Антикризисный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:04, курс лекций

Описание работы

В учебной дисциплине рассматриваются основы теории и практики антикризисного управления, предотвращения банкротства и вывода предприятия из кризисного состояния. Особое внимание уделяется диагностике экономического состояния предприятия, разработке и реализации антикризисных мероприятий, стратегическому контроллингу, организационно-производственному менеджменту неплатежеспособных предприятий, а также учету риска в антикризисном управлении.

Содержание

1. Характеристика дисциплины «Антикризисный менеджмент»…………..
2. Содержание дисциплины «Антикризисный менеджмент»………………..
3. Краткий конспект лекций……………………………………………………
Тема 1. Природа и причины кризисов в экономическом раз¬витии…….
Тема 2. Методология антикризисного управления……………………….
Тема 3. Государственное антикризисное регулирование…………………
Тема 4. Институт антикризисных управляющих………………………….
Тема 5. Диагностика бизнеса……………………………………………….
Тема 6. Меры по предупреждению банкротства предприятия…………..
Тема 7. Реструктуризация предприятия в условиях кризиса……………
Тема 8. Процедуры банкротства предприятия…………………………..
Тема 9. Зарубежный опыт антикризисного менеджмента……………….
Тема 10. Умышленное банкротство предприятия………………………..
4. Примерные темы выступлений на семинарских занятиях……………….
5. Примерные вопросы к зачету. Вопросы к ГЭК……………………………..
6. Перечень рекомендуемой литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Акулич Антикризисный менеджмент.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

 

Момент наступления банкротства — это когда коммерческие банки отказывают предприятию в кредите, понимая, что предприятие в сложном финансовом положении, то есть уже длительный период времени несло убытки и не имеет имущества, которое могло бы быть залогом под кредит (превышение пассивов над активами).

Немецкое законодательство предусматривает конкурсное производство (которое рассматривается как синоним банкротства) при наличии двух причин банкротства: прекращения кредитования банком и превышения пассивов над активами. Цель конкурсного производства – удовлетворение требований кредиторов.

 

Важная особенность проведения санации в Германии – обязательная смена менеджеров, особенно занимающих ведущую роль в органах управления, поскольку старые управленческие структуры зачастую не в состоянии осознать ошибочность проводимого курса и радикально изменить его.

Предприятия в Германии довольно часто применяют такой опыт совершенствования структуры предприятия: независимо от кризиса приглашают консультантов со стороны для того, чтобы они осуществили изменение всей внутренней организации предприятия и предотвратили укоренение нерациональных, часто надуманных структур.

 

Немецкий опыт антикризисного управления весьма ярок и интересен, но вместе с тем и специфичен, применим только для больших корпораций. Банкротство понимается как конкурсное производство (удовлетворение требований кредиторов). При этом очень четко разделены все кредиторы по уровням в порядке распределения конкурсной массы (государство, сотрудники, прочие кредиторы). Санация предприятия-банкрота происходит лишь в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции.

Правовая предпосылка проведения санации предприятия – это удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль.

 

Опыт Великобритании. В Великобритании в процедурах банкротства принимают участие следующие основные участники: 1) официальные управляющие конкурсной массой; 2) конкурсные управляющие имуществом; 3) ликвидаторы.

В Великобритании служба по делам о несостоятельности представляет собой исполнительное агентство Департамента торговли и промышленности. Она обеспечивает основные механизмы и эффективные средства решения дел, связанных с финансовым крахом физических и юридических лиц, расследования мошенничества и ненадлежащего поведения в рамках дел о несостоятельности. Служба осуществляет свои функции через 33 официальных управляющих конкурсной массой. Обеспеченным кредиторам предоставляется наиболее сильная защита.

 

Процедура управления конкурсной массой в Великобритании основывается на назначении конкурсного управляющего имуществом. В соответствии с Законом о банкротстве конкурсный управляющий имуществом представляет собой конкурсного управляющего или управляющего всей имущественной массой компании. Он назначается владельцами любых долговых обязательств компании, обеспеченных залогом; такое назначение может осуществляться также и от лица таких владельцев долговых обязательств компании.

В соответствии с Законом о несостоятельности административный управляющий конкурсной массой имеет полномочия по вступлению во владение, истребованию и получению имущества компаний, а также (что является наиболее важным) по продаже или иному распоряжению имуществом компаний посредством публичного аукциона или на основании частного договора.

