Появление контент-анализа
связывают с именем американского
политолога и публициста Г.
Лассуэла. Во время 2 Мировой Войны
этот метод широко применялся
в США для изучения пропаганды
и в целях разведки. Учебник
Б. Берельсона «Контент-анализ
в ком.-ных исследованиях», вышедший
в 50-е годы в США, до сих
пор является наиболее полным
трудом по практике применения
метода.
В основе
традиционного изучения документов
лежит механизм понимания текста:
логическое построение направлено
на раскрытие основного содержания
изучаемого материала. Однако
при этом возникает опасность
субъективной интерпретации текста.
Контент-анализ (или «формализованный
метод») позволяет преодолеть субъективизм
трад-го метода. Смысл работы заключается
в нахождении таких св-в и
черт документа, к-е отражали
бы существенные его стороны.
Контен-анализ эффективен, когда
необходимо обеспечить высокую
точность показателей, исследовать
обширный несистематизированный
материал (н-р, подшивка газеты), требуется
суммарная оценка документальной
инф-ции.
Процедура
формализованного анализа начинается
с выделения двух параметров:
«смысловых» (качественных) единиц
и единиц счета. Главной смысловой
единицей счета может стать
социально значимая тема или
идея. Н-р, при изучении роли
газеты в распространении технических
знаний к смысловым единицам
могут быть отнесены публикации,
в к-рых прямо или косвенно
говорится о достижениях техники.
Выбрав смысловую единицу, определяют
единицу счета. Она берется
из различных систем – н-р,
из с-мы «время – пространство».
В этом случае за единицу
счета принимают число строк,
знаков, сантиметров газетной площади,
минут вещания в эфире и
т. д.
С помощью
контент-анализа можно получать
на один или сразу несколько
вопросов:
что, где, когда, с каким
эффектом? Сложность программы
зависит от х-ра изучаемого материала,
цели и фантазии самого исследователя.