Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:14, дипломная работа
Целью настоящей работы является анализ пиар-инструментов и методов, наиболее приемлемых для продвижения и формирования скандального имиджа. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
Раскрыть понятие «имидж» и определить его структуру, выделить основные слагаемые имиджа.
Выяснить, какие внешние компоненты, необходимы в формировании грамотно спозиционированного имиджа.
Проанализировать психологические составляющие имиджа и то, как они влияют на создание успешного образа какого-либо субъекта. Раскрыть понятие «имиджевая легенда» и выяснить, почему она необходима для яркого и запоминающегося образа.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Имидж: структура и основные слагаемые………………………6
1.1.Структура имиджа………………….……………...…………………….…6
1.2.Основные слагаемые имиджа……………………………………………...9
1.3.Психологический фактор в создании имиджа…………………………...14
1.4.Внешние компоненты имиджа………………………………………........18
1.5.Имиджмейкер, как ключевая фигура в формировании имиджа………..23
Глава 2. Практические примеры
Технологии, креативные приемы и PR-инструменты формирования скандального имиджа. …………………………………...29
2.1.Имиджевые стратегии……………………………………………………29
2.2.Имиджевые приемы………………………………………………………32
2.3.Перфоманс как элемент имиджирования……………………………….36
2.4.Имиджевая легенда………………………………………………………40
2.5.Имиджевые типажи………………………………………...…………….42
2.6.PR-инструмент в формировании скандального имиджа и их эффективность……………………………………………..………………….51
2.7.Сравнительный анализ рейтинга известных деятелей шоу - бизнеса…67
Заключение…………………………………………………………………...80
Список источников и использованной литературы…………
-Личностно-коммуникативные
(связанные с каналом передачи
информации, такие, как фото- или телегиничность,
тембр голоса, акцент)
-Социальные
(моделирующие чисто
-Мифо-символические
(подводящие объект к
-Профессиональные
(отражающие требования и
Практика показывает, что одной из сильнейших характеристик имиджа является мифологическая. Не случайно наиболее часто встречающимся в биографии политиков, встречается миф о спасителе.
Роль имиджа высоко оценивают в рекламе, шоу-бизнесе, политическом консалтинге. Создание имиджа является важнейшим инструментом PR. На рынке побеждает тот, чей имидж оказывается наиболее привлекательным для потребителя. При этом в сознании людей достоинства, возникающего в результате воздействия, имиджа, автоматически переносятся на его «прообраз».
Между самим явлением и его имиджем всегда
существует так называемый credibility gap - «разрыв
в достоверности».4 Имидж субъективен
- он сгущает краски образа, либо приукрашивая
явление, либо очерняя его. И то, и другое
провоцируется создателями имиджа намеренно.
Поскольку имидж всегда соотносится в
сознании людей с этическим идеалом, он
социально обусловлен, как социально –
обусловлен и этический идеал. А в условиях
рыночного общества имидж отражает ценности
и идеалы этого общества.
Итак, имиджевая структура только предпосылка
для возникновения имиджа. Чтобы создать
полноценный образ, способный заинтересовать
и «повести за собой» массовую аудиторию
необходимо выделить основные компоненты
- слагаемые, из которых будет состоять
имидж личности.
Позитивный имидж создать трудно, на это требуется время. А разрушить — очень легко, в одно мгновение. Поэтому необходимо очень взвешенно подходить к выбору средств, из которых строится имидж.
Имиджмейкер должен, прежде всего, определить потенциальную аудиторию. И лишь определив такую аудиторию, можно приступать к формированию имиджа. Учитывая интересы этой аудитории, учитывая ее экономические, демографические, эстетические, психологические и иные характеристики. Имидж должен формироваться целенаправленно и продуманно, так как он выполняет конкретные функции. Например, при выходе на массового потребителя (или избирателя) образ «своего парня» предпочтительнее репутации «яйцеголового интеллектуала».
Зачастую под понятием «имидж» понимают искусственно сформированный образ. Я считаю, что это не так, ведь даже самые гениальные актеры не во всех образах выглядят убедительно. Удачный имидж создается с учетом личных качеств. Пользуясь театральной терминологией, «амплуа» должно соответствовать возможностям и устремлениям человека. Например, певице Валерии невозможно создать имидж «роковой женщины», а из милого мальчика Андрея Губина не получится «брутальный мачо». Как одежда шьется с учетом особенностей фигуры, так и имидж создается, основываясь на личных психологических и физиологических особенностях.
Приступая к созданию имиджа, необходимо трезво оценить личный потенциал объекта. Если он недостаточен, то затраты на искусственно созданный имидж не оправдывают себя. Это доказано целым рядом «одноразовых звезд» и в шоу-бизнесе, и в политике. При наличии у объекта достаточного количества силы, таланта, харизмы необходимо перейти ко второму этапу изучения ресурсов - исследованию общественных ожиданий.
«Общественные потребности и социальные
стереотипы иногда очевидны, но чаще выявляются
в ходе маркетинговых исследований целевой
аудитории. Наиболее удачные имиджи строятся
на двусторонних связях личности и ее
целевых групп. Причем такая двусторонняя
связь предусматривает и влияние личности
на свою аудиторию, и взаимное влияние
аудитории на личность».5 Совпадение
имиджа с ожиданиями обеспечивает максимальную
и длительную популярность, как это произошло,
например, с Мэрилин Монро. Настоящий профессионал
не только правильно определяет цель,
но и знает, как ее достичь.
Также стоит отметить, что даже самый удачный
образ может провалиться, если он статичен.
Мало привлечь внимание к персоне, необходимо
его удержать, что значительно сложнее.
Поэтому необходимо постоянно работать
над драматургией образа, развивать его,
раскрывать новые черты. Имидж развивается
по принципу «мыльной оперы»: с
персонажем постоянно должно что-то происходить.
Для поддержания динамики образа необходимо
создавать интересные события. События,
возникающие в жизни публичных личностей
стихийно, также требуют соответствующего
освещения. Хотя девушка в розовой кофточке
доставила неприятности Филиппу Киркорову,
но событие привлекло дополнительное
внимание миллионов людей. А задача PR-специалистов
- найти выход из кризисной ситуации.
Если говорить о звездах эстрады, то в
целом символика поп-звезд, исходя из самого
слова «звезда», должна строиться
на нарушении законов повседневности.
Они принимают на себя «блестки» иного мира - карнавала
и веселья. Карнавал, по М. Бахтину, меняет
ценностный верх на низ, вознося на почетное
место шута, соответственно занижая место
короля. Попадая в поп-мир, подчеркивая
его «инаковость», звезды
часто берут иные имена, поскольку привычные
имена не работают в новом контексте.6
Существуют
определенные параметры, согласно которым
происходит строительство этого
нового мира, пути осуществления его
символизации:
Первая особенность - это принципиальная
ориентация на потребности самого зрителя,
на то, что он ожидает и хочет увидеть.
И этому в первую очередь учились политики
тогда, когда они хотели быть понятыми.
Сегодня, все более четко улавливая процесс
эквивалентности зрителю, эстрадные звезды
проходят процессы смены своего имиджа.
В соответствии с законами маркетинга,
имидж публичной личности имеет как пики,
так и спады. При правильном подходе имидж
можно реанимировать, как это неоднократно
демонстрировали истинные звезды шоу-бизнеса.
Вот, например, Валерий Меладзе возобновил
свою популярность, «прибегнув» к Виагре.
Вторая особенность - это отсутствие (стертость)
лишней информации. Звезды стараются избегать
рассказов о своей личной жизни, о заработках.
Третья особенность, которую можно реализовать
за счет второй - это яркость вводимой
информации. Совершенно естественно, что
если речь идет о системе, противопоставленной
обыденной жизни, то это самым зрелищным
способом должно отразиться в наборе выдвигаемых
сообщений. Причем, как правило, речь идет
не о реальном в жизни поп-звезды, а о том,
что наиболее выигрышно в целях воздействия
на публику, то есть речь идет о знаковом
элементе ее жизни.
Четвертая особенность - использование
нетрадиционной коммуникации типа слухов,
скандалов. Процессный характер поп-культуры
требует безостановочно движения для
поддержания ее жизни. Хорошим подспорьем
в этом выступают слухи и скандалы, которые
играют большую роль в создании образа
звезд и влияют на степень их популярности.
