Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций
В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.
1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..
Павел ДАНЕЙКО, бывший директор Института приватизации и менеджмента, в настоящее время руководитель проекта BEROC:
– Без него не может существовать рыночная экономика. Белорусский Закон о банкротстве хороший, но малоэффективный в наших условиях. В нем упор сделан на санацию, но мало инструментов заложено, чтобы она была эффективной. Фактически не работает процедура изменения собственника. Если банкрот – госпредприятие, его санируют как государственное, частное – как частное. Нет практики изменения госпредприятия на частное. Смысл банкротства в том, чтобы предприятие стало эффективным, а при ограниченных инструментах санации теряется смысл банкротства. Нужно дорабатывать всю экономическую систему.
Александр МИРОНИЧЕНКО, директор департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь:
– Данная структура,
несомненно, нужна. Другое дело, какое
банкротство нам нужно? Ведь одна из целей
банкротства – защитить права кредиторов.
Сегодня на стадии банкротства находятся
более тысячи субъектов, а это около 32
тысяч работников и около 10 тысяч кредиторов.
Если не будет процедуры банкротства,
они не смогут решить свои проблемы. Нужна
более эффективная процедура банкротства,
которой предшествует санация, а ликвидация
должна быть быстрой. Закон о банкротстве
сегодня совершенный и современный. Мы
вместе с россиянами разработали модельный
(универсальный) закон для стран СНГ. На
его основе создали свой. У нас концепция
другая, есть защитный (буферный) период,
когда нельзя возбудить ложное банкротство.
Но отдельные статьи Закона о банкротстве
требуют доработки. И сейчас Высший хозяйственный
суд вместе с правительством работают
над проектом декрета Президента, корректирующего
Закон (примеч. Уже принят. Видимо
речь шла об Указе Президента Республики Беларусь
от 12 ноября 2003 г. №508. – В.А.). Конечная цель – заставить
собственника, особенно госпредприятия,
принимать меры, упреждающие банкротство.
Источник: Экономическая газета. №65(682)
от 26.08.2003. ссылка на материал: http://www.neg.by/publication/
Таблица 8.1. Крупнейшие 45 банкротств в США с 1970 по 2002 годы
Наименование компании |
Величина активов, млрд. USD* |
2002 год | |
WorldCom, Inc. |
105,7 |
Conseco, Inc. |
62,5 |
Global Crossing |
31,2 |
UAL Corp. |
25,6 |
Adelphia Communications |
22,2 |
NTL, Inc. |
17,1 |
Kmart Corp. |
14,4 |
US Airways, Inc. |
8,1 |
XO Communications, Inc. |
8,1 |
Williams Communications Group, Inc. |
6,8 |
McLeodUSA, Inc. |
4,8 |
Budget Group, Inc. |
4,6 |
Итого за 2002 год |
310,4 |
2001 год | |
Enron Corp. |
67,7 |
Pacific Gas & Electric |
23,0 |
Reliance Group Holdings |
13,0 |
Federal Mogul Corp. |
10,5 |
Comdisco, Inc. |
9,1 |
ANC Rental Corp. |
6,6 |
Networks (USA), Inc. |
5,8 |
Winstar Communications, Inc. |
5,3 |
PSINet, Inc. |
4,6 |
Bethlehem Steel Corp. |
4,5 |
Итого за 2001 год |
150,1 |
2000 год | |
Owens Corning |
6,9 |
LTV Corp. |
6,5 |
Integrated Health Services |
5,9 |
Safety-Kleen Corp. |
4,7 |
Armstrong World Industries |
4,5 |
Итого за 2000 год |
28,5 |
1999 год | |
Loewen Group International |
5,1 |
1997 год | |
Montgomery Ward Holdings |
5,5 |
1995 год |
|
Dow Corning Corp. |
4,9 |
1992 год | |
Olympia & York Devel. Ltd. |
9,1 |
R.H.Macy & Co., Inc. |
6,4 |
Trans World Airlines, Inc. |
4,4 |
Итого за 1992 год |
19,9 |
1991 год | |
Maxwell Communications Corp. |
8,5 |
Columbia Gas System, Inc. |
8,3 |
Итого за 1991 год |
16,8 |
1990 год | |
Federated Department Stores |
11,8 |
Continental Airlines Holdings |
10,9 |
Allied Stores Corp. |
5,2 |
Southland Corp. |
4,9 |
Итого за 1990 год |
32,8 |
1989 год | |
Eastern Air Lines, Inc. |
6,3 |
Walter Industries (fka Hills Holdings) |
5,0 |
Итого за 1989 год |
11,3 |
1988 год | |
Texaco, Inc. |
57,1 |
1986 год | |
LTV Corp. (1nd) |
10,4 |
1983 год | |
Baldwin-United |
17,3 |
1970 год | |
Penn Central |
30,0 |
* Примечание: стоимость активов в сопоставимых
ценах, скорректированная на индекс потребительских
цен. Источник: Pate C. The Phoenix Forecast:
Bankruptcies Barometer 2003. February, 2003. http://www.abiworld.org/pdfs/
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента.
