Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".
О правовом процессе (гражданском, уголовном, хозяйственном), принято говорить, прежде всего, как о порядке судебного рассмотрения и разрешения соответствующих дел.
В то же время эти процессы — часть правосудия, которое обычно определяется как деятельность судебных органов, заключающаяся в разрешении ими конкретных правовых вопросов и применении на основе права мер государственного принуждения. В определенной степени эти положения справедливы и в отношении административного процесса. И с этой точки зрения административный процесс представляет собой совокупность процессуальных действий и возникающих в их результате правоотношений, связанных с осуществлением правовой защиты конкретных лиц.
Административному процессу присущ ряд общих процессуальных признаков. В частности:
а) содержание процессуальных действий, возможность их совершения или несовершения предусмотрены законом.
Нельзя, например, потерпевшему заявлять
отводы либо возражать против действий
судьи, должностного лица органа, ведущего
административный процесс, если это
не предусмотрено законом. И наоборот,
судья, должностное лицо органа, ведущего
административный процесс, не вправе принимать
решение лишать лицо, привлекаемое
к административной ответственности,
права знакомиться с
б) процессуальные действия, как правило, совершаются в определенной последовательности, которая либо прямо предусмотрена законом, либо вытекает из логики развития процесса по конкретному делу.
Так, в КоАП Республики Беларусь определен порядок и последовательность совершения действий по подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, определен основной перечень связанных с подготовкой действий. В частности, в нем предусмотрены вопросы, связанные со сроками подготовки дела к рассмотрению, порядок вызова участников административного процесса, их опрос, объяснение, назначение (в случае необходимости) экспертизы и т. д.
Нарушение последовательности совершения процессуальных действий может повлечь ущемление прав заинтересованных лиц;
в) возникновение юридических
Административный процесс
а) в отличие от гражданского и уголовного охватывает более широкий круг общественных отношений, в том числе и не составляющих предмет административного права;
б) имеет более сложную систему производств;
в) круг административно-юрисдикционных органов не исчерпывается лишь судебными, к ним относится множество как специально созданных для этого несудебных органов (например, специальные комиссии), так и органы, основной целью которых такая деятельность не является (например, органы лесного хозяйства, органы Министерства связи и информатики, исполнительные комитеты поселковых, сельских советов и др.).
Принципы административного процесса.
Под принципами обычно понимают основные
исходные положения теории, мировоззрения,
политики, науки. В нашем случае это принципы
осуществления деятельности по разрешению
дел в сфере административных правонарушений.
В основе любого принципа административно-
Можно выделить несколько уровней принципов. К первому относятся принципы, выработанные учеными-правоведами, исследующими основные направления развития отрасли, ее основных институтов. В дальнейшем эти предложения могут быть взяты на вооружение законодателем. Второй уровень — это принципы, закрепленные в соответствующих статьях закона, суть которых в целом можно определить как указание на состояние защиты прав и интересов участников правового процесса.
Принципы административного
содержащие лишь перечень наименования принципов;
содержащие краткое описание сущности принципа;
выражающие в своем тексте их конкретное содержание с определенной детализацией.
Принципы могут быть выражены не только отдельными статьями, но и целой группой или институтами. Возможно и сочетание указанных способов применительно к тому или иному принципу. Например, принцип может быть закреплен статьей, содержащей его наименование, и затем конкретизирован в ряде других статей закона.
68. Производство по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях — это основанная на законе деятельность государственных органов и должностных лиц, а также иных участников производства, осуществляемая в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях, КоАП Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях в народных судах определяется законодательными актами Республики Беларусь.
Законом определяются следующие основные задачи производства по делам об административных правонарушениях:
1. Своевременное, всестороннее, полное
и объективное выяснение
2. Разрешение его в точном
соответствии с
3. Обеспечение исполнения
4. Выявление причин и условий,
способствующих совершению
5. Предупреждение правонарушений.
6