Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 19:52, дипломная работа
В производстве молока и молочных продуктов сырьем является коровье молоко, которое уже само по себе ценный пищевой продукт. В задачу перерабатывающих предприятий входит сохранение всех ценнейших природных качеств сырья с момента его получения на ферме до поступления к потребителю. Успешное решение этой задачи возможно с помощью создания единой и неразрывной цепи технологических процессов производства молока в сельском хозяйстве, обработки и переработки его в молочной промышленности. Молоко является одним из наиболее потребляемых человеком продуктов, производство которого началось еще 6 тыс. лет назад.
Работа предприятия лимитируется возможностями сбора молока, количество которого зависит от расстояния, условий сбора и доставки. С увеличением расстояния доставка может быть нерентабельной из-за больших транспортных расходов и возможной порчи сырья. Основным фактором, влияющим на сбор в сырьевой зоне, является концентрация (плотность) его в районе заготовки. Этот показатель выражается количеством молока, вырабатываемого за год на 1 га, и зависит в основном от размера стада, продуктивности животных и товарности молока. Чем меньше плотность, тем больше транспортные расходы на доставку сырья. А это, в свою очередь, обуславливает понятие плотности сбора молока на 1 км, пройденный автомолцистерной завода. При высокой плотности сбора себестоимость доставляемого на завод молока ниже и наоборот.
Проблема сборки и доставки молока на завод стоит из-за высокой стоимости эксплуатации автомолцистерн и низкой плотности сбора молока.
Другой важный фактор - содержание многочисленного штата сборщиков молока, лаборантов, которое составляет существенную статью расходов предприятия. Может быть целесообразным поручить сбор и оценку качества молока водителям, обучив их соответствующим образом.
Транспорт,
закрепленный за сборщиками молока, имеет
определенный срок службы. К тому же
ремонт и обслуживание обходятся
довольно дорого. (И.М.
Байназаров, Ю.Р. Лутфуллин,2007)
4.1. Транспортировка молока на предприятие
Молоко на Сорокский сыродельный завод доставляют специализированным транспортом, это специально оборудованные автомолцистерны, имеющие санитарный паспорт. Его выдают территориальные центры Санитарно Эпидемиологической Станции. Автомолцистерны, предназначенные для перевозки молока, изготовлены из листового алюминия и нержавеющей стали, и состоят из двух секций. Для того чтобы молоко не нагревалось во время транспортировки, наружная поверхность цистерны покрыта термоизоляционным материалом и облицована кожухом из тонкого стального листа. Конечную температуру молока при транспортировании можно определить по следующей формуле:
где tH, tK, tc — соответственно начальная, конечная температура молока и окружающей среды;
mn— масса молока, кг;
См — теплоемкость молока, Дж/(кг • °С);
k — коэффициент теплопередачи, Вт/(м2 • °С);
F— площадь теплопередачи, м2;
τ — продолжительность, с.
Коэффициент
теплопередачи для
Молоко с кислотностью не более 18 °Т, охлажденное до 4 °С, может храниться до отправки на молокоперерабатывающий завод не более 6 ч, а охлажденное до 6 °С — не более 4 ч. При длительности транспортирования молока до 10 ч оно должно отгружаться с температурой не выше 6 °С; так как сырьевая база Сорокского сыродельного завода не предполагает транспортировку более 10 ч, такая температура будет действительна для всего молока-сырья, привезенного на предприятие.
Каждая секция автомолцистерны снабжена люком, герметически закрывающимся крышкой с помощью уплотнительной кольцевой резиновой прокладки. Цистерна заполняется молоком под вакуумом, причем наполнение лучше осуществлять снизу во избежание вспенивания молока.