1. Зарубежный опыт регулирования банкротства.
Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в развитых странах применяется прежде всего для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и ответственности за результаты хозяйственной деятельности, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Таким образом, законодательство о банкротстве (несостоятельности) является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны.
В законах о банкротстве разных стран рассматриваются различные стадии процедур несостоятельности, но все они, как правило, начинаются с внешнего управления имуществом должника. На этой начальной стадии внешний управляющий имеет широкие полномочия, предоставленные либо судом (Франция, Германия), либо кредиторами во внесудебных процедурах (Великобритания и еще ряд стран англосаксонской правовой системы), и позволяющие изымать и продавать имущество должника, изучать информацию о должнике, учитывать интересы кредиторов, предлагать ликвидацию, мировое соглашение или реабилитацию должника.
Законы о несостоятельности часто содержат особые положения, регламентирующие процедуры банкротства индивидуальных предпринимателей, кредитно-финансовых учреждений и фермерских хозяйств, а также иных предприятий с особым экономическим положением.
______________________________
Существует целый ряд конкретных задач, на которые нацелено законодательство о банкротстве в странах с развитой экономикой. Основными задачами, решаемыми законами о банкротстве стран с рыночной экономикой, являются следующие:
______________________________
Выделяют следующие модели государственного регулирования процессов банкротства:
Поощрение создания предприятий и предотвращение их банкротств во Франции является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается во Франции специальное учреждение – Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможности скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.
2. В США система
регулирования несостоятельност
3. В Германии система
регулирования
4. В Англии система
законодательства, используя одновременно
неоплатность и
Под макроэкономической
целью в этих моделях понимается
– оздоровление национальной экономики
в целом, а под микроэкономической
– восстановление финансовой устойчивости
неплатежеспособного
Вывод: Иными словами, целью любого государства является обеспечение устойчивости экономической системы. Для достижения этой цели каждое государство выстраивает экономическую стратегию. В результате развития современного законодательства о несостоятельности было создано несколько различных моделей. И если обобщить вышесказанное, то немецкая и английская модели делают больше ставку на механизмы распределения активов должника и защиты кредитного обращения, а американская и французская модели – на механизмы финансового оздоровления должников. Для законодательства Беларуси в настоящее время более характерен первый подход, то есть тот, который используется наиболее выражено во Франции, и который используется, но менее выражено, – в США. То есть можно говорить, что из всех представленных выше 4-х моделей – наиболее близкой к белорусской модели банкротства (несостоятельности) является модель Франции.
______________________________
Опыт Франции. Поэтому и разберем более детально модель банкротства Франции в первую очередь, поскольку если она наиболее близка к белорусской в стратегическом плане, то логично будет предположить, что отдельные элементы из модели Франции можно использовать наиболее легко для совершенствования модели банкротства Беларуси.
