Шпаргалка по "Масс-медиа и рекламы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Масс-медиа и рекламы".

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 132.27 Кб (Скачать)

«Жизнь А. Скафтымова прошла в одном городе», - утверждает автор  журнальной статьи, но уже в следующей  фразе противоре¬чит себе: «Уроженец  села Столыпине Вольского уезда  Саратовской губернии, с детских  лет питавший чувство уважения к  знаниям, труду, людям труда, здоровому, непритязательному быту; воспитан¬ник Варшавского университета, куда он поступил, круто порвав с домашними  планами ... больше тридцати лет он стоял  за кафедрой Саратовского университета и педагогического института». Оказы¬вается, не в одном городе, а в двух, да ещё и в селе Столыпине жил  Скафтымов. Но и это ещё не всё. На следующей странице читаем: «Получив в 1913 году диплом Варшавского университета, двадцатитрёхлетний учитель словесности  Астраханской и Сара¬товской гимназий, он не растерял среди монотонных провинциаль¬ных  педагогических будней влечение к научному творчеству». Выясняется, что к Варшаве  и Саратову следует прибавить  ещё и Астрахань.

Чтобы обнаружить так называемые неявные противоре¬чия, редактору  недостаточно просто сопоставить высказывания, от него требуются дополнительные мыслительные операции:

С 15 декабря будет организована здесь продажа но¬вогодних елок. Около двух тысяч штук поступит их в магазин, это на три тысячи больше прошлогоднего.

Войнич скончалась в Нью-Йорке  в возрасте 95лет, немного не дожив  до столетия со дня смерти своего знаменитого  отца математика Джорджа Буля.

Мимо внимания редактора  не могут пройти даже неполные противоречия. Когда, рисуя сценку городской жизни, журналист пишет: «В самом центре города ... ещё и сегодня можно  услышать заунывные звуки шарманки. Её ручку усердно накручивает  бородатый старик в картузе...», и  на следующей стра¬нице сообщает: «Говорят, что шарманок в Аргентине  сейчас ос¬талось всего четыре», редактор вправе задуматься о правдоподо¬бии этой сценки и её типичности.

Если с точки зрения логики проанализировать некоторые  при¬ёмы изложения, нарушения закона противоречия можно обна¬ружить  и здесь. Когда мы говорим читателю: «Мне нечего ска¬зать о голосе Татьяны  Синицыной», разговор, казалось бы, должен на этом закончиться. Действительно, стоит  ли его вести, если сказать нечего':1 Тем не менее, автор очерка «Проникаясь  чув¬ствами» не только продолжает свой рассказ, но и характеризует голос  певицы довольно подробно: «...сказать  о силе голоса (кото¬рую, кстати сказать, певице приходится сдерживать, петь вполго¬лоса, чтобы не нарушить эстетическое чувство  меры), о его диа¬пазоне, о неповторимом тембре...» Налицо нарушение второго  закона логического мышления.

В постоянном логическом контроле нуждаются, в частности, приёмы газетного  репортажа, которые в силу своей  традицион¬ности часто формализуются  настолько, что пишущий забывает о том, что их следует соотнести  с действительностью. «Начать наш  репортаж мы хотели с «экскурсии»  по Олимпийской деревне, по завтрашним «деревенским» улицам. Но потом подумали, что вряд ли в этом есть необходимость», - так попытался репортёр отой¬ти  от штампованного приёма, но вскоре всё-таки оказался на строи¬тельстве. «Стоишь у подножия стройных, элегантных домов, то бело-голубых, то бело-вишнёвых. Пробираешься, уступая дорогу машинам, к необычных форм зданиям культурного  центра. Бро¬дишь по пустым и гулким пока залам бытового комплекса... " - сообщает он читателю.

Нарушения закона противоречия в текстах, содержащих прак¬тические  рекомендации, особенно опасны. Когда  в брошюре, адре¬сованной лектору, утверждается: «Чтобы слово достигало  эмоцио¬нального воздействия, оно  само должно быть страстным, гневным, проникнутым  чувством», и на той же самой странице пишется: «Пусть манера разговаривать  со слушателями будет не броской. В основе успеха оратора - деловитость ... поэтому говорящий суховато преуспевает  всё же больше, нежели тот, кто говорит  образно, эмоционально-приподнято,..)

Редактор должен провести тщательный анализ текста в целом, чтобы  выделить противоположные по мысли  пары высказываний, выявить и сформулировать противоречия.

