Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:11, курс лекций
В лаборатории Павлова И.П. были выделены три основных свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность. Все свойства нервной системы и типы ВНД основаны на соотношении параметров двух процессов – возбуждения и торможения. Эти свойства по-разному выражены в каждом человека, но некоторые сочетания встречаются особенно часто. Эти сочетания легли в основу выделения типов ВНД, каждый из которых может быть сопоставлен с одним из четырех типов темперамента: сильный неуравновешенный (холерик); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); слабый (меланхолик). Исследователи школы Теплова-Небылицына подчеркивали, что разные полюсы свойств нервной системы (сила-слабость, подвижность-инертность) – это не разные уровни совершенства, а лишь разные способы уравновешивания индивидов с окружающей средой. Для определения выраженности свойств нервной системы у животных Павлов использовал длительные и трудоемкие эксперименты с выработкой условных рефлексов и торможением. В настоящее время в исследованиях на людях используются бланковые методики или опросники. У детей принято выделять типы ВНД либо на основании соотношения влияния коры и подкорковых структур на поведение (Красногорский), либо по соотношению возбуждения и торможения (Иванов-Смоленский).
1.1. История
развития взглядов на
Зарождение идей о психической деятельности и поведении относят к 4 веку до н.э., к трудам Платона и Аристотеля. Их считают родоначальниками идеализма§, однако у Аристотеля в учении уже были черты биологического направления (материалистические тенденции). Аристотель считал, что душа человека состоит из 3-х частей:
С именем Аристотеля также связывают первую попытку определить физиологический механизм ассоциаций, описание некоторых феноменов психики (явление адаптации сенсорных систем, некоторые зрительные иллюзии). Однако он отвергал идею о том, что органом психики является мозг, он считал, что мозг вообще не обладает чувствительностью.
Первый, кто высказал мысль
о том, что душевная деятельность
осуществляется мозгом, был римский
врач Гален (2 век н.э.). Есть данные о
том, что Гален проводил исследования
на живых людях (гладиаторах, приговоренных
к смерти); он производил механический
раздражения поверхности
Другой известнейший врач - Гиппократ - первый предложил теорию темпераментов человека и выделил 4 типа темперамента, которыми мы пользуемся до сих пор: сангвиник§, холерик§, меланхолик§ и флегматик§.
Идеи древних греков и
римлян жили в науке довольно долго
в неизменном виде. Дальнейшее развитие
научные представления о
Серьезные изменения произошли в средние века: появился трактат Везалия (1514-1564 г) "О строении человеческого тела", примерно в это же время Коперник перевернул представления не только об астрономии, но и мировоззрение людей в целом. Естественно в этот период широко были распространены идеалистические и религиозные представления, но мы будем следить за развитием материалистических тенденций.
Считается, что у истоков материалистической мысли стоит Рене Декарт (1596-1650 г). Декарт считал, что в организме есть две разные сущности - тело и душа. Душа является непротяженной сущностью, состоящей из мыслей, разума, ощущений, чувств, то есть всего, что осознается. Отсюда возникло его знаменитое высказывание "Я мыслю, следовательно, я существую" ("Cogito ergo sum").
Поведение живых существ
Декарт рассматривал как механистическое,
то есть по аналогии с работой простых
механизмов, машин. Он считал, что взаимодействие
организма со средой осуществляется
при помощи некой "нервной машины",
которая состоит из мозга и
нервных трубок, расходящихся от него.
По нервным трубкам текли "животные
духи". Считается, что именно Декарт
впервые сформулировал
Итак, термин "рефлекс"
и его биологическое
Во время великой французской
революции ряд ученых также занимались
изучением физиологических
В 18 веке было сделано еще одно открытие. Если раньше, в средние века, считалось, что за психические функции отвечают желудочки мозга, то в 18 веке с психическими функциями стали связывать кору больших полушарий. Правда, в результате появилось учение австрийского врача и анатома Ф. Галля - френология§. Он считал, что по неровностям черепа можно судить о степени развития той или иной зоны коры и, следовательно, о развитости какой-либо психической функции. Однако это учение было довольно быстро отвергнуто.
