Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:17, курсовая работа
В России понятие "связи с общественностью" стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце ХХ столетия, при этом особый интерес вопросам его возникновения, формирования уделяют социологи, политологи, психологи. С начала 60-х гг. XX в. он вошел в политический лексикон в связи с появлением новых методов проведения и организации избирательных кампаний.
Качественное исследование, в форме анализа фокусных групп, которое позволяет более полно определить действительные убеждения избирателей. Такой анализ, состоит в опросе 6-8 человек, которые направляются подготовленными ведущими.
Кроме того, существуют и другие информационные блоки, например, анализ результатов прошлых выборов, который предлагает более широкий спектр методик получения базы данных.
Следующий этап заключается в выявлении целевых групп воздействия. Отечественные имиджмейкеры советуют обращать внимание, «прежде всего на те социальные группы, интересы которых выражает кандидат, искать среди них сторонников, выявлять противников, уделять внимание колеблющимся.»45
Целевая аудитория - это совокупность людей, однородная по каким либо параметрам - социально - демографическим, психографическим, и т.д. Это те люди, которые потенциально могут отдать свое предпочтение определенному человеку, либо организации во время выборов, опросов и т.д.. Кандидат не может понравиться всем избирателям, если бы такое было на практике, то кандидаты набирали по 100%, чего не происходит.46 Практически все базовые операции маркетинга привязаны именно к целевой аудитории - разработка имиджа кандидата, позиционирование, агитационные материалы, весь комплекс продвижения кандидата - от стадии выдвижения кандидата, до даты завершения процесса выбора. Все делается для целевой аудитории, для «наших избирателей». И соответственно электоральный успех или провал тоже определяется по параметрам (узнаваемость, избираемость) именно в целевой аудитории. Что и подтверждает день выборов.
Целевая аудитория - это люди, которые с наибольшей вероятностью проголосуют за кандидата. Перед планированием PR кампании, одной из самых важных задач является определение целевой аудитории, написание «портрета» избирателя. Основными характеристиками целевой аудитории являются: пол, возраст и размер дохода. В дальнейшем, целевая аудитория может определяться и по социальному положению, образу жизни, привычкам, медиапредпочтениям и другим факторам, количество и виды которых зависит от специфики избирательного округа. Качественное определение целевой аудитории позволит выбрать именно те виды рекламы, которые смогут максимально эффективно воздействовать на выбранную аудиторию. Что, в дальнейшем послужит отправной точкой и для создания самих PR объявлений и для медиапланирования.
В условиях современной России проблема аудитории политической коммуникации является одной из сложнейших. Поработав в нашей стране, Р.Андерсен отметил такие особенности среднего россиянина: «Как я понял, типичный россиянин, тем более в провинции, почти не выписывает газет, потому что они дороги, не увлекается политическими передачами по телевидению. Как довести до него программу той или иной партии или блока, как закрепить в сознании имидж лидера? Как наладить связь кандидат-избиратель?»47
Аудитория - центральный элемент любой PR- программы. Эффективное PR- воздействие оперирует не с аудиторией «вообще», а только с ее сегментами. Это особенно верно в отношении политического PR. Политик оценивает аудиторию по двум параметрам: ее стопроцентный состав по отношению ко всему населению и степень политической активности данного сегмента. Знание аудитории и ее отношения к политической программе позволяет вовремя корректировать PR- кампанию, делая ее более эффективной.
Целевые аудитории, с которыми контактирует политическая партия, можно разделить на две большие группы:
Внутренние (члены партии);
Внешние (избиратели).
Целью любой избирательной кампании является удержание в сфере влияния сторонников своего кандидата, нейтрализация активных противников и привлечение на свою сторону тех, кто не определился в выборе или кому все равно. Именно за последних и разгорается чаще всего предвыборная борьба, на них в основном и направлена агитация.
Российская традиция изучения электорального поведения не очень продолжительна. В настоящее время основные подходы исследователей связаны с оценкой поведения избирателей на индивидуальном уровне и степени воздействия на них политических партий и их лидеров. Известные на сегодняшний день оценки видов электорального поведения можно свести к двум подходам.