 

16. закон исключенного  третьего 

 

Третий закон логического  мышления — закон исклю¬чённого  третьего — гласит: из двух противоречащих выс¬казываний в одно и то же время, в одном и том же отношении  одно непременно истинно. Третьего не дано, Аристо¬тель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине  между двумя противоречащими  суждениями.

Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мыс¬ли, служит основанием для выбора истинного  суждения.

Точность подбора противоречащих высказываний, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста делают очевидным действие этого закона, способствуют логической определённости из¬ложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Непременное условие соблюдения третьего закона логики ~ сопоставляемые высказывания должны быть действительно  про¬тиворечивыми, т. е. такими, между  которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия. Они  должны исклю¬чать друг друга. Когда  автор очерка о лётчике пишет: «Человек на земле может быть и  мягким, и деликатным, а в полёте - соб¬ранным, волевым», он нарушает этот закон. Перечисляемые каче¬ства  характера не исключают друг друга. Уязвимо с позиций логики и  следующее суждение, адресованное молодым  журналистам: «Журналист в результате своего «расследования» явлений  жиз¬ни выступает либо в поддержку  всего нового, передового, прогрессивного ... либо непримиримым борцом со всем отжив¬шим, со всеми социальными болячками...» 

Формулировка альтернативы - приём, присущий энергичной манере изложения: мысль требует ясности формы, сам приём — точности исполнения. В дискуссионных материалах, в  острых интервью это проявляется  особенно отчётливо. Так, задав од¬нажды ведущему популярной в начале 90-х  годов передачи «600 секунд* А. Невзорову  вопрос: какой он человек - добрый или  злой? - тележурналист явно рассчитывал  получить однозначный ответ. Однако такой ход беседы не устраивал  Невзорова, и он легко ушёл от ответа: «Опять-таки очень абстрактное представ¬ление - добрый или злой. Вот Пожарский  с Вашей точки зрения, добрый или  злой?» Понятия «добрый» и «злой» с позиций строгой логики не являются проти¬воречащими, они не исключают  полностью друг друга. В опреде¬лённых  условиях между ними возможно существование  некоего третьего понятия. Этим и  пользуется Невзоров, переводя разго¬вор  на оценку известной всем личности Пожарского и собираясь, видимо, сообщить сведения, которые позволят выявить  промежу¬точное звено между понятиями  «добрый» и «злой», чтобы дока¬зать  несостоятельность предъявленной  ему альтернативы.

 

17. закон достаточного  основания 

 

Четвёртый закон логического  мышления — закон достаточного основания  — требует, чтобы всякая истин¬ная  мысль была обоснована другими мыслями, истин¬ность которых доказана. Соблюдением  этого закона достига¬ется обоснованность мышления, обязательное условие мышления правильного. Логика высказываний считает  обоснованность мыш¬ления общим  методологическим требованием и  рассматривает ряд законов, обеспечивающих его выполнение (закон двойного отрицания, тавтологии, симплификации, конъюнкции и др.)

В любом рассуждении наши мысли должны быть внутренне связаны  друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными  доказательствами. Достаточность основания  истинности суждений в каждом конкретном случае — предмет рассмотрения специальных  наук, логическая обоснованность - необходимое  качество каждого журналистского выступления.

Именно обоснованности суждений недостаёт газетной рецен¬зии на книгу И. Долгополова «Рассказы  о художниках»:

Тот, кто читает журнал «Огонёк», не может не обратить внимание на серию  статей, посвящённых творчеству художников. Многие из этих статей — точнее рассказов - принадлежат Игорю Долгополову. Разумеется, любой такой рассказ  должен не¬сти в себе ту дозу информации, без которой нет документального  рассказа, а тем более - статьи. То, что пишет И. Долгополов, - это, скорее всего, именно рассказы. То есть необходимая  информа¬ция сочетается с формой подачи её. А эта форма более  всего напоминает рассказ.

Поэтому совершенно правомерно, что тридцать рассказов И. Долгополова  оказались под одним красивым тёмно-зелёным переплётом. И название книги «Рассказы о художниках» - соответствует содержанию её”.

В этом отрывке из 28 газетных строк логических неточностей много. В частности, автору следует задать вопрос: в чём же он усматривает  правомерность того, что тридцать рассказов Долгопо¬лова оказались  под одним тёмно-зелёным переплётом?

