Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:10, курсовая работа
Становясь собственником автотранспорта, организация в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязана его зарегистрировать в органах ГИБДД в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения (данный срок распространяется также на случаи таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных).
Так, например, договор страхования может быть заключен на 1 год (с 01.08.2010 по 31.07.2011), уплата первого взноса производится 10 августа 2010 г., второго взноса - 10 февраля 2011 г. Конкретные периоды, за которые уплачиваются взносы, в договоре не указаны.
Поскольку первый взнос уплачивается 10.08.2010, то в расходы данный взнос будет включаться с 10.08.2010 равномерно исходя из всего срока действия договора страхования, т.е. до 31.07.2011. Второй взнос уплачивается 10.02.2011, и в расходы он включается с 10.02.2011 до 31.07.2011.
1.3. Проблемы вычета НДС при приобретении автомобиля
После того как бухгалтер определился с первоначальной стоимостью автомобиля (что следует включить в его стоимость, а что можно списать текущим периодом), в бухгалтерском учете все фактические затраты, связанные с приобретением автомобиля, он отражает на счете 08 ""Вложения во внеоборотные активы". Следует отметить, что право на применение вычета НДС возникает уже с момента оприходования автомобиля на счет 08.
Так, согласно ст. ст. 171, 172 НК РФ принять к вычету "входной" НДС можно при выполнении следующих условий:
- автомобиль приобретен для операций, облагаемых НДС;
- автомобиль принят к учету;
- имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.
Однако, даже учтя автомобиль на счете 01, организация может столкнуться с отказом налоговых органов в предоставлении вычета НДС.
Наличие большого количества арбитражной практики по этому вопросу свидетельствует о том, что на местах налоговые органы связывают право на вычет НДС с датой регистрации автомобиля в ГИБДД, утверждая при этом, что право собственности на приобретенные транспортные средства без такой регистрации не подтверждено.
В Постановлении ФАС Московского округа от 14.07.2009 N КА-А40/5553-09 налоговый орган признал неправомерным вычет НДС до момента регистрации транспорта в органах ГИБДД. Суд указал, что:
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Поскольку вещные права на транспортные средства не подлежат государственной регистрации, момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определяется в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Регистрация, предусмотренная п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", на которую ссылается инспекция, является специальной регистрацией самого транспортного средства, а не вещных прав на него и носит исключительно информационный (учетный) характер.
Довод инспекции о том, что транспортные средства также не могли быть поставлены на учет общества в качестве основных средств, неправомерен, поскольку противоречит налоговому и бухгалтерскому законодательству.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 по делу N А55-1153/2008 отмечено:
положения ст. ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не ставят право налогоплательщика на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость в зависимость от факта государственной регистрации транспортных средств в соответствующих органах.
В Постановлении от 18.03.2010 по делу N А32-25684/2009-5/493 ФАС Северо-Кавказского округа указал, что специальная государственная регистрация является регистрацией самой самоходной техники, а не вещных прав на нее. Кроме того, регистрация самоходных машин производится в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники и не является государственной регистрацией прав на данные объекты. Согласно ПБУ 6/01 в качестве условия принятия на учет самоходной техники не предусмотрена обязанность ее регистрации в органах Гостехнадзора.
Таким образом, обобщая выводы судов, можно выделить следующие аргументы, которыми может воспользоваться организация, отстаивая в суде право на применение вычета в периоде приобретения автотранспорта:
1) гл. 21 НК РФ не содержит обязанности регистрировать транспортное средство в органах ГИБДД для реализации права на налоговый вычет;
2) право собственности на автотранспорт не подлежит государственной регистрации в силу ст. ст. 218, 223 ГК РФ;
3) регистрация, предусмотренная п. 3 ст. 15 Федерального закона N 196-ФЗ, является специальной регистрацией самого транспортного средства, а не вещных прав на него и носит исключительно информационный (учетный) характер;
4) ПБУ 6/01 не содержит в качестве условия принятия на учет транспортных средств регистрацию в органах ГИБДД.
2. Эксплуатация автотранспорта
2.1. Приобретение ГСМ
2.1.1. Документальное подтверждение расходов на ГСМ
Обязательность составления путевых листов
Существует два способа приобретения горюче-смазочных материалов (ГСМ): за наличный расчет (как правило, выдача работнику авансовых сумм в подотчет) и безналичный расчет.
При выдаче аванса работник приносит кассовые чеки АЗС. Следует отметить, что данный чек подтверждает лишь факт оплаты ГСМ, служит основанием для уменьшения задолженности подотчетного лица и в том случае, если в чеке указано количество приобретенного топлива, он может являться основанием для оприходования ГСМ. А вот факт использования ГСМ нужно подтвердить.
Необходимо доказать, что ГСМ были потрачены именно в производственных целях, то есть подтвердить, что маршрут следования автомобиля носит производственный характер.
Очень часто компании (особенно оказывающие транспортные услуги) приобретают топливные карты с суточным или месячным лимитом.
В Письме УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115253 была рассмотрена подобная ситуация. Налоговый орган отметил:
затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала АЗС только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина для определенного автомобиля. Учет в целях налогообложения прибыли расходов на приобретение многоразовой литровой топливной карты с суточным (месячным) лимитом в момент приобретения карты является неправомерным.