Первый подход построен на оценке поведения избирателей в ходе голосования. Здесь выделяют следующие типы электорального поведения:
- избиратели, принимавшие участие в выборах;
- избиратели, явившиеся на голосование, но испортившие бюллетень;
- избиратели, проголосовавшие против всех кандидатов;
-
избиратели, не принимавшие участия
в выборах (данный вид
Этот подход можно дополнить типологией элективных групп В.Г. Зарубина:
-
избиратели-активисты:
- избиратели с колеблющимися предпочтениями. Они участвуют не во всех выборах;
-
избиратели-абсентеисты. В
Обратим внимание на важность выделения здесь типа избирателя. Так, еще П. Лазарсфельд, руководствуясь наличием симпатии к определенной партии, выделил три типа избирателей: стабильные избиратели; непостоянные избиратели; избиратели, меняющие партии.49
На фоне этого особый интерес может вызвать модель «рационального избирателя», который взвешивает затраты и выгоды программ различных партий и затем по принципу максимальной пользы выбирает партию. Если происходит изменение в соотношении затрат и пользы, следует ожидать изменений в электоральном поведении. Возможно использование и модели «мыслящего избирателя», который в отличие от «рационального избирателя» не формирует свои партийные предпочтения исключительно на основании совпадения своих взглядов с позицией партии и не отдает свой голос в расчете на будущее личное благополучие. «Мыслящий избиратель», находясь в ситуации принятия решения, обходится доступной политической информацией, не затрачивая усилий на ее проверку. Это рациональность, стремящаяся к минимизации затрат. Выделяют информированных и менее информированных избирателей. Информированные зачастую неоднородны и могут интересоваться разными проблемами. Неинформированные избиратели не обладают знаниями о политике разных партий по решению спорных вопросов. Исследователи отмечают, что подобное разделение неприменимо к многопартийным системам. Известно, что избиратели стремятся использовать упрощенные формы получения информации.
Отметим,
что здесь возможны и другие варианты,
привлекая которые можно
В свою очередь, В.Г. Зарубин предлагает модель для характеристики электорального поведения избирателей, участвующих в голосовании, называемую устойчивым типом электорального поведения52. По его мнению, относительно Российской Федерации устойчивый тип электорального поведения граждан, или, как их еще называют, избиратели-активисты, - это граждане, которые принимают участие в голосованиях всех уровней: выборы Президента, выборы депутатов в Государственную Думу, в местные органы власти, они также ориентированы и на участие в предстоящих выборах всех ступеней. Устойчивый тип электорального поведения характерен для противников проводимых реформ. Им свойственны активность на выборах и постоянство социально-политических установок (приверженность плановой экономике, централизованному управлению и распределению, государственной охране общественного порядка).
По множественным данным избирательных кампаний разного уровня, большинство носителей устойчивого типа электорального поведения не приемлют политику разгосударствления экономики и демократического переустройства политической жизни. К устойчивому типу электорального поведения принадлежат и те сторонники реформ в России, которые с 1991 г. непосредственно участвовали в перераспределении государственной собственности. Чаще всего к устойчивому типу электорального поведения относятся руководители предприятий, административные работники, частные предприниматели и большинство граждан в возрасте от 45 лет.
Но среди сторонников реформ наблюдаются подвижность и изменчивость социально-политических ориентаций, вызванные критическим отношением граждан к условиям своей жизни и различным ветвям власти, ответственным за эти условия. Их поведение на выборах можно назвать колеблющимся. Это избиратели, принимающие участие, что было отмечено, еще при голосовании 1990 и 1991 гг.
Внутри данной электоральной группы выделяются две субгруппы. Для представителей первой из них характерны наличие интереса к предвыборной кампании и позитивная оценка значимости результатов голосования. Представители второй субгруппы не проявляют интереса к предвыборной кампании и не считают результаты важными для себя.
Второй
вариант типологии
-
избиратели, которых по каким-либо
причинам не внесли в
-
избиратели, которые не получили
уведомления о выборах с
-
избиратели, которых внесли в
избирательные списки, но они
умерли до дня проведения
- избиратели, которые фактически не живут в месте выборов или по каким-либо причинам должны голосовать в других избирательных участках;
-
избиратели, которые неверно заполнили
избирательный бюллетень. В
- избиратели, которые во время выборов были больны, но не вызвали выездную урну;
- избиратели, которые вовремя не позаботились об открепительных избирательных бюллетенях.
Виды реального абсентеизма можно классифицировать следующим образом: по продолжительности - устойчивые (по религиозным, идеологическим убеждениям) и неустойчивые (конъюнктурные - под влиянием ситуации); по отношению к политической системе - лояльные и оппозиционные (неудовлетворенность отдельными элементами); по степени понимания собственной позиции - сознательные и бессознательные.
Относительно российского общества В.Г. Зарубин подразделяет абсентеистов на последовательных и непоследовательных. Для первых характерны отсутствие интереса к предвыборной кампании и негативная оценка значимости результатов голосования. Вторые проявляют интерес к предвыборной кампании и считают результаты голосования важными для себя. Несмотря на это, они уверены в том, что лично их голос ничего не даст в общем подсчете голосов. Несколько ранее Зарубин специально уделил внимание динамическому аспекту абсентеизма, связанному с настроениями и пристрастиями53.
Граждане с неустойчивым типом электорального поведения в большинстве своем были и остаются вне властно-распределительных структур.
При обосновании неустойчивого типа электорального поведения учитываются не только оценка избирателями социально-экономических изменений и деятельности политического руководства, но и социокультурные умения и предпочтения самих избирателей. При различии и разнообразии социокультурных характеристик представители неустойчивого типа электорального поведения не надеются влиять на реальную политику с помощью участия в выборах. Об этом чаще всего свидетельствуют результаты выборов в местные представительные органы власти, здесь фиксируется низкая избирательная активность населения, поддержка выборных представителей сверху.
Информация о работе Роль связей с общественностью в государственном управлении