Итак, во Франции функции арбитражных управляющих (примеч. антикризисных управляющих. – В.А.) в различных процедурах выполняют 1) судебный администратор (управляющий), 2) уполномоченный ликвидатор и 3) судебный уполномоченный. Согласно закону, процедуры финансового оздоровления (реабилитации должника) осуществляют администраторы, а процедуры банкротства – ликвидаторы. Один и тот же человек не может совмещать обе эти профессии.
Есть еще четвертый участник – это судебный комиссар, который контролирует как ход осуществления всей процедуры, так и деятельность трех остальных лиц.
Судебный администратор, в соответствии с законом, обязан регулярно предоставлять судебному комиссару отчеты о своей деятельности, а также все затребованные им документы. Основными функциями судебного комиссара являются:
В целом судебный комиссар играет роль некоего посредника между судом и участниками процедур финансового оздоровления и банкротства.
Законом о банкротстве предусматривается установление также профессионального органа, обеспечивающего доступ к профессии судебного администратора и налагающего на них профессиональную ответственность. Таким органом является Национальная комиссия администраторов, состоящая из одиннадцати членов (судей высшей квалификации, ученых и наиболее авторитетных судебных администраторов) и вспомогательного персонала. Комиссия составляет «Национальный список судебных администраторов», и только лица, представленные в этом списке, могут назначаться судами на процедуры финансового оздоровления. Профессия управляющего несовместима с какой-либо иной профессией, за исключением профессии юриста.
Уполномоченный ликвидатор должен выбираться из списка ликвидаторов (судебных уполномоченных по ликвидации предприятий или уполномоченных ликвидаторов). Список составляется комиссией, подчиняющейся апелляционному суду, в юрисдикции которого находится деятельность ликвидатора.
В отношении управляющего и ликвидатора действуют общие требования: они должны иметь достаточные гарантии нравственного поведения, обладать рядом специальных степеней и дипломов, иметь опыт работы по специальности (3 года), сдать экзамен на соответствие и быть моложе 65 лет.
Обеспеченные кредиторы могут воспользоваться своим преимуществом только при окончании ликвидации. Согласно законодательству Франции, кредиторы в этой стране отстраняются от участия в реабилитационной процедуре. Применяется строгая система бухгалтерского учета. Если имеются формальные условия, подтверждающие неплатежеспособность, то и фактически субъект считается неплатежеспособным. Поэтому решение об открытии процедуры оздоровления предприятия и назначении администратора (управляющего) принимается оперативно. В зависимости от конкретной ситуации суд может определить функции администратора достаточно широко, что позволяет эффективно обеспечить сохранность имущества.
Опыт Германии. В Германии дела о банкротстве и несостоятельности рассматриваются исключительно в судебном порядке. Роль судов по делам о несостоятельности выполняют местные суды. Обеспеченным кредиторам предоставляется наиболее сильная защита. Полномочия кредиторов – полный контроль ситуации.
В Германии при объявлении организации-должника неплатежеспособной суд соответствующей юрисдикции начинает рассмотрение дела о несостоятельности и вправе назначить конкурсное производство по имуществу.
Для назначения конкурсных управляющих не существует никаких специальных юридических требований. Должность конкурсного управляющего сама по себе не считается профессией. В соответствии с законодательством конкурсный управляющий должен соответствовать только следующим требованиям: являться физическим лицом, которое имеет надлежащую квалификацию, в частности опыт предпринимательской деятельности, и которое является независимым по отношению к должнику и кредиторам.
Конкурсным управляющим не требуется получение лицензии для осуществления деятельности. Сфера их деятельности определяется Законом о банкротстве. Предварительные управляющие должны предпринимать все необходимые меры в пределах полномочий, предоставленных им судом.
На практике конкурсными управляющими чаще всего назначаются юристы. Совершенно необязательно, чтобы они были специалистами в области законодательства о банкротстве, хотя, как правило, они ими являются. Суды составляют списки всех юристов, которых они считают компетентными и правомочными для осуществления процедур банкротства. Обычно судьи при поиске конкурсного управляющего выбирают юриста из внутреннего списка своего суда. Как правило, новым юристам трудно попасть в такие внутренние списки.