Будет уместно упомянуть слова великого
С. Дали: «Трудно привлечь к
себе внимание даже ненадолго. А я предавался
этому занятию всякий день и час. У меня
был девиз: главное - пусть о Дали говорят.
На худой конец пусть говорят хорошо»
Особенностей, компонентов, черт и слагаемых имиджа – великое множество, но давайте все же определим базовые компоненты, основываясь на которых уже выстраивается имидж для определенного объекта.
Итак, по словам Д.В. Ольшанского и В.Ф. Пенькова, имидж – это не просто психический образ сознания, как отражение реальности. Это специально моделируемое целенаправленное «отражение отражения», то есть отражение образа, уже созданного профессионалами на основе некоторой реальности. Это не зеркало, а скорее «зазеркалье» - виртуальный образ, включающий четыре компонента.7
Первый компонент – это основа, база, некоторый «исходный материал» (политик, артист, фирма), предварительно обработанный с целью уменьшения его негативных, и, увеличения позитивных черт в соответствии с основными параметрами оптимальной модели имиджа, разработанной имиджмейкером.
Второй компонент – это сама избранная модель имиджа, прототип, наложенный на предварительно подготовленный исходный материал.
Третий компонент – неизбежные искажения, вносимые каналами трансляции имиджа (прежде всего СМИ), и способами его массового тиражирования.
Четвертый компонент – результат активной психической работы аудитории или отдельного субъекта восприятия по реконструкции целостного итогового имиджа в своем сознании на основе навязываемой извне модели, но с учетом собственных внутренних представлений.
Исходя из выше изложенного можно сказать,
что имидж представляет собой достаточно
сложный феномен, в котором переплетены
совершенно разнородные факторы. И все
они должны приниматься во внимание, поскольку
восприятие человека также идет по многим
каналам, и по каждому из них надо вести
свою определенную работу. Знание основ
психологии способствует правильным и
эффективным действиям для создания имиджа
на всех этапах этого процесса, от появления
идеи до ее воплощения.
С развитием культуры Public Relations и повышением требований к профессионализму имиджмейкеров знания психологии все активнее привлекаются к творческому процессу создания образа.
Существует ряд психотехнологий и психотехник, которые используются в формировании имиджа.
Итак, в контексте имиджелогии психотехнология формирования имиджа - это описание общих принципов психологического воздействия на людей для формирования у них определенного мнения в отношении определенного объекта. Психологическое воздействие рассматривается как дистанционное воздействие человека на психику других людей - на их сознание и подсознание с помощью определенной информации. При анализе психотехнологий формирования имиджа необходимо учитывать особенности самой информации и её «адресата».
Психотехнология- имитация подсознательной имиджформирующей информации 8
Речь идет об информации, поступающей непосредственно от объекта, т.е. о прямой информации.
Суть этой психотехнологии заключается в том, что человек в процессе взаимодействия с тем человеком, у которого будет создаваться определенное мнение объекте, должен посылать имиджформирующую информацию о себе так, чтобы у члена аудитории имиджа сложилось впечатление, что этот вид информации исходит от объекта непроизвольно, непреднамеренно, машинально.
Например, кандидат в депутаты выступает на митинге. Он в ходе своего выступления демонстрирует (умышленно) аудитории жесты, которые чаще всего оцениваются людьми положительно. Т.к. люди по своему опыту знают, что жесты - необдуманная вещь, то они воспринимают их как «обычные» и «естественные» (кроме, профессионалов, очень опытных и очень подозрительных людей).
Теория и практика психологической науки обосновывает эффективность использования психотехнологии имитации подсознания в процессе формирования имиджа, а её оценка с точки зрения норм морали не всегда является негативной (по аналогии с любым «альтернативным» оружием).
Психотехнология формирования доверия аудитории имиджа к опосредованному источнику информации. 9
Речь идет об имиджформирующей информации, которая поступает к членам аудитории имиджа не от объекта, а от других людей, которые характеризуют данный объект, т.е. о прямой информации.
Например, журналист написал статью о кандидате в депутаты или артисте.
Во всех этих и подобных случаях возникает проблема доверия аудитории имиджа к источникам информации.
Информация о работе PR - инструменты в формировании и продвижении скандального имиджа