Так, требование мотивировать решение
по делу заставляет субъекта управления
основательно изучить причины, обусловившие
принятие акта. Требование делать в
акте ссылку на закон, на основании
которого принято решение, побуждает
субъекта управления скрупулезно относиться
к акту с точки зрения законности.
Требование подписи акта определяет
ответственность субъекта за его
содержание.
Следовательно, вопрос о соблюдении
формы акта — это не технический
вопрос, а существенный фактор правильного
разрешения управленческого дела.
К актам государственного управления
предъявляются также требования
организационно-технического характера,
в соответствии с которыми акты государственного
управления призваны обеспечить конкретное
оперативное и дифференцированное
руководство. В актах управления
должны быть четко определены конкретные
задачи (права и обязанности), их
исполнители, сроки, формы и методы
решения задач. Акты управления должны
издаваться своевременно и по тем
вопросам, которые именно в данный
момент требуют разрешения с помощью
правовых средств; в соответствии с
особенностями отдельных местностей,
отраслей управления, спецификой задач
тех или иных государственных
органов и должностных лиц. При
этом должны учитываться конкретные
условия работы исполнителей, их реальные
возможности.
Большое значение для
эффективности актов управления
имеет соблюдение требования
четкого, ясного языка акта. Текст
нормативного правового акта
излагается лаконично, простым
и ясным языком, исключающим различное
толкование норм, с соблюдением
официально-делового стиля литературного
языка и юридической терминологии.
Это требование, по существу, направлено
на обеспечение правильного толкования
и единообразного понимания и
применения актов управления. Нормативные
правовые акты должны быть
внутренне согласованными, логично
построенными и соответствовать
нормотворческой технике.
При изложении текста нормативного
правового акта сначала размещаются
более общие, а затем более
конкретные положения. Термины и
понятия, используемые в тексте нормативного
правового акта, должны быть понятными
и однозначными.
При изложении правовых норм следует
избегать как чрезмерно обобщенных,
так и чрезмерно детализированных
формулировок. Названия нормативного
правового акта, раздела, главы и
статьи должны быть лаконичными, четко
сформулированными и отражать их
основное содержание.
Нормы должны излагаться в настоящем
времени, лаконично, преимущественно
утвердительно. Порядок вступления
нормативного правового акта в силу
и поручения государственным
органам излагаются, как правило,
в виде заключительных положений. (Законодательством
предусмотрен порядок и сроки
вступления правовых актов в силу.)
Необходимыми являются также следующие
требования: согласование проекта акта
с другими заинтересованными
органами, соответствие положений проекта
действующему законодательству, а если
возникает необходимость внести
изменения в последнее — подготовка
предложения по этому вопросу.
Несоблюдение установленных требований
к юридическому содержанию и к
порядку издания правовых актов
дает основания для их оспаривания,
а возможно, и для признания
недействительными.
Акты государственного управления
могут быть признаны неправомерными,
если они изданы с нарушением предъявляемых
требований. Неправомерные акты —
это акты порочные. В зависимости
от характера нарушения и его
последствий они подразделяются
на ничтожные и оспоримые.
Ничтожными актами государственного
управления являются те, которые не
порождают юридических последствий
с момента их возникновения.
40. Требования, предъявляемые к
актам управления и последствия
их несоблюдения.
Общие требования
– к которым должны удовлетворять все
акты управления независимо то того, как
они создаются, по какому вопросу и каковы
их юридические свойства (не должен нарушать
права и законные интересы граждан, общественных
объединений, должен приниматься в строго
установленном порядке, юридически обоснован,
должен быть издан с соблюдением формы
установленной законами).
Специальные требования
– законности предъявляются к
некоторым актам гос управления
в зависимости от их содержания и назначения
(определенный срок, издаются после определенного
согласования, издаваться при наличии
оснований).
Организационно-технические
требования – призваны обеспечить
конкретное оперативное и дифференцированное
руководство (должен издаваться своевременно,
должен быть написан кратко, четко,
доступным языком).
32. Классификация гос служащих. Классифицируются
на 2 вида: гос служащие государственных
органов (они сосредоточены на осущ задач
и функций государства по руководству
обществом), гос служащие государственных
предприятий, учреждений и организаций
(их основные задачи обусловлены целями
и предметами деятельности предприятий).
В зависимости от характера полномочий,
определяющих роль гос служащих в осуществлении
государственно-властных функций, они
делятся на: должностных
лиц – гос служащие имеющие право
совершать в приделах своей компетенции
властные действия, влекущие юридические
последствия (издание правовых актов); оперативный состав – выполняющие
работу, непосредственно определяемою
задачами данного органа в качестве специалистов
(экономисты, юрисконсульты); вспомогательный
персонал – служебная деятельность
которых не предполагает совершения действий,
влекущих юридические последствия, влияющих
на содержание решений данного органа.
33. Комплектование должностей и
прохождение службы госслужащими.
Прохожденеие гос службы включ. следующие
элементы: право на поступления на гос
службу; квалификационные требования;
порядок поступления; аттестация госслужащих;
меры поощрения; меры ответственности;
прекращение службы.
Требования для поступления:
только гр-не РБ, от 18 лет, прошедшие
спец проверку, не находящиеся под судом
или следствием, заполнившие декларацию
о доходах и имуществе.
Порядок поступления: выборы;
конкурс; назначение на должность; заключение
контракта.
В целях квалификации и
подготовки госслужащих умения работать
с людьми проводится аттестация (очередная
и неочередная).
34. Прекращение гос служебных обязанностей.
Прекращается в след случаях:
- Предельный возраст;
- Истечение срока полномочий;
- Несоблюдение ограничений связанных с гос службой;
- Разглашение сведений соответствующей гос тайне;
- Отказ от принесении присяги;
- Отставки (основанием является наличие тредового стажа у муж 35 лет, у женщин 25 лет, состояние здоровья препятствующее выполнению служ обязанностей) право на отставку используется 1 раз.
- 35. Меры поощрения и ответственности госслужащих. Меры поощрения: государственные служащие за успешное
и добросовестное исполнение служебных
обязанностей, продолжительную и безупречную
государственную службу, выполнение заданий
особой важности и сложности, другие достижения
в труде поощряются:
- объявлением благодарности; единовременным
денежным вознаграждением; награждением
ценным подарком; досрочным присвоением
очередного класса государственного служащего
по занимаемой должности.
- Допускается одновременное применение
нескольких мер поощрения. За особые заслуги
государственные служащие представляются
в установленном законодательством порядке
к награждению государственными наградами
Республики Беларусь.
- Ответственность: уголовная, материальная; Дисциплинарная ответственность государственных служащих (замечание; выговор; предупреждение
о неполном служебном соответствии; понижение
в классе государственного служащего
на срок до шести месяцев; увольнение с
занимаемой должности в соответствии
с настоящим Законом, законодательством
о труде и иными законодательными актами).
- Право выбора меры дисциплинарного взыскания
принадлежит руководителю соответствующего
государственного органа. При выборе меры
дисциплинарного взыскания должны учитываться
тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства,
при которых он совершен, предшествующая
служба и поведение государственного
служащего на государственной службе.
Порядок и сроки применения дисциплинарных
взысканий, органы, руководители, правомочные
применять дисциплинарные взыскания,
порядок обжалования, снятия и погашения
дисциплинарных взысканий определяются
законодательством о труде и иными актами
законодательства. Основания, порядок
и особенности привлечения к дисциплинарной
ответственности судей, прокурорских
работников, работников таможенных органов
устанавливаются законодательством.
36. Понятие
форм управленческой деятельности.
Под формами гос управления следует понимать
внешнее практическое выражение управленческой
деятельности в конкретных действиях,
совершаемых органом гос управления в
пределах компетенции и вызывающих определенные
последствия. Формы управл деятельности
выражают, по существу, ее содержание.
Они дают представление о том, как практически
выполняется данная функция управления,
решается данная управленческая задача
(как осуществляется сама управленческая
деятельность). Формы призваны обеспечивать
наиболее целесообразное выполнение функций
управления, достижение целей управления
с наименьшими затратами сил, средств
и времени.
38. Понятие и юридическое значение
правовых актов управления. Акт
гос управления – подзаконное официальное
решение, принятое органом управления
в односторонне-властном порядке и с соблюдением
установленной процедуры по тому или иному
вопросу, отнесенному к его компетенции,
облеченное в предусмотренную законом
форму и порождающее юридические последствия.
Юридическое значение актов гос управления
состоит в том, что после их издания наступают
определенные правовые последствия.