Несколько позже, в середине
19 века, были получены новые данные
об анатомии спинного мозга. Благодаря
этому умозрительные
В 1859 году Ч. Дарвин (1809-1882) издал свой труд "О происхождении видов". В этой книге был сформулирован новый принцип о том, что движущей силой развития любого организма является необходимость приспособления к среде. Дарвин внедрил психофизиологические методы для изучения психических явлений и способствовал развитию зоопсихологии§. Он впервые сделал сравнительное описание инстинктов, свойственных человеку и животным. Этими своими исследованиями он доказал общность биологических основ поведения человека и животных (Хрестомат. 1.1.¨)
1.2. Принципы
рефлекторной теории Сеченова-
В начале 20 века на Западе возникло направление экспериментальной психологии - бихевиоризм§. Основным направлением исследований бихевиористов было изучение связей между стимулами (S) и возникшими на их основе реакциями (R). Один из основателей бихевиоризма Дж. Уотсон считал, что предметом изучения психологии должно являться только такое поведение, которое можно зарегистрировать и измерить количественно. Экспериментально изучал принцип "стимул-реакция" и другой создатель этого направления - Торндайк.
Однако Павлов и его
коллеги критиковали
Из отечественных ученых, внесших огромный вклад в развитие науки о поведении, первым был Иван Михайлович Сеченов. Его супруга сделала первый перевод книги Ч. Дарвина "О происхождении видов" на русский язык, и этот труд оказал сильное влияние на мировоззрение Сеченова.
В 1851 году Сеченов стал студентом
медицинского факультета МГУ. Затем
он много учился в Германии, работал
там с Гельмгольцем (изучал хрусталик
глаза). В 1860 году он приезжает в Петербург.
1862 году Сеченов открыл явление центрального
торможения. В 1863 году он опубликовал
свою знаменитую работу "Рефлексы головного
мозга", произведшую большое
Павлов родился в Рязани,
в семье священника. Он учился в
Духовной семинарии и собирался
пойти по стопам отца. Однако, он, прочитав
работу Сеченова "Рефлексы головного
мозга", оставил семинарию, недоучившись
в ней одного года, и решил поступать
в Медико-хирургическую
Первыми работами Павлова
были опыты по исследованию пищеварения.
За открытия механизмов регуляции выделения
пищеварительного сока он в 1904 году был
удостоен Нобелевской премии. До него
считалось, что желудочный сок выделяется
в результате соприкосновения пищи
со стенками желудка, а Павлов доказал,
что пища не обязательно должна попасть
в желудок, чтобы сок выделился,
достаточно иногда даже одного вида или
запаха пищи. Этот процесс является
результатом нервных влияний
по блуждающему нерву. Итак, Павлов
обосновал представления о
Итак, первым сформулировал рефлекторную теорию§ Сеченов. Основные ее положения следующие:
Однако у Сеченова не хватало
экспериментальных
Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:
Еще одним важным понятием в физиологии ВНД является понятие нервизма§ - это концепция, признающая ведущую роль нервной системы в регуляции функций всех органов и тканей организма. Большой вклад в развитие концепции нервизма внесли И.М. Сеченов и особенно Боткин С.П. (1832-1889). Боткин рассматривал различные заболевания как следствия нарушений нормальной нервной регуляции (клинический нервизм).
Согласно учению И.П. Павлова принято различать высшую и низшую нервную деятельность.
Низшая нервная деятельность - деятельность спинного мозга и низших отделов головного мозга, направленная на соотношение и интеграцию частей организма между собой.
Высшая нервная деятельность - условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (большие полушария переднего мозга), которая обеспечивает адекватные и наиболее совершенные отношения организма со средой, то есть поведение.
Также высшая нервная деятельность может быть определена как совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и целенаправленное поведение организма в окружающей среде и обществе.
Павлов отождествляя психическую деятельность и высшую нервную деятельность, однако с современной точки зрения эти два понятия разводятся и под психической деятельностью понимается идеальная, субъективно-осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. То есть, психическая деятельность осуществляется при помощи механизмов ВНД. Психическая деятельность всегда протекает осознанно, а ВНД может протекать и неосознанно (сон - одна из форм ВНД).
Информация о работе История развития взглядов на физиологические основы психики и поведения