По мнению налоговых органов, основным документом, на основании которого определяется расход и списание ГСМ, является путевой лист, типовая форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
Существуют следующие виды путевых листов (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78):
- путевой лист легкового автомобиля (форма N 3);
- путевой лист специального автомобиля (форма N 3 спец.);
- путевой лист легкового такси (форма N 4);
- путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-с);
- путевой лист грузового автомобиля (форма N 4-п);
- путевой лист автобуса (форма N 6);
- путевой лист автобуса необщего пользования (форма N 6 спец.).
Стоит отметить, что в Постановлении Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 содержатся унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте. Иными словами, путевые листы, содержащиеся в данном Постановлении, обязательны для применения организациями, оказывающими автотранспортные услуги. Для организаций, не относящихся к автотранспортным, унифицированных форм путевых листов нет. Возникает вопрос: какими документами, помимо путевых листов, содержащихся в Постановлении Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, может воспользоваться организация для подтверждения расхода ГСМ в производственных целях?
В Приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены Порядок заполнения путевых листов и обязательные реквизиты. В соответствии с п. 2 данного документа применять его должны юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Согласно п. п. 3 - 7 Приказа N 152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа (дата, в течение которой он может быть использован (число, месяц, год); если документ оформляется более чем на один день, то указываются даты начала и окончания этого срока);
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (для юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона; для индивидуального предпринимателя - Ф.И.О., почтовый адрес, номер телефона);
4) сведения о транспортном средстве (тип, модель транспортного средства, модель прицепа (если он имеется), государственный регистрационный знак, показания одометра при выезде и заезде, дата и время выезда и заезда);
5) сведения о водителе (Ф.И.О., дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра).
Минфин России в Письме от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 подтвердил, что форма путевого листа может быть разработана организацией (за исключением автотранспортной) самостоятельно с учетом требований Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152.
Таким образом, организация вправе разработать свою форму путевого листа, который бы учитывал особенности хозяйственной деятельности самой организации. При этом в данном путевом листе должны соблюдаться требования не только Приказа N 152, но и требования, установленные ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (требования к реквизитам первичных документов).
Суды поддерживают налогоплательщиков, которые разрабатывают собственные формы путевых листов.
В Постановлении ФАС Московского округа от 18.11.2009 N КА-А40/12213-09 налоговый орган посчитал, что путевые листы грузового автомобиля не содержат таких реквизитов, как дата составления, номер документа, дата и время возвращения в гараж, задание водителю, маршрут движения, штамп заказчика. Суд указал, что данные реквизиты предусмотрены для формы N 4-п грузового автомобиля, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Данная форма является обязательной только для автотранспортных организаций. Общество к таковым не относилось.
Суд установил, что перечень требований к сведениям, содержащимся в путевом листе неавтотранспортной организации, ограничен общими требованиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Кроме того, представленные организацией путевые листы содержат сведения о движении горючего - о выданном количестве, о количестве на момент выезда и въезда, показатели спидометра. Следовательно, совокупность имеющихся сведений в данных путевых листах позволяет судить об обоснованности произведенного расхода. Путевые листы отвечают установленным законом требованиям.
К подобным выводам пришли и судьи в Постановлениях ФАС Московского округа от 13.11.2008 N КА-А41/10639-08 и ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 N А56-20450/2008.
Интересно в плане подтверждения расходов на ГСМ и Постановление ФАС Московского округа от 19.12.2008 N КА-А40/11889-08.
Налоговый орган посчитал, что Общество не представило путевые листы с маршрутом движения автотранспорта, в связи с чем затраты на ГСМ являются документально не подтвержденными. Вместо путевых листов Общество представило налоговому органу следующие документы:
- договоры подряда с водителями-экспедиторами;
- приказ о нормах расхода бензина в летнее и зимнее время независимо от марки автомашины;
- отчеты о расходовании бензина с указанием километража, Ф.И.О. экспедитора;
- кассовые чеки АЗС, талоны на бензин;
- накладные и счета контрагентов, выставленные на оплату бензина;
- банковские документы, подтверждающие приобретение топлива;
- приказы об утверждении маршрутов движения транспортных средств, осуществляющих доставку товаров в магазины покупателя, с указанием километража маршрута;
- трудовые договоры штатных водителей-экспедиторов;
- оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов 44.1, 60.1, 60.2 в разрезе учета ГСМ.
Суд пришел к выводу об экономической обоснованности и производственной направленности произведенных заявителем расходов на оплату ГСМ. При этом суд отклонил довод налоговых органов о том, что в учетной политике Общества не утверждены для использования в учете формы первичных учетных документов (путевые листы).
Таким образом, в судебной практике имеются случаи, когда расходы на ГСМ могут быть признаны обоснованными, в т.ч. и без наличия путевых листов.
Однако учитывая, что Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152 вступил в силу с 21.10.2008 и его применение обязательно для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то организации обязаны составлять путевые листы.
При заполнении путевых листов стоит обратить внимание на такой реквизит, как место следования автомобиля. Налоговые органы считают, что отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о том, был ли автомобиль использован именно в производственных целях.
По мнению проверяющих органов, отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях (см. Письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 N 20-12/100253).