Ликвидация основывается на назначении ликвидатора, который представляет собой лицо, назначенное для распоряжения активами и обязательствами компании или товарищества после принятия решения о ликвидации (добровольная ликвидация) или приказа (принудительная ликвидация). Основная функция ликвидатора состоит в том, чтобы обеспечить получение активов компании, их реализацию и распределение вырученных средств между кредиторами компании.

 

В соответствии с британским законодательством официальный управляющий конкурсной массой представляет собой должностное лицо суда и является государственным служащим, работающим в Департаменте торговли и промышленности и возглавляющим региональный офис. Такой управляющий занимается банкротством физических лиц и принудительной ликвидацией компаний. Его основные функции связаны с ведением процедуры и управлением ею. Официальный управляющий конкурсной массой – в отличие от ликвидатора, временного ликвидатора, администратора, конкурсного управляющего имуществом и управляющего в рамках процедуры надзора — не является практикующим специалистом по несостоятельности. В силу своей предусмотренной законом должности официальные управляющие конкурсной массой также являются должностными лицами судов, при которых они работают, и они подотчетны судам. В Англии антикризисные управляющие вносят страховой взнос в процентах от балансовой стоимости имущества, находящегося в их ведении.

В число обязанностей управляющего входит проведение расследования и информирование о его результатах регулирующих органов. Также у него есть право созыва собраний с целью выбора ликвидатора, право требовать отчета о состоянии дел компании.

 

В соответствии с Законом о несостоятельности Великобритании административный управляющий конкурсной массой (конкурсный управляющий имуществом) и ликвидатор являются практикующими специалистами по несостоятельности. Такой специалист представляет собой лицо, получившее разрешение на осуществление такой деятельности от одной из признанных организаций бухгалтеров, одного из юридических обществ, Ассоциации практикующих специалистов по несостоятельности или от Департамента торговли и промышленности. Эти организации контролируют практикующих специалистов, которых они назначают.

Закон предусматривает обязательное лицензирование практиков по несостоятельности, причем его условия очень жестки и прописаны очень подробно. Требования к образованию и практическому опыту лицензиата таковы, что на получение высшего финансового или юридического образования, прохождение специальных курсов подготовки по несостоятельности, сдачу очень сложных письменных экзаменов (принимаются раз в год), наработку практического опыта в качестве члена команды лицензированного специалиста может потребоваться 12 лет.

Примерно 80% профессиональных управляющих Англии и Шотландии являются членами саморегулируемых профессиональных организаций управляющих, которых всего восемь. Это свидетельствует о признании управляющими той роли, которую играют данные организации на рынке услуг профессиональных управляющих и в деле защиты их профессиональных интересов.

 

 

Опыт  США. В Великобритании в процедурах банкротства принимают участие следующие основные участники: 1) федеральные управляющие; 2) управляющие от кредиторов; 3) доверительные управляющие организации-должника; 4) ликвидаторы.

В США дела о банкротстве законодательно регулируются на федеральном уровне – Кодексом законов о банкротстве. Отдельные штаты не имеют законодательных полномочий в части банкротства.

Специальный орган, занимающийся административным управлением дел о банкротстве, входит в состав Министерства юстиции и называется Исполнительное бюро федеральных управляющих США. Оно выступает в качестве «надсмотрщица за процедурой банкротства» от лица генерального прокурора США. Его члены, федеральные управляющие, являются служащими федерального правительства и назначаются генеральным прокурором.

Федеральные управляющие выполняют множество надзорных и административных обязанностей, возникающих из процедуры банкротства. Основная их функция заключается в надзоре за ходом банкротных процессов. Они отвечают за назначение и надзор за деятельностью частных управляющих конкурсной массой (частных работников, управляющих конкурсной массой имущества должника), передают дела в органы следствия, обеспечивают своевременность и профессионализм управления конкурсной массой имущества и следят за тем, чтобы профессиональные гонорары были разумными, а также назначают комитеты кредиторов и созывают их собрания в процедурах реорганизации предприятий.

В делах по ликвидации сразу же после подачи заявления о банкротстве федеральный управляющий обязан назначить временным управляющим незаинтересованное лицо, входящее в состав объединения управляющих. Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения или избрания постоянного, которого кредиторы должны избрать на первом собрании кредиторов. Если управляющий не избран кредиторами, то временный управляющий, назначенный федеральным управляющим, становится постоянным управляющим.

 

Кандидат на должность управляющего должен быть адвокатом, бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим, допущенным к введению в должность, и отвечать условиям, указанным в Кодексе законов о банкротстве.

В законодательстве США закреплено право доверительного управляющего организации-должника выбрать из числа всех текущих контрактов те, которые целесообразно исполнить в интересах продолжения ведения бизнеса или его завершения с наименьшими издержками, а также те, от которых лучше отказаться из соображений целесообразности решения задач, обеспечивающих достижение главной цели – вывод организации из ситуации несостоятельности реорганизационным, а не ликвидационным путем.

Суд обладает правом в любое время до принятия решения по заявлению о расторжении ранее действовавшего в организации коллективного договора разрешить доверительному управляющему или должнику во владении допускать временные изменения условий регулирования трудовых отношений, закрепленных в коллективном договоре организации. Такого рода разрешение имеет цель предотвратить нанесение ущерба для имущественной массы организации-должника.

Суд принимает решение о расторжении коллективного договора организации-должника при наличии минимум двух условий. Первое условие заключается в том, что доверительный управляющий или должник во владении сделал соответствующее предложение об изменении порядка регулирования трудовых отношений в период экстремальной ситуации – банкротства, а полномочный представитель работников необоснованно отклонил такого рода предложение. Второе условие – расторжение коллективного договора отвечало бы высшей целесообразности. Можно предположить, что высшей целесообразностью в такого рода ситуации является попытка сохранения производственной деятельности организации-должника, а не ликвидация самой организации.

 

Пример. За один год в США банкротится примерно 39 тысяч компаний.

 

Источник: Крум Э.В. Антикризисное  управление предприятием: учебно-методический комплекс / Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, Кафедра управления финансами и недвижимостью. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 283 с.; Быков А.А. Антикризисный менеджмент: учеб. пособие для слушателей программы Master of Business Administration / А.А. Быков, Т.Н. Беляцкая. Минск: Изд. центр БГУ, 2003. 255 с.

 

Тема 10. Умышленное банкротство предприятия.

 

  1. Причины и мотивы умышленного банкротства предприятий. Услуги рейдеров и рынок захватов чужой собственности

2.  Рынок услуг по взысканию долгов. Коллекторские агентства.

3. Признаки, по которым можно распознать попытки умышленного банкротства предприятия.

 

  1. Причины и мотивы умышленного банкротства предприятий. Услуги рейдеров и рынок захватов чужой собственности.

 

 

Умышленное банкротство – характеризует преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц. К умышленному банкротству относят и заведомо некомпетентное финансовое управление. Преследуется в уголовном порядке.


 

Для отличника. Банкротство ради прибыли. В статье «Мародерство: банкротство ради прибыли» Акерлоф и Ромер (Akerlof, G. A. and Romer, P.M. (1994) “Looting: The Economic Underworld of Bankruptcy for Profit,”) показали, что механизм банкротства может использоваться для получения прибыли одними (собственниками и менеджерами) в ущерб другим (обществу в целом, то есть происходит снижение общественного благосостояния) при определенных условиях, и назвали такое поведение собственников предприятий мародерством (looting). Авторы используют термин мародерство, потому что собственники и менеджеры принимают решения, осознавая влияние своих действий на общественное благосостояние. Авторы построили трехпериодную модель, описывающую выбор собственника между стратегией мародерства и стратегией максимизации стоимости фирмы в долгосрочной перспективе (true value of the thrift) при отсутствии неопределенности. Модель разбирается на четырех примерах: финансовый кризис в Чили в конце 70-х начале 80-х годов; изменения в регулировании американских компаний в сфере займов и сбережений (U.S. S&L crisis); бум и банкротства на строительном и земельном рынках в Далласе (Dallas/Fort Worth building boom and bust); волна поглощений компаний, финансируемых бросовыми облигациями, в 1980-х годах в Северной Америке (junk bond-financed takeover wave). Данные примеры иллюстрируют поведение «мародеров» и их реакцию на попытки властей остановить их действия. http://www.ecsocman.edu.ru/text/20766501/

_________________________________________________________________

 

Основные применяемые  методы и криминальные схемы захвата  активов в Беларуси. По причине отставания развития нормативно-законодательной базы в последние годы в Беларуси возникло около двадцати схем недружественных захватов активов, которые осуществляются по формальным признакам в рамках законодательства, то есть вполне  легитимно. Неправомерные захваты чужой собственности происходят как в рамках закона (например, скупка акций как инструмент приобретения контроля с дальнейшим перехватом управления предприятием в свои руки и поддержкой административного ресурса), так и в рамках неправомерных деяний, в частности, криминальных банкротств.

Информация о работе Антикризисный менеджмент