История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).

Работа содержит 1 файл

физиология.docx

— 2.03 Мб (Скачать)

1.1. История  развития взглядов на физиологические  основы психики и поведения

Зарождение идей о психической  деятельности и поведении относят  к 4 веку до н.э., к трудам Платона€ и Аристотеля€. Их считают родоначальниками идеализма§, однако у Аристотеля в учении уже были черты биологического направления (материалистические тенденции). Аристотель считал, что душа человека состоит из 3-х частей:

    1. растительная часть (регулирует питание, рост, размножение);
    2. животная часть (ведает простой чувственность, подвижностью, эмоциями);
    3. человеческая часть (осуществляет мышление, умственную деятельность).

С именем Аристотеля также связывают первую попытку определить физиологический механизм ассоциаций, описание некоторых феноменов психики (явление адаптации сенсорных систем, некоторые зрительные иллюзии). Однако он отвергал идею о том, что органом психики является мозг, он считал, что мозг вообще не обладает чувствительностью.

Первый, кто высказал мысль  о том, что душевная деятельность осуществляется мозгом, был римский  врач Гален (2 век н.э.). Есть данные о  том, что Гален проводил исследования на живых людях (гладиаторах, приговоренных  к смерти); он производил механический раздражения поверхности головного  мозга. Органами души Гален помимо мозга  считал также сердце и печень, причем каждому из этих органов он приписывал определенную психическую функцию: мозгу - разум, сердцу - гнев, печени - вожделение.

Другой известнейший врач - Гиппократ€ - первый предложил теорию темпераментов человека и выделил 4 типа темперамента, которыми мы пользуемся до сих пор: сангвиник§, холерик§, меланхолик§ и флегматик§.

Идеи древних греков и  римлян жили в науке довольно долго  в неизменном виде. Дальнейшее развитие научные представления о строении и функциях организма получили только 1.5 тысячи лет спустя.

Серьезные изменения произошли  в средние века: появился трактат  Везалия€ (1514-1564 г) "О строении человеческого тела", примерно в это же время Коперник перевернул представления не только об астрономии, но и мировоззрение людей в целом. Естественно в этот период широко были распространены идеалистические и религиозные представления, но мы будем следить за развитием материалистических тенденций.

Считается, что у истоков  материалистической мысли стоит Рене Декарт€ (1596-1650 г). Декарт считал, что в организме есть две разные сущности - тело и душа. Душа является непротяженной сущностью, состоящей из мыслей, разума, ощущений, чувств, то есть всего, что осознается. Отсюда возникло его знаменитое высказывание "Я мыслю, следовательно, я существую" ("Cogito ergo sum").

Поведение живых существ  Декарт рассматривал как механистическое, то есть по аналогии с работой простых  механизмов, машин. Он считал, что взаимодействие организма со средой осуществляется при помощи некой "нервной машины", которая состоит из мозга и  нервных трубок, расходящихся от него. По нервным трубкам текли "животные духи". Считается, что именно Декарт впервые сформулировал рефлекторный принцип взаимодействия организма  со средой, хотя сам термин "рефлекс§" появился намного позже. Однако Декарт не распространял рефлекторный принцип на "высший разум", по его мнению, сознательная жизнь людей не подчиняется материалистическим объяснениям. В этом проявляется дуализм Декарта§.

Итак, термин "рефлекс" и его биологическое обоснование  было предложено в 1800 г чешским физиологом Й. Прохазкой€ (1749-1820). Именно он развивал представления о рефлексе как механизме приспособления организма к условиям окружающей среды. В отличие от Декарта Прохазка использовал не механистический подход, не идеи и законы механики, а биологический. А также он распространял рефлекторный принцип на все уровни психической деятельности.

Во время великой французской  революции ряд ученых также занимались изучением физиологических механизмов в организме человека и животных. Ученым было поручено выяснить, причиняет  или нет нож гильотины страдания  человеку. Выяснили, что не причиняет, а движения тела после того, как  голова уже отрублена, носят чисто  рефлекторный характер.

В 18 веке было сделано еще  одно открытие. Если раньше, в средние  века, считалось, что за психические  функции отвечают желудочки мозга, то в 18 веке с психическими функциями  стали связывать кору больших  полушарий. Правда, в результате появилось  учение австрийского врача и анатома  Ф. Галля€ - френология§. Он считал, что по неровностям черепа можно судить о степени развития той или иной зоны коры и, следовательно, о развитости какой-либо психической функции. Однако это учение было довольно быстро отвергнуто.

Несколько позже, в середине 19 века, были получены новые данные об анатомии спинного мозга. Благодаря  этому умозрительные представления  о рефлексе превратились в естественнонаучный факт. Английский невролог Ч. Белл€ (1774-1842) выявил различия в функциях передних и задних корешков спинного мозга. Независимо от Белла к такому же выводу пришел французский физиолог Ф. Мажанди€ (1783-1855). В результате был сформулирован закон Белла-Мажанди§: сигнал входит в спинной мозг по задним корешкам, а выходит из него по передним корешкам.

В 1859 году Ч. Дарвин€ (1809-1882) издал свой труд "О происхождении видов". В этой книге был сформулирован новый принцип о том, что движущей силой развития любого организма является необходимость приспособления к среде. Дарвин внедрил психофизиологические методы для изучения психических явлений и способствовал развитию зоопсихологии§. Он впервые сделал сравнительное описание инстинктов, свойственных человеку и животным. Этими своими исследованиями он доказал общность биологических основ поведения человека и животных (Хрестомат. 1.1.¨)

1.2. Принципы  рефлекторной теории Сеченова-Павлова

В начале 20 века на Западе возникло направление экспериментальной  психологии - бихевиоризм§. Основным направлением исследований бихевиористов было изучение связей между стимулами (S) и возникшими на их основе реакциями (R). Один из основателей бихевиоризма Дж. Уотсон€ считал, что предметом изучения психологии должно являться только такое поведение, которое можно зарегистрировать и измерить количественно. Экспериментально изучал принцип "стимул-реакция" и другой создатель этого направления - Торндайк€.

Однако Павлов и его  коллеги критиковали бихевиоризм, считая одним из основных его недостатков  то, что они акцентировали внимание преимущественно на внешних проявлениях поведения, не вникая в мозговые, нейрофизиологические механизмы и причины этого поведения.

Из отечественных ученых, внесших огромный вклад в развитие науки о поведении, первым был Иван Михайлович Сеченов€. Его супруга сделала первый перевод книги Ч. Дарвина "О происхождении видов" на русский язык, и этот труд оказал сильное влияние на мировоззрение Сеченова.

В 1851 году Сеченов стал студентом  медицинского факультета МГУ. Затем  он много учился в Германии, работал  там с Гельмгольцем (изучал хрусталик  глаза). В 1860 году он приезжает в Петербург. 1862 году Сеченов открыл явление центрального торможения. В 1863 году он опубликовал  свою знаменитую работу "Рефлексы головного  мозга", произведшую большое впечатление  на взгляды И.П. Павлова (1849-1936) (Хрестомат. 1.2.¨).

Павлов родился в Рязани, в семье священника. Он учился в  Духовной семинарии и собирался  пойти по стопам отца. Однако, он, прочитав работу Сеченова "Рефлексы головного  мозга", оставил семинарию, недоучившись в ней одного года, и решил поступать  в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге (Хрестомат. 1.3.¨).

Первыми работами Павлова  были опыты по исследованию пищеварения. За открытия механизмов регуляции выделения  пищеварительного сока он в 1904 году был  удостоен Нобелевской премии. До него считалось, что желудочный сок выделяется в результате соприкосновения пищи со стенками желудка, а Павлов доказал, что пища не обязательно должна попасть  в желудок, чтобы сок выделился, достаточно иногда даже одного вида или  запаха пищи. Этот процесс является результатом нервных влияний  по блуждающему нерву. Итак, Павлов обосновал представления о трофическом  влиянии нервной системы на органы и ткани, доказал важную роль нервной  системы в регуляции секреции желез желудочно-кишечного тракта.

Итак, первым сформулировал  рефлекторную теорию§ Сеченов. Основные ее положения следующие:

    1. Рефлекс - это своеобразная универсальная форма взаимодействия организма и среды, опирающаяся на эволюционную биологию. Сеченов выделял два рода рефлексов:
      • Постоянные, врожденные, которые осуществляются низшими отделами нервной системы ("чистые" рефлексы).
      • Изменчивые, приобретаемые в индивидуальной жизни, которые он считал одновременно и физиологическими, и психическими явлениями.
    2. Деятельность нервных центров представляется как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.
    3. Центры головного мозга могут задерживать или усиливать рефлексы спинного мозга.
    4. Сеченов вводит понятие "физиологического состояния нервного центра", которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат потребности.
    5. Вводится понятие "ассоциации рефлексов", которое лежит в основе обучения человека и животных.

Однако у Сеченова не хватало  экспериментальных подтверждений  своих "гениальных догадок". Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил идеи Сеченова научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного  опыта. Можно выделить следующие  наиболее важные достижения Павловской теории:

    1. Создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных (метод условных рефлексов).
    2. Подчеркивается приспособительно-эволюционный смысл условных рефлексов для животного мира.
    3. Предпринята попытка локализовать процесс замыкания временной связи в коре больших полушарий.
    4. Констатировал наличие в коре б.п. процесса торможения.
    5. Четко сформулировано учение об анализаторах (3 блока в строении любой сенсорной системы).
    6. Сформулировал представление о коре как о мозаике из процессов возбуждения и торможения.
    7. В конце своей жизни выдвинул принцип системности работы головного мозга.

Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:

    1. Принцип детерминизма (причинности). Этот принцип означает, что любая рефлекторная реакция причинно обусловлена, то есть нет действия без причины. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенным воздействием из внешней или внутренней среды.
    2. Принцип структурности. Согласно этому принципу каждая рефлекторная реакция осуществляется при помощи определенных структур мозга. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к какой-либо структуре.
    3. Принцип анализа и синтеза раздражителей. Нервная система постоянно анализирует (различает) с помощью рецепторов§ все действующие на организм внешние и внутренние раздражители, и на основе этого анализа формирует целостную ответную реакцию - синтез. В мозге эти процессы анализа и синтеза происходят непрерывно и постоянно. В результате организм извлекает из среды нужную для себя информацию, перерабатывает ее, фиксирует в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Еще одним важным понятием в физиологии ВНД является понятие  нервизма§ - это концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма. Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов€ и особенно Боткин С.П.€ (1832-1889). Боткин рассматривал различные заболевания как следствия нарушений нормальной нервной регуляции (клинический нервизм).

Согласно учению И.П. Павлова  принято различать высшую и низшую нервную деятельность.

Низшая нервная  деятельность - деятельность спинного мозга и низших отделов головного мозга, направленная на соотношение и интеграцию частей организма между собой.

Высшая нервная  деятельность - условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (большие полушария переднего мозга), которая обеспечивает адекватные и наиболее совершенные отношения организма со средой, то есть поведение.

Также высшая нервная деятельность может быть определена как совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и целенаправленное поведение организма в окружающей среде и обществе.

Павлов отождествляя психическую  деятельность и высшую нервную деятельность, однако с современной точки зрения эти два понятия разводятся и под психической деятельностью понимается идеальная, субъективно-осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. То есть, психическая деятельность осуществляется при помощи механизмов ВНД. Психическая деятельность всегда протекает осознанно, а ВНД может протекать и неосознанно (сон - одна из форм ВНД).

Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения