной причины кризиса, однако глубинная причина заключается в другом: отсутствии концепции оказания помощи предприятиям в кризисной ситуации или предотвращения кризиса, запаздывании ее разработки.