Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа
Становление и развитие медиалингвистики как самостоятельного направления в современном языкознании обусловлено целым рядом факторов, как собственно языковых, так и относящихся к информационно-технологической и социокультурной сферам общественной жизни.
Глава 1. Теоретические основы медиалингвистики.
1. Роль СМИ в динамике языковых процессов.
2. Язык СМИ: становление и содержание понятия.
3. Язык СМИ в функционально-стилистическом аспекте.
4. Медиалингвистика: новая парадигма в изучении языка СМИ.
Глава 2. Медиатекст как основная категория медиалингвистики.
1. Медиатекст: структура и содержание понятия.
2. Динамика типологического описания медиатекстов.
3. Методы изучения медиатекстов.
4. Основные типы медиатекстов: новости, информационная аналитика, публицистика, реклама.
Глава 3. Лингвомедийные свойства основных типов медиатекстов.
1. Новости
2. Информационная аналитика, комментарий.
3. Публицистика
4. Реклама
Основная литература
Дополнительная литература
5.2. Синтаксические особенности feature текстов.
Несмотря на некоторые различия, обусловленные конкретной формой медиа воспроизведения - устной на радио и телевидении, письменной в прессе, - тексты группы features обладают определенными общими признаками на уровне языка. В плане синтагматики - это сбалансированный морфосинтаксический рисунок, в котором гармонично представлены все основные типы словосочетаний. Особенности лексико-фразеологической сочетаемости отражают направленность данного типа текстов на достижение воздействия в его художественно-эстетическом проявлении. Высокая степень номинативности, наличие идиоматических соединений, использование сравнений, метафор и прочих лингвостилистических средств выразительности - все это в высшей степени характерно для синтагматики feature текстов.
Одним из главных признаков текстов группы features на морфосинтаксическом уровне является большое количество описательных конструкций. Структурные типы наречие + прилагательное (Adv + Adj), наречие + глагол (Adv + Verb), а также распространенный тип прилагательное плюс существительное (A + N), особенно в его усложненном многоэлементном варианте играют важную роль в построении feature текстов.
Следует также отметить, что синтаксическим словосочетаниям в текстах группы features свойственна более сложная внутренняя структура: в их состав могут входить не только несколько компонентов, но и сами эти компоненты могут иметь сложную морфологическую структуру, например:
After a tremendously successful chart-topping, hit-making career in the lake sixties the group disbanded.
Or is he a long-haired, over made-up, screaming sex-god along the lines of Tony’s heroes, Mick Jagger and David Bowie?
Среди описательных конструкций, функционирующих в текстах “features”, следует выделить словосочетания, сконструированные на основе известного приема “уподобление слову”, достаточно широко используемого в рамках индивидуально-авторского стиля. Данный прием основан на разовом объединении отдельных слов в единую лексическую единицу, обладающую внутренней формой или внутренним синтаксисом, строение которой по определению А.И. Смирницкого внешне “напоминает синтаксическое строение предложения или словосочетания”[97], например:
The latest album of this group comprises several charming song, but nothing top-of-the-charts value.
“Sailor” was my turn-down-all-invitation programme of the year.
The days of the get-rich-quick-producers and grab-the-money-and-go boys are over.
“Within everyone of my generation, there’s an aspiring rock singer waiting to get out,” - Tony Blair once remarked. Which poses the question: what type of rock star is waiting to get out of Tony Blair? Is it an unchain-the-workers, free-the-foxes and wipeout-mortgage-tax-relief singer-songwriter, such as, say, Billy Bragg?
