Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Масс-медиа и рекламы".
Перед редактором может встать
вопрос: цифра или слово (25%, четверть,
одна четвёртая часть) Например, сегодня
длина 2000 км, в следующем году увеличится
на четверть. Текст выиграл в
Цифра всегда останавливает на себе внимание, её математическая функция определяет главное правило: независимо ни от чего цифра в тексте должна быть точной. Для этого редактор должен уметь обрабатывать статистический материал, владеть методикой построения системных рядов, знать правила округления величин, уметь проверить вычисления, когда статистические данные делятся на более мелкие и при этом даётся окончательная цифра
Цифра, входя в текст, должна подходить под его смысловые связи, потому что цифра неумело включённая в текст создаёт лишь иллюзию точной информации.
Также надо помнить о том, что при переходе из цифрового в словесный числа часто теряют свою значимость и акцентированность,
Закономерно, наверное, что общие указания на количество всегда страдают приблизительностью (это со словами почти, около, свыше), но надо помнить, что если заметка изобилует такой херью, то ничего кроме общего впечатления о том, что стало лучше или хуже у читателя не возникнет и он не обратит внимание на ваш цифровой понос.
И, наконец, приём конкретизации цифры, очень важный для работы над публицистическим материалом. Он заключается в том, чтобы, пусть в общих чертах, представить значение цифры, но только, чтобы не получилось « два землекопа и 2/3».
Сухие цифры способны отпугнуть
читателя, их восприятие должно быть подготовлено
методически, надо сделать так, чтобы
именно в том момент, когда много
цифр читатель был максимально внимателен.
Фу, КОНЕЦ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
P.S. И помните читатель
безжалостен, найдётся хоть
Таблица представляет собой распространенный вид систематизации материала. При правильном построении она может облегчать восприятие содержания книги и давать возможность достичь более экономного (без ущерба для смысла) изложения.
С формальной стороны таблица
представляет собой такой способ
подачи материала, при котором текстовый
и цифровой материал группируется в
колонки, отграниченные одна от другой
вертикальными и
Первой задачей при работе с таблицами является определение целесообразности использования табличной формы подачи материала. Далее проводится проверка содержания таблиц и проверка их построения, а также определение связи таблиц с текстом и проверка текстов, в которых дается анализ таблиц.
При редактировании таблиц необходимо обращать внимание на следующие значительные моменты.
Существенность, а не случайность признаков, по которым сопоставляются данные, иначе это может привести читателя к неверным выводам. Существенность признаков группировки данных в таблице.
Сопоставимость данных; их, в частности, необходимо приводить в одних единицах величин.
Наличие всех данных, позволяющих пользоваться таблицей; если, например, в таблице и комментирующем тексте не указана единица величины, числа таблицы ничего не будут говорить читателю.
Достоверность включенных в таблицу данных. Чтобы проверить это, устанавливают достоверность их источника и то, насколько точно автор извлек оттуда сведения.
Расположение данных в строках и графах должно быть понятно читателю.. Беспорядочное расположение данных делает содержание таблицы затрудненным для восприятия.
Нумерационный заголовок таблицы нужен для того, чтобы упростить связь таблицы с текстом.
Тематический заголовок таблицы определяет ее тему и содержание. Он нужен для того, чтобы читатель мог легко ориентироваться в содержании таблицы, не обращаясь к тексту. Ставится обычно над таблицей под ее нумерационным заголовком или после него, выделяется шрифтом, без знака препинания на конце. Основные требования к тематическому заголовку - точное соответствие назначению и содержанию таблицы, выразительность и краткость.
На таблицу должна быть ссылка в тексте, причем автор должен не просто ссылаться на таблицу, но и анализировать (а не пересказывать) помещенные там данные, формулировать основные выводы, к которым подводят табличные данные. Комментарии к таблице и анализ ее в тексте должны отвечать фактическому и смысловому содержанию таблицы, не вступать в противоречие с ним. В случае дублирования табличных данных в тексте необходимо снимать их.
Части таблицы:
1) тематический заголовок
определяет цель и содержание
таблицы. Это заголовок над
таблицей. В газете тематические
заголовки обычно опускаются, так
как таблица напрямую связана
с текстом. Формулировка
2) нумерационный заголовок- это слово, таблица и номер арабскими цифрами. Необходим, когда в публикации несколько таблиц. Он упрощает связь таблицы с основным текстом;
3) заголовочная часть
таблицы состоит из заголовков,
определяющих содержание
Хвостовая часть таблицы - это всё, что расположено под заголовочной частью. В хвостовой части выделяют боковик (крайняя слева графа, в которой обобщается содержание горизонтальных строк). Общие для нескольких строк понятия вносят в дополнительную строку. Основные формулировки боковика пишутся с большой буквы. Формулировки дополнительных строк с малой, точки в конце не ставятся. Если в нижестоящей строке повторяется какое-либо слово, его можно заменить кавычками. Прографка - это графы, данные которых выражают зависимость между боковиком и заголовочной частью. Прографка образуется пересечением линий. Однородные числовые данные располагаются так, чтобы единицы находились под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
Округление цифр должно быть единообразным. Если в таблице целое число, то оно записывается с нулями. Если в таблице стоят текстовые элементы, то в случае их идентичности опять ставятся кавычки. Вместо слов «более» и «менее» используют математический знак. Вместо слов «от» и» до» между цифрами ставится тире.
Таблицы бывают двух типов:
справочные и аналитические. Справочные
содержат сведения, которые расположены
в определённом порядке, облегчающем
их поиск. Аналитические таблицы - это
результат классификации
Правила редактирования таблиц.
1. Чётко, ясно и лаконично
сформулировать заголовочную
2. Согласовать их с приводимыми данными.
3. Заменить слова в заголовочной части и боковике условными обозначениями.
4. Унифицировать сокращение и обозначение.
5. Вынести общие, и
6. При перенесении таблицы
на следующую страницу
7. При отсутствия явления ставится тире, при отсутствии данных ставится многоточие.
Классификация таблиц:
I. По назначению или
цели: 1.рабочие или справочные
– таблицы сведений (курс валют,
результаты соревнований). Здесь
редактор должен проверить
2. Аналитические – итог
счётной или статистической
В таблице не должно быть пустых граф – если есть, то она выполнена неудачно.
Редактор проверяет
II. По строению подлежащего:
1. простые (подлежащие содержит
лишь перечень характеризуемых
объектов) 2. групповые (подл. – группировка,
образованная на основе одного
признака) 3. комбинационные (подл. –
группировка, образованная на
основе двух и более признаков)
III. По способу графического исполнения: 1. таблицы 2. выводы
Если данных в таблице немного и она проста по построению, в газете её включают в текст после двоеточия в виде вывода.
Вывод – организованный в колонки и строки материал, который не разделён линейками, который непосредственно продолжает текст и входит в синтаксический строй одного предложения из текста. (Здесь редактор должен проверить правильность цифр). Тематическим заголовком для вывода является предложение, куда он входит. (Всё, что про вывод – также в билете № 34)
Основной текст никогда не должен повторять таблицу или вывод, он может только комментировать их.
Проверка: выборочная проверка достоверности величин, оценка авторитетности источника, убедиться в строгости следования принципам группировки данных (важно, чтобы общие признаки были найдены правильно). Сложный, объёмный табличный материал, данный как вывод, воспринимается с трудом. Не стоит переносить часть таблицы на другую полосу. Даже при публикации официальных статистических данных, в которых нельзя ничего менять, необходимо обработать их с учётом вышеуказанных правил.
таблицы делятся на два вида: 1. Иллюстративные (иллюстрируют мысли журналиста). 2. Аналитические (часть анализируемого материала).
Особой формой фактического материала являются цитаты.
Цитата — это включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа редактора с цитатами имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой Точности ее воспроизведения.
Цитаты
могут использоваться и для подтверждения
отдельных суждений, которые приводит
автор статьи, а также для обоснования
вероятностных заключений.
Во всех случаях число используемых цитат
должно быть оптимальным.
От
редактора требуется установить, уместно
ли их применение в конкретном контексте,
нет ли в них искажений смысла цитируемого
источника. Причины искажений могут быть
различными. В одних случаях из источника
могут быть взяты слова, которые не определяют
сути взглядов его автора. В других - цитата
ограничивается словами, которые содержат
только часть мысли, например ту, которая
отвечает интересам автора редактируемой
статьи. В-третьих, в цитате излагается
точка зрения не на тот предмет, который
рассматривается в анализируемом тексте.
Основным в редакторской проверке цитируемого
материала является установление его
содержательного и формального (пословного
и побуквенного) соответствия первоисточнику,
а также наличия ссылок и их точности.
Традиционно в редактировании рассматривается прямая цитата, т.е. дословное воспроизведение чужой речи. В письменном тексте она обязательно заключается в кавычки, которые сигнализируют о ее начале и конце, в устном — предваряется и заканчивается репликами. Не меньшую роль, чем прямая, играет косвенная цитата — пересказ, т.е. передача своими словами основного смысла чужой речи. Требования к точности смысла и прямого, и косвенного цитирования одинаковы. К косвенному цитированию можно отнести аллюзийную цитату — переиначенный хорошо известный текст, в котором легко просматривается первоисточник.