Роль связей с общественностью в государственном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

В России понятие "связи с общественностью" стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце ХХ столетия, при этом особый интерес вопросам его возникновения, формирования уделяют социологи, политологи, психологи. С начала 60-х гг. XX в. он вошел в политический лексикон в связи с появлением новых методов проведения и организации избирательных кампаний.

Работа содержит 1 файл

Роль PR в гос.управлении.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

 

      2.Практическая значимость связей  с общественностью в гос.управлении

     2.1 Механизм взаимодействия гос.аппарата со СМИ

 

     Имидж первого лица государства может создаваться двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно.

     Если говорить об имидже первого лица организации, то в первом случае это естественный процесс, то есть руководитель выступает той личностью, которой он является на самом деле. Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности. Обычно такой имидж руководителя складывается в результате продолжительной вертикальной и горизонтальной карьеры в одной организации (такая практика широко распространена в Японии, однако руководящие посты японцы занимают не раньше шестидесяти лет).

     Второй путь предполагает активное формирование имиджа, который  необходим, если:

  1. руководитель  является  "чужим"  по  отношению  к организации (в случае антикризисного управления);
  2. руководитель не имеет большого опыта управления;
  3. в системе управления персоналом есть конфликтные точки;
  4. размер  организации  столь  велик,  что  сотрудники  не могут составить адекватное представление о деятельности руководителя и его личности  (и это приводит к снижению трудовой мотивации);
  5. существуют внешние причины для создания имиджа руководителя как некоего аналога "торговой марки" предприятия.

     Здесь создание имиджа связано с надеванием определенной маски. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным.

     Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего  с проведением специальных мероприятий и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации.

     Работа над созданием  имиджа начинается с постановки цели. Человек, принявший решение о  совершенствовании своего имиджа, в  первую очередь должен понять, зачем  ему это нужно. Целью может быть продвижение по карьерной лестнице, стремление победить на выборах в органы власти, усиление влияния на подчиненных, улучшение имиджа вверенного ему подразделения или достижение успеха на определенных переговорах. В зависимости от цели принимается решение о методах формирования имиджа.

     В мировой практике распространена работа с агентствами  или отдельными специалистами - имиджмейкерами. Если цель глобальна (к примеру, участие в предстоящих выборах), возможно обращение в специализированное агентство. Для достижения локальной цели можно обойтись собственными средствами. В России практика работы с агентствами не очень популярна и только начинает развиваться. Более распространено обращение к частнопрактикующим специалистам (чаще всего в этом качестве выступают психологи и политологи).

     Следующий шаг - человек  должен четко оценить себя, то есть осознать собственное представление  о себе. Несмотря на очевидность  этого факта, многие люди, об этом даже не задумываются. Многие считают, что  у них не хватает времени на подобные занятия.

     Однако, если лицо решило изменить свой имидж, он должен оценить, что именно следует поменять в зависимости от сильных и слабых сторон, какие у него есть на момент принятия этого решения. Оценить себя рекомендуется в письменном виде, так как мнение человека о себе может быть довольно расплывчатым, а письменная форма изложения конкретна. Для оценки себя можно воспользоваться следующей табличной формой (см. Приложение 1):

     Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того чтобы выслушать от окружающих критические замечания, требуется определенное мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой, однако она необходима для достижения конечной цели. В качестве критиков желательно привлечь людей, искренне заинтересованных в самосовершенствовании, которым к тому же можно доверять.

     С получением изрядной доли критики кропотливая работа над созданием имиджа только начинается

     Далее процесс создания имиджа разбивается на составные  части, определяются способы достижения цели и примерные сроки по каждой из составляющих.

     Создание имиджа - это сложный и достаточно длительный процесс, который требует от человека внимательного отношения к себе и окружающим.

     Без рационально  составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими задачами. В зависимости от поставленной цели это могут быть:

     действия    по    совершенствованию   внешнего   имиджа   (консультация парикмахера, косметолога, визажиста);

     действия, направленные на улучшение психологической  составляющей имиджа (консультация психолога, обучение на курсах);

     совершенствование коммуникативных навыков.

     Наиболее  распространенными методами формирования имиджа, являются присоединение избирателя, вложенное действие, Смена канала восприятия, способы создания «чуда», модель экспериментального невроза, намек и другие.

     Кратко  остановимся на некоторых из них.

     «Присоединение избирателя, происходит к уже идущему действию кандидата или к ранее совершенному им же действию.»35 Данный эффект основан на «психологическом заряжении», когда избиратель бессознательно усваивает эмоциональное состояние группы или авторитетного для него лица. При этом на практике эффект используется, как заведение и поддержание полезных традиций, ритуалов, праздников и т.п., как присоединение избирателя к действиям, уже уверенно осуществляемым кандидатом.

     Вложенное действие. Избирателю предлагается совершить одно действие, которое ему знакомо, желанно и связано со вторым действием, которое необходимо кандидату. (Например, проголосовав за кандидата, избиратель уже сразу после выборов, согласно обещаний данного кандидата, может получить блага, обещанные кандидатом во время избирательной кампании.)

     Избирателя  мягко ставят в ситуацию, когда  ему предлагается на выбор два  или несколько кандидатов (при  этом не оговаривается, что реальные шансы на победу имеет только один из кандидатов, потому что выбор  избирателю представлен между кандидатом и слабыми оппонентами, при этом сильные соперники игнорируются).

     Избирателей ставят в ситуацию, когда они начинают обсуждать проблему, находя новые  доводы «за» и «против», тем самым  делая кандидата понятным себе и  всем избирателям (в случае трансляции или публикации дискуссии).

     Смена канала восприятия. Если воздействие  по выбранному каналу на избирателя недостаточно, то следует прибегнуть к смене  метода, смене канала восприятия (при  этом надо учесть, что «ориентировочно  человек запоминает 10% того, что читал, 20% того, что слышал, 30% того, что видел, 50% того, что слышал и видел, 70% того, о чем сам рассказывал, 90% того, что сам делал»36), смене времени или места воздействия, параллельному воздействию по разным каналам.

     «Чудо» и последующие рассказы о нем. К способам создания «чуда», можно отнести например, аномально большие объекты и рекордные достижения; постановка избирателя в тупик с последующим чудесным освобождением из него; преодоление или нарушение запретов, норм поведения (реальное или мнимое).

     Модель  экспериментального невроза предполагает намеренное рассогласованное воздействие  по каналу или каналам восприятия.

     Рассогласование стереотипов избирателя и реальности, производится совершением намеренной ошибки или парадокса.

     Лучше запоминаются еще незаконченные  человеком действия и забываются действия законченные. При невозможности  выполнить желаемое действие оно  заменяется другим. На базе этих эффектов применяются следующие композиции:

     Намек, как додумывание избирателем воспринятого в своих словах, образах за счет использования «вечных стереотипов».

     Домысливание  избирателем нужного содержания за счет предварительно выработанной тенденции.

     Избиратель  должен «прорываться» к содержанию за счет «перевода» намеренно усложненной или искаженной формы на язык собственных образов.

     Следует отметить, что секрет успеха далеко не в количестве появления предвыборных материалов в газетах, на радио и  телевидении. Ключ к успеху - в правильности концепции развития общественных связей. Какой бы непредсказуемой ни была реакция общественности в период формирования имиджа политика, вся система обязательно должна подчиняться единой концепции логике.

     По  этому поводу маршал де Голль писал, что руководитель «должен действовать  масштабно... удовлетворяя тайные желания людских сердец, компенсируя их стесненные жизненные условия, он овладевает их воображением и даже при своем случайном падении сохраняет в их глазах престиж тех вершин, к которым он так старался их привести»37.

     Итак, методов очень много, и имиджмейкеру приходиться составлять из различных компонентов именно ту формулу, которая будет верна для данного объекта. При этом нельзя представить полный перечень возможных комбинаций. PR-профи должен знать общие законы психологии человека, чтобы на их основе формировать стратегию создания имиджа.

     Средства  массовой информации способствуют установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью и другими  людьми, группами людей или обществом  в целом посредством распространения  разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной жизни.

     Своим содержанием, формами и приемами личность непосредственно участвует  в формировании общественного мнения.

     Развитие  демократизации общества, несмотря на все имеющиеся недостатки в этом процессе, означают, с одной стороны, возрастающее активное участие людей в решениях судьбоносных вопросов общества, но с другой - процесс демократизации влияет на развитие новых форм и методов, в том числе рыночного взаимодействия.

     Большая доля успеха в отводится умению тесно взаимодействовать со специалистами ПР и СМИ.

     В будущем, эта связь усилится, если СМИ будут выполнять главную  цель своего предназначения - честно и  без искажений доводить до граждан, деловых кругов и политиков, представителей власти все проблемы, вопросы, нововведения и требования, которые волнуют всех субъектов, их мнения, запросы и потребности.

     В совокупном своем проявлении средства массовой информации соответствуют  основным кардинальным направлениям формирования нашего общества от отдельной коммерческой структуры до государства в целом с учетом различий, определенных специализаций каждой социогруппы в отдельности.

     Пресса, радио, телевидение, выполняя информационную функцию, обеспечивают лидера данными на каждом этапе выработки, принятия и реализации делового решения. Информация для личности всегда обладает определенной ценностью.

     К основным институтам индустрии средств  массовой информации относят прессу, радио, телевидение. В современных  условиях российской экономики незримо  возрастает значение средств массовой информации. Каждый институт средств массовой информации имеет свои целевые аудитории слушателей, зрителей, учитывает специфику жизненного уклада каждой аудитории в отдельности, интересы, проблемы.

     Механизм  отношений служб ПР со средствами массовой информации является связующим звеном для всех сфер деятельности человека, так как именно через СМИ устанавливается эффектная обратная связь, отражая состояние общественного мнения.

     Специалисты ПР за счет установления внешней обратной связи имеют возможность сравнивать концепцию деятельности личности с поведением общественности, которое, как правило, изучается с помощью непосредственной работы со СМИ, за счет мониторинга публикаций в прессе или же за счет проведения непосредственных социологических опросов.

     Очень важно своевременно установить наличие  положительной или отрицательной  обратной связи.

     При отрицательной обратной связи сигнал, поступающий от управляемой системы (в нашем случае - общественность), реагирует нормально, процесс идет без сбоев и вся система стабилизируется.

Информация о работе Роль связей с общественностью в государственном управлении