Одним из главных признаков feature текстов на лексикофразеологическом уровне является значительное число коннотативных словосочетаний. Направленность данного типа медиа текстов на воздействие побуждает авторов использовать слова с дополнительным экспрессивно-эмоционально-
Коннотативные словосочетания с прилагательными, имеющими оценочное значение, такими, как, например: lovely, nice, good, beautiful, pretty, charming, astonishing, fantastic, terrific magnificent, широко используются в телевизионных и радиотекстах. Это позволяет ведущему установить тесный контакт со слушателями, зрителями, создать иллюзию непринужденной дружеской беседы, что является необходимым условием успеха программы в целом. Приведем несколько наиболее типичных контекстов из передач британского радио и телевидения:
Thank you very much for your lovely letter, Curt, and now we’ll play for you precisely what you want – a charming tune by Barry white “Just the Way you Are”.
(Request Show, BBC radio)
I hope you liked this beautiful song that was fantastically popular only five years ago.
(Jolly Good Show, BBC radio)
Hasan from Kenia wants to hear a good piece of music on the show, and that’s precisely what you can hear now, Hasan – a magnificent “Sailing” by Rod Stewart.
(Request Show, BBC radio)
This wonderful tune was originally done by Billy Joel, and now we’ll play for you a nice new version of it.
(Sarah Ward, BBC radio)
Welcome to St. Petersburg. It was founded by Peter the Great and it’s Russia’s most European city, and apparently winter is the most beautiful season for it Wandering around the city you start to understand Russian history. Famous Winter Palace from which tzars ruled Russia just excludes the opulence of the times. No wonder the Bolsheviks stormed the gates in 1917. But imagine how they felt when they found all of this! Gold all over the top! It’s unbelievable. Today The Winter Palace houses part of one of the world great art museums - Hermitage. Room after room of fine art. There’s Degas, we’ve got Gogen, Renoir... It’s just incredible. They say that if you spent a minute looking at each exhibit you’ll be here for six long years. Fantastic! Although in reality the Russian babushka who stands guard of the room wouldn’t let you. She’ll brush you out long before.
(BBC World television, “Holidays”)
Использование коннотативных значений с эмоционально-экспрессивным компонентом во многом определяется индивидуальными особенностями авторского стиля. Одни, стремясь к изысканной элегантности изложения, насыщают свой текст словосочетаниями типа sombre reflection и dazzling rocks, как, например, автор приводимой выше статьи о ювелирной фирме Tiffany:
Jewellery from Tiffany’s added compassionate chic to Mrs Blair’s outfit in Macedonia. While the shirt-sleeved Prime Minister gave high-fives to Kosovan teenagers, Mrs Blair chimed with the adult mood of rather more sombre reflection. Dressed in black, she wore a simple silver open heart pendant around her neck, and matching heart earrings. The pieces bore the hallmarks of the jewellers Tiffany & Co., a name synonymous with quiet exclusivety for more than a century and a half. The Tiffany mark conjures up images of Audrey Hepburn in her glamorous heyday but, in recent years, has become synonymous with pared-down chic rather than dazzling rocks.
Другие предпочитают иные средства выразительности: от использования параллельных конструкций до воздействия на аудиторию с помощью юмора.
Интересно отметить, что уровень коннотативности каждого отдельного feature текста во многом определяется тематическим фактором. Так, в материалах, посвященных музыке, культуре, театру, концентрация коннотативных словосочетаний, как правило, выше, чем в материалах, которые освещают вопросы образования, здравоохранения, спорта. Примеры, иллюстрирующие это положение можно в большом количестве почерпнуть как из устно воспроизводимых медиа текстов (радио, телевидение), так и из текстов напечатанных. Приведем некоторые фрагменты:
Нullo again, good morning and a warm welcome to Tuesday. And let’s take another look at some pop oldies this morning. Thirty years ago, the year 1967, and we find ourselves newly deep in a flower children’s paradise, the age of love and peace, when San-Francisco was the hippies’ key city.
John Bauldery has poured his heart out with a number two record called “When the Heartache Begins”, his magnificent voice submerged that in all kinds of sentimental sugar-coating.
The astonishing rebirth of Bee Jees in the last year must surely go down as one of the most dramatic roller-coaster rock-and-roll stories of recent pop history. After a tremendously successful chart-topping hit-making career in the late sixties they disbanded in disarray, apparently to be dismissed as one of these many pop groups who in the end didn’t have a necessary staying power.
(из музыкальной передачи BBC “Sarah Ward”)
It’s a delightful, funny, rather old-fashioned film, which plays heavily on the chemistry between McGregor and Diaz. Is McGregor worried that a mainstream film might lose him his cutting-edge reputation, acquired through his portrayal of Mark Renton, the heroin addict in “Trainspotting”? “Oh, no”, - he says a bit belligerently.
(из статьи о популярном актере, газета “The Times”)
Анализ материала показывает, что в текстах группы features коннотативные словосочетания приобретают особую, самостоятельную ценность, выступая в качестве важнейшего инструмента художественно-эстетического воздействия. При этом фрагменты, содержащие коннотативные единицы, не только придают тексты выразительность, воздействуя на аудиторию, но и отражают особенности определенного индивидуально-авторского стиля, например:
It’s an open air display, a sort of avant-garden of elegant objects with a backcloth of the skyscrapers of New York. It is, of course, an oldy-worldy avant-garden.
(из передачи английского радио о музее современного искусства в Нью- Йорке)
Помимо ярковыраженной коннотативности синтагматический рисунок feature текстов отличает наличие идиоматических соединений. Авторы публицистических материалов прибегают к использованию идиом в поисках наиболее ярких и оригинальных способов выражения. Лингвистическая сущность идиоматической единицы, которая заключается в глобальности номинации, или в невыводимости значения целого из значений отдельных его частей, часто используется как особое средство выразительности для создания ярких и оригинальных образов. Например, автор статьи “Cherry’s cry from the heart...” характеризует пристрастие супруги премьер-министра Великобритании к ювелирным изделиям фирмы Tiffany с помощью идиоматического словосочетания “to catch the ... bug” - неожиданно проявить повышенный интерес к чему-либо:
Although the firm is unwaveringly discreet about its clientele, highprofile customers include Linda Evangelista and Cindy Crauford. Now, albeit a little later than some of the younger celebrities invited to Number 10, Cherie has caught the Tiffany bug.
Или, например, в статье “I wanted to be great at something”, посвященной известной английской певице Шерил Кроу, автор использует идиоматическое выражение “can’t say boo to a goose” - робкий, застенчивый, мухи не обидит для описания изменившегося облика исполнительницы:
“The Sheryl Crow who sits in the lounge of her small Covent Garden hotel looks as if she wouldn’t say boo to a goose: a petite, slender figure, dressed down in jeans and T-shirt, with newly cut hair that is frazzled and untidy.”
Интересно отметить, что в публицистических текстах идиоматические словосочетания встречаются как в оригинальном, так и в деформированном виде. Деформация идиомы, или намеренное обыгрывание отдельных ее частей, позволяет автору добиться дополнительной выразительности, создать неожиданный запоминающийся образ. Так, в статье “The Duke and the endless battle of Blenheim” автор, характеризуя непутевого старшего сына герцога Мальборо, наследника знаменитого дворца Бленейм, намеренно сталкивает два разных идиоматических компонента: “to be born with a silver spoon in one’s mouth” - родиться под счастливой звездой, в богатой семье и “under one’s nose” - под самым носом, получая таким образом, новое оригинальное значение “to be born with a silver spoon under one’s nose”.
At the back of Duke’s mind for 20 years has been the knowledge that all his hard work could be undone by his heir. Jamie Blandford - born, it has been said, with a silver spoon under his nose, - has been in constant trouble with the law for drug and driving offences.
Существенным признаком текстов группы features является также использование широкого диапазона стилистических средств выразительности: от красочных сравнений и метафор до параллельных синтаксических конструкций. Подобно коннотативности, уровень метафоричности каждого отдельного feature текста обусловлен тематической привязанностью материала и особенностями индивидуально-авторского стиля. Наличие метафор в большей степени свойственно текстам, освещающим вопросы культуры и искусства, чем текстам прочей тематики. Так, авторы, создающие медиа материалы о жизни известных людей или о новинках поп-музыки, более склонны к так называемому “креативному” стилю изложения, насыщенному множественными стилистическими приемами и разнообразными средствами выразительности. Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие это положение:
1) The screaming was relentless. Long before the start of the show, the fans were in a frenzy. Throughout the main event the screeching rose and fell like a raging sea.
(Из статьи о выступлениях известной поп-группы “Backstreet Boys”)
2) The duke does not seem a cold man: in fact, he has a rather giggly charm. If he cocoons himself in soothing routine it may be in reaction to emotional upheavals he has endured.
(Из статьи “The Duke and the endless battle of Blenheim” о герцоге Мальборо)
3) Evgenia Petrova is a deputy director at the St. Petersburg State Russian Museum. The small, round, voluble woman - whose English doesn’t quite keep up with her torrent of words - is seated at a leather-topped desk, now and then unenthusiastically shuffling piles of catalogues and papers. Below us are the halls of the museum, where crocodiles of schoolchildren survey grandiose masterpieces of the Russian art.
4) As a former musician I cannot help but be suspicious of a politician with an electric guitar. Is Tony Blair trying to strike a chord with the electorate? Or has politics become the new rock’n’roll? Beware, there’s an electric guitarist playing politics at No 10.
Различные виды синтаксических повторов также характерный стилистический прием, используемый авторами feature текстов. Вот, например, как изысканно выстроен начальный абзац статьи о проблемах современного искусства. Автор не только умело сочетает параллельные повторяющиеся конструкции: do not worry, do not fret, do not anguish, do not agonise; но и придает тексту дополнительную выразительность, открывая его явной аллюзией на знаменитую речь Мартина Лютера Кинга известной фразой “I have a dream”:
I have a dream. Of a world without arts – and therefore without arts centres. It will occur in the next century, probably within a few years of its starting. Do not worry about how to run them, to programme the, to market them,to publicise them. Do not fret about audiences ( or rather, customers). Do not anguish about promoting plays, dance or concerts ( or rather, products). Do not agonise about audience response ( or rather, customer satisfaction). Do not worry about how well you do ( or rather, meet your performance indicators, or measure outcome against promised deliverables). We will not exist. Art will be obsolete. So will arts centres.
Огромную роль в текстах группы features играют словосочетания, маркированные в плане категории культуроспецифичности. Как уже отмечалось выше, категория культуроспецифичности объединяет те синтагматические единицы, которые обозначают реалии и артефакты, относящиеся именно к данной культуре, данному языковому коллективу, адекватное понимание которых невозможно без соответствующего фонового значения. Употребление культуроспецифичных единиц в той или иной степени свойственно всем типам текстов массовой информации: они представлены и в текстах новостных, и в текстах информационно-аналитических, и в текстах группы features, и в текстах рекламных. Однако в медиа текстах, в большей степени ориентированных на воздействие, в частности, в текстах группы features, использование культуроспецифичные словосочетаний имеет свои особенности: здесь оно носит более творческий, креативный характер. Культуроспецифичные словосочетания используются не только для обозначения реалий и артефактов, но часто выступают в качестве компонентов различных стилистических приемов - аллюзий, метафор, сравнений и т.п. Например, начальная фраза из статьи “The agony and the ecstazy”: “Imagine a world without art, a world of Mcfood, Waltculture and Rupertnews” не может быть адекватно понята без раскрытия авторской аллюзии, а именно: соотнесения слова Mcfood с сетью американских ресторанов McDonalds, слова Waltculture - со стилем знаменитых мультфильмов Уолта Диснея, а Rupertnews - с именем известного австралийского медиа магната, скупившего многие газеты и телеканалы в Англии, Руперта Мердока. Творческое обращение с языком может быть проиллюстрировано и с помощью следующего примера, в котором обыгрывается имя известного модельера Версаче:
Информация о работе Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