Контроль
наполнения цистерны молоком осуществляется
электрической системой сигнализации:
в верхней части цистерны расположены
датчики верхнего уровня молока для
подачи сигнала о заполнении секции
молоком. Слив молока из автомолцистерны
при приемке на заводе осуществляется
самотеком или с помощью
Специализированный транспорт для перевозки молока на Сорокском сыродельном заводе содержится в чистоте, в исправном состоянии; кузов машины имеет гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке. Транспорт имеет санитарный паспорт, выдаваемый территориальными центрами Санитарно Эпидемиологической станции на каждую машину сроком не более чем на 6 мес. Машина без санитарного паспорта на территорию предприятия не допускается. Транспорт осматривается и разрешается к погрузке ответственным от завода по контролю за состоянием транспорта. Не допускается использование транспорта, предназначенного для перевозки молока для перевозки других продуктов, ядохимикатов или сильно пахнущих веществ.
Шофер-экспедитор имеет при себе личную медицинскую книжку с отметкой о прохождении медицинских осмотров, спецодежду, соблюдает правила личной гигиены и правила транспортирования молочных продуктов.
После приемки молока проводят санитарную обработку автомолцистерны в следующей последовательности:
Вместо дезинфекции иногда
4.2. Расчет затрат на транспортировку молока-сырья
Годовой расчет затрат на транспортировку молока из j приемных пунктов предприятия на предприятие i выполняется по следующей формуле:
Где Mj-количество собранного молока с приемных пунктов предприятия в год, кг
dij- расстояние от приемного пункта до предприятия, км
tp- расход на транспортировку одного литра молока, лей/л км
при расчете такой величины как tp имеется ввиду не только затраты на топливо для автомолцистерн, сюда также включены заработные платы водителя, амортизация автотранспортных средств.
Расстояние до предприятия измеряется из расчета до приемного пункта и обратно до предприятия. Также в это расстояние включены отклонения от основного пути до близ лежащих пунктов.
Таблица 8. Расчет транспортных расходов в летний период времени
№ | Наименование пункта: село, район | Расстояние до завода, км | Количество собираемого молока в год, л | Расход на транспортировку лей/л*км | Годовой расход на транспортировку молока,лей |
1 | Табань, Коликауцы, Маркауцы | 293 | 582400 | 0,82 | 139927424 |
2 | Котюжаны, Берлинцы, Котяла, Ларга | 324 | 564200 | 0,82 | 149896656 |
3 | Перерыта, Баласинешты, Слобозия-Ширеуц | 348 | 399440 | 0,82 | 113984198 |
4 | Халахора де жос, Белявинцы, Михайляны | 278 | 342160 | 0,82 | 77998793,6 |
5 | Чепелеуцы, Корестеуцы, Требисауцы | 267 | 327600 | 0,82 | 71724744 |
6 | Клокушна, Ходереуцы | 250 | 203840 | 0,82 | 41787200 |
7 | Алексеевка, Брынзены, Забричены, Куконешты Ной, Карпач | 293 | 1077440 | 0,82 | 258865734 |
8 | Кюрт, Варатик, Зайканы, Почумбены | 271 | 655200 | 0,82 | 145598544 |
9 | Гординешты Ной, Тырнова, Трынка | 278 | 498680 | 0,82 | 113679093 |
10 | Голень, Ротунда, Фынтына Албэ | 199 | 231140 | 0,82 | 37717425,2 |
11 | Володень, Лопатник | 290 | 229320 | 0,82 | 54532296 |
12 | Плопы, Редиул Мааре, Климауцы | 216 | 293020 | 0,82 | 51899702,4 |
13 | Городиште, Арионешты | 293 | 152880 | 0,82 | 36730948,8 |
14 | Скинень, Баксаны, Булбочь, Цепилова | 55 | 575120 | 0,82 | 25937912 |
