Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа
Становясь собственником автотранспорта, организация в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязана его зарегистрировать в органах ГИБДД в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения (данный срок распространяется также на случаи таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных).
Если ГСМ приобретены по кассовому чеку без выделения суммы НДС и без выставления счетов-фактур, то, с точки зрения Минфина России (Письмо Минфина России от 09.03.2010 N 03-07-11/51), вычет по ним невозможен:
суммы налога по горюче-смазочным материалам и запасным частям, приобретенным в указанных организациях, без наличия счетов-фактур к вычету не принимаются.
При приобретении любых товаров через предприятия розничной торговли (в т.ч. и ГСМ на автозаправочных станциях) позиция Минфина России неизменна на протяжении многих лет: без счета-фактуры НДС к вычету не принимается (см. Письма Минфина России от 19.03.2004 N 04-03-11/42, от 03.08.2010 N 03-07-11/335).
Свое мнение Минфин России обосновывает тем, что согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет кассовый чек без счета-фактуры выдается только населению. Организации продавец должен выставить счет-фактуру, даже если она рассчитывается за приобретенные товары (работы, услуги) за наличный расчет.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании:
- счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг);
- документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров через таможню;
- документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
- иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
В п. 3 ст. 171 НК РФ речь идет о вычетах НДС у налоговых агентов, которые уплатили НДС при приобретении товаров (работ, услуг), в п. 6 - о вычете НДС при капитальном строительстве и строительно-монтажных работах для собственного потребления, п. 7 - о вычете НДС по командировочным и представительским расходам, п. 8 - о вычете НДС с авансовых платежей.
Следовательно, о приобретении за наличный расчет товаров (работ, услуг) в других случаях в п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ ничего не сказано.
Также стоит отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 регистрация кассовых чеков в книге покупок не предусмотрена.
Вместе с тем согласно той же норме п. 7 ст. 168 НК РФ продавец считается выполнившим обязанность по выставлению счета-фактуры, если он выдал покупателю кассовый чек или иной документ. При приобретении ГСМ на автозаправочных станциях продавец не может знать заранее, кто является покупателем: физическое лицо или представитель организации. Выдав кассовый чек, продавец не обязан выставлять счет-фактуру.
Для применения права на вычет НДС именно организация как покупатель должна позаботиться о наличии счета-фактуры. Однако в данном случае (приобретение ГСМ за наличный расчет) организация оказывается в безвыходном положении. Несомненно, ГСМ покупаются организацией для производственных нужд, при этом она не может произвести налоговый вычет по НДС.
Однако в данном вопросе суды поддерживают налогоплательщиков.
Ситуация с приобретением ГСМ дошла до Президиума ВАС РФ. В Постановлении от 13.05.2008 N 17718/07 по делу N А40-13151/06-98-80 рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель приобретал бензин на автозаправочных станциях, осуществляющих розничную торговлю для населения. Оплата производилась наличными денежными средствами и подтверждалась кассовыми чеками, выданными продавцом. Бензин использовался предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. для операций, признаваемых объектом обложения НДС. ВАС РФ указал, что применение предпринимателем налогового вычета по НДС согласуется с позицией, изложенной в Определении КС РФ от 02.10.2003 N 384-О, разъясняющей, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по НДС. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога. ВАС РФ признал отказ в получении вычета НДС неправомерным.
Аналогичная позиция была высказана в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2009 по делу N А56-29646/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.07.2009 N Ф04-4134/2009(10406-А67-42).
ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 31.07.2008 N А78-6177/07-С3-22/56-Ф02-3423/
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.11.2007 по делу N А56-33572/2006 разъяснил, что при приобретении ГСМ работники организации выступают в качестве физических лиц и представленные кассовые чеки с выделенной отдельной строкой суммой НДС заменяют счета-фактуры.
Таким образом, учитывая сложившийся подход в арбитражной практике, организация, приобретая ГСМ за наличный расчет, может принять НДС к вычету на основании кассового чека. Однако доказывать правомерность своей позиции ей придется в судебном порядке.
В кассовом чеке сумма НДС может быть как выделена отдельной строкой, так и нет. Отсутствие выделения НДС отдельной строкой не является основанием в предоставлении вычета НДС.
В Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением норм законодательства РФ о налоге на добавленную стоимость, одобренном Президиумом ФАС Уральского округа 21.03.2008 (п. 3), суд признал применение вычета по НДС обоснованным. По мнению налогового органа, поскольку работники Общества приобретали ГСМ через розничную сеть автозаправочных станций за наличный расчет, в чеках НДС отдельной строкой не выделялся, отсутствовали счета-фактуры, Общество неправомерно применило вычет. Суд указал, что требования ст. ст. 169, 171, 172, 176 НК РФ Обществом были выполнены - представлены документы (командировочные удостоверения, служебные задания, путевые листы, авансовые отчеты, чеки АЗС и первичные бухгалтерские документы, подтверждающие отражение спорных сумм на счетах аналитического учета). Применение вычета НДС обоснованно.
К подобному выводу пришли и судьи ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 28.05.2008 N А69-1559/07-Ф02-2231/08.
Однако суд может и не поддержать налогоплательщика, который выделит сумму "входного" НДС по кассовому чеку расчетным путем и предъявит ее к вычету. Примером такого дела может являться Постановление ФАС Уральского округа от 17.02.2009 N Ф09-456/09-С2. Налоговый орган посчитал, что необоснованно Общество в отсутствие счетов-фактур приняло к вычетам суммы НДС, исчисленные расчетным путем со стоимости товарно-материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет, и со стоимости ГСМ, приобретенных через розничную сеть автозаправочных станций по кассовым чекам.