Причиной недоказательности  изложения могут быть не толь¬ко  поверхностность знаний и небрежность  формулировок, но и автоматизм мышления, когда, например, журналист прибегает  к привычным и, казалось бы, проверенным  схемам типа «раньше - теперь». Обыденное  сознание часто мешает пишущему вникнуть в суть явления, вскрыть причины  происходящего. Иллюзия пол¬ной  очевидности для журналиста всегда опасна. Но особенно опас¬на всякая попытка подогнать факты под  некую схему, какой бы «надежной» она ни представлялась.

 

18.Эллементы композиции текста,  основные композиционные принципы  и приемы.

 

 

Термин «композиция» в  переводе с латыни означает «составление». Композиция текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный  и связный в отношении содержания и формы текст.  
 
Композиция – важнейшее качество текста, от которого зависит его ясность и доходчивость. Если композиция удачна, читатель легко понимает, что хотел донести до него автор, успешно усваивает информацию; если неудачна – запутывается в тексте и не получает пользы от прочитанного.  
 
В композиции текста принято различать несколько частей, каждая из которых имеет свое назначение. Еще античные риторы выделяли вступление, основную часть и заключение. Это деление справедливо и сегодня. Кроме того, по роли и коммуникативным требованиям друг другу противостоят основная часть и рамочные элементы композиции.  
 
Рамочные элементы – это элементы и самого текста, и полосы в целом. К ним относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы. В рекламе рамочные элементы – слоган, эхо-фраза; рамочные элементы полосы издания – рубрики и выделители.  
 
Врезы – выделенные графически абзацы, резюмирующие тему.  
 
Слоган – основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение.  
 
Эхо-фраза – ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган.  
 
Рубрика – название серии материалов, которую публикуют продолжительное время.  
 
Выделитель – название темы одного или нескольких материалов (а не постоянной серии), занимающее место рубрики.  
Рамочные элементы призваны оформлять, задавать тексту рамки (потому они практически всегда графически выделены), привлекать и удерживать внимание читателя. Стилистически они должны быть особо выразительны и информативны.  
 
Назначение основной части – передать информацию по теме в оптимальной языковой форме. Содержание основной части может организовываться по сюжетному и по логическому принципу.

Композиционные приемы.

   Основными композиционными  приёмами являются: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

 Повтор – один из самых простых и в то же время самых действенных приёмов композиции. Он позволяет легко и естественно «закруглить» произведение, придать ему композиционную стройность. Особенно эффектной выглядит так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произведения; такая композиция часто несет в себе особый художественный смысл. Пример: Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

 Близким к повтору  приемом является усиление. Этот прием используется для усиления впечатления путем подбора однородных образов или деталей.

 Противоположным повтору  и усилению приёмом является противопоставление. Этот композиционный прием основан на антитезе контрастных образов. В более широком смысле противопоставлением называется всякое противопоставление образов: например, Онегин и Ленский, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стихотворении Лермонтова «Парус» и т.п.

   Контаминация, объединение  приемов повтора и противопоставления, дает особый композиционный эффект: так называемую зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной  композиции начальные и конечные  образы повторяются с точностью  да наоборот. Последний композиционный  приём – монтаж, при котором два образа, расположенные в произведении рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, который появляется именно от их соседства.

   Все композиционные  приёмы могут выполнять в композиции  произведения две функции, несколько  отличающиеся друг от друга:  они могут организовывать либо  отдельный небольшой фрагмент  текста (на микроуровне), либо весь  текст (на макроуровне), становясь  в последнем случае принципом композиции.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ  ПРИНЦИПЫ

1. Принцип целесообразности.

Принцип целесообразности заключается в  том, что авторский замысел и  весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творчески и процесс  переработки материала в художественную форму.

2. Принцип единства.

Основной  принцип, обеспечивающий целостность  произведения. Благодаря этому принципу сложное выглядит не как конгломерат  из разрозненных частей, а как связное  целое. Композиция выступает как  система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные  композиционные принципы рассматривают  различные проявления связи, различные  аспекты зависимости между частями  и элементам и произведения). Марксистско-ленинской  эстетикой цельность понимается как единство замысла и воплощения, как органическое единство содержания и формы. Целостность рассматривается  диалектически. "Каждый этап развертывания  художественной целостности отражает общую для понятия целого диалектику взаимодействия противоборствующих сил  покоя и деятельности, простоты и  сложности, порядка и беспорядка, равновесия и его нарушения", - пишет В Шестаков. У Фаворского читаем: "Приведение к целостности  зрительного образа будет композицией".

Информация о работе Шпаргалка по "Масс-медиа и рекламы"