15 | Немировка, Воронково, Волово | 86 | 160160 | 0,82 | 11294483,2 |
16 | Бадичаны, Дакрауцы | 63 | 276640 | 0,82 | 14291222,4 |
17 | Вэдень, Кайнарь | 60 | 502320 | 0,82 | 24714144 |
Итого: | 1370580521 |
Таблица 9. Расчет транспортных расходов в зимний период времени
№ | Наименование пункта:село,район | Расстояние до завода,км | Количество собираемого молока, л | Расход на транспортировку лей/л*км | Годовой расход на транспортировку молока, лей |
1 | Табань, Коликауцы, Маркауцы | 293 | 236600 | 0,82 | 56845516 |
2 | Котюжаны, Берлинцы, Котяла, Ларга | 324 | 254800 | 0,82 | 67695264 |
3 | Перерыта, Баласинешты, Слобозия-Ширеуц | 348 | 145600 | 0,82 | 41548416 |
4 | Халахора де жос, Белявинцы, Михайляны | 278 | 154700 | 0,82 | 35265412 |
5 | Чепелеуцы, Корестеуцы, Требисауцы | 267 | 327600 | 0,82 | 71724744 |
6 | Клокушна, Ходереуцы | 250 | 94640 | 0,82 | 19401200 |
7 | Алексеевка, Брынзены, Забричены, Куконешты Ной, Карпач | 293 | 491400 | 0,82 | 118063764 |
8 | Кюрт, Варатик, Зайканы, Почумбены | 271 | 655200 | 0,82 | 145598544 |
9 | Гординешты Ной, Тырнова, Трынка | 278 | 218400 | 0,82 | 49786464 |
10 | Голень, Ротунда, Фынтына Албэ | 199 | 115570 | 0,82 | 18858713 |
11 | Володень, Лопатник | 290 | 109200 | 0,82 | 25967760 |
12 | Плопы, Редиул Мааре, Климауцы | 216 | 136500 | 0,82 | 24176880 |
13 | Городиште, Арионешты | 293 | 72800 | 0,82 | 17490928 |
14 | Скинень, Баксаны, Булбочь, Цепилова | 55 | 273000 | 0,82 | 12312300 |
15 | Немировка, Воронково, Волово | 86 | 63700 | 0,82 | 4492124 |
16 | Бадичаны, Дакрауцы | 63 | 127400 | 0,82 | 6581484 |
17 | Вэдень, Кайнарь | 60 | 236600 | 0,82 | 11640720 |
Итого: | 727450233 |
Из сделанного расчета видно что затраты на транспортировку молока- сырья на Сорокском сыродельном заводе составляют 1370580521 лея в летний период времени (т.е. за три месяца лета и три месяца осени) и 727450233 лея в зимний период времени. Значительные различия в затратах на транспортировку между летним и зимним периодом времени обусловлены главным образом количеством собранного молока, которое в летний период времени практически в два раза больше. Как было сказано выше в данный расчет затрат включены не только затраты на топливо, но и затраты на оплату зарплаты водителям, амортизацию транспортных средств. Тем не менее затраты на транспортировку молока-сырья довольно велики, поэтому с целью их сокращения можно произвести оптимизацию затрат на транспортировку. Но в такого рода оптимизацию могут быть включены только затраты на топливо, оптимизировать заработную плату водителя и амортизацию транспортных средств невозможно. Наглядно оптимизацию затрат можно рассмотреть в пункте 4.4.
4.3. Плотность сырьевой зоны Сорокского сыродельного завода
Как было сказано выше, плотность сырьевой зоны рассчитывается отношением количества принятого молока за год на площадь сбора.
Рассчитывается плотность сбора молока на Сорокском сыродельном заводе по районам заготовки.
Плотность сырьевой зоны для Бричанского района:
Плотность сырьевой зоны для Окницкого района:
Плотность сырьевой зоны для Единецкого района:
Плотность сырьевой зоны для Рышканского района:
Плотность сырьевой зоны для Дондушанского района:
Плотность сырьевой зоны для Сорокского района:
Рисунок
16 Плотность сырьевой
зоны Сорокского сыродельного
завода по районам сбора
Информация о работе Нехватка молока для промышленной переработки