Суд указал, что:
В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
Обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
Отсутствие счетов-фактур либо оформление их с нарушением установленного порядка исключает возможность применения налогоплательщиком налоговых вычетов.
При отсутствии счетов-фактур документы, представленные обществом, не могут являться допустимыми доказательствами правомерности осуществленных вычетов по НДС.
Следует отметить, что Определением ВАС РФ от 08.05.2009 N ВАС-4474/09 было отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Таким образом, организация может принять НДС при приобретении ГСМ за наличный расчет. Однако, если в кассовом чеке сумма НДС не выделена отдельной строкой, исход судебного спора может быть неблагоприятным для налогоплательщика, поскольку Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность определения суммы "входного" НДС расчетным путем.
2.2. Учет автомобильных шин
Шины - наиболее изнашиваемая часть автомобиля. Их смена необходима не только при полном износе, выходе из строя, но и при смене сезона.
Учет автомобильных шин вызывает у бухгалтеров множество вопросов, поскольку ни в нормативных документах по бухгалтерскому учету, ни в Налоговом кодексе РФ нет четких правил, регламентирующих учет шин, особенно шин, входящих в сезонный комплект.
В том случае, когда организация покупает автомобиль, вопрос учета шин не возникает. Шины, идущие с автомобилем, в т.ч. и запасные, учитываются в первоначальной стоимости автомобиля (п. 6 ПБУ 6/01, п. 10 Методических указаний по учету основных средств). Аналогичная ситуация и в налоговом учете.
Если же организация покупает шины отдельно от машины, то их надо рассматривать как самостоятельные объекты учета.
Учитывая, что приобретенные шины, как правило, служат не один год, а их стоимость в некоторых случаях превышает 20 000 руб., некоторые организации предпочитают учитывать автошины как основные средства. Такой поход нам представляется неверным. В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.
Автомобильная шина не может использоваться отдельно от автомобиля, т.е. самостоятельно выполнять какие-либо функции. Тем самым не выполняется одно из условий для признания имущества в качестве основного средства в бухгалтерском учете. Кроме того, ни в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), ни в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) нет такого самостоятельного объекта, как автомобильные шины.
Шины, приобретенные отдельно от автомобиля, в бухгалтерском учете следует отражать как материальные запасы по фактической стоимости на счете 10 "Материалы", субсчет "Запасные части". Согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-5 "Запасные части" можно учитывать шины, находящиеся в запасе и в обороте.
Затраты на приобретение шин в бухгалтерском учете относятся на счета учета затрат (сч. 20, 25, 26, 44 и т.д.).
В результате стоимость шин учитывается при формировании себестоимости или при определении суммы расходов текущего месяц, либо при формировании месячной суммы расходов на продажу.
В налоговом учете автомобильные шины могут учитываются как материальные расходы (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) или затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ расходы на приобретение шин признаются на дату передачи их в эксплуатацию, т.е. на дату установки шин на автомобиль.
Между тем автомобильные шины эксплуатируются в течение длительного времени. Кроме того, при сезонной замене одни шины снимаются с автомобиля и передаются на склад, другие, напротив, передаются в производство и ставятся на автомобиль.
ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, не регламентируют порядок отражения замены шин.
Основными документами по учету шин до недавнего времени являлись Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02 (далее - Временные нормы) и Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (далее - Правила). Данные документы хоть и являлись отраслевыми, но в силу специфики учета шин (их сменности, определения износа и т.д.) организации могли использовать в целях верного определения метода учета автомобильных шин. На сегодняшний день эти документы являются недействующими (Временные нормы действовали до 01.01.2007, а Правила - до 30.12.2007).
С нашей точки зрения, возможно несколько вариантов учета шин, приобретенных отдельно от автомобиля.
Первый вариант. Отражать движение автомобильных шин на субсчетах.
К счету 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части", открываются два субсчета второго порядка:
- 10-5-1 "Автомобильные шины в запасе";
- 10-5-2 "Автомобильные шины в обороте".
При поступлении на склад шины приходуются в общеустановленном порядке по фактической стоимости на субсчете 10/5-1 "Автомобильные шины в запасе".
При наступлении сезона они устанавливаются на автомобиль и переводятся на субсчет 10/5-2 "Автомобильные шины в обороте". Одновременно на склад приходуется снятый комплект шин.
В данном варианте при сезонной смене автомобильных шин на счета учета затрат относится лишь часть стоимости шины, точнее, стоимость с учетом износа в зависимости от нормы пробега.
Согласно п. 43 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153, расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Данное нормирование ранее могло осуществляться на основании Временных норм. Учитывая, что аналогичных норм на сегодняшний момент не действует, организация для достоверного определения величины расходов может в учетной политике установить нормы, схожие с Временными нормами.
Рассмотрим на примере вариант учета сезонных шин (для наглядности расчетов все примеры рассмотрены без учета НДС).
Пример. Организация приобрела в октябре комплект зимних шин общей стоимостью 12 000 руб. Сезонная смена шин проводится организацией 2 раза в год: в октябре и марте. Воспользовавшись Временными нормами, бухгалтер рассчитал стоимостное выражение пробега за сезон: летних шин в размере 2000 руб., зимних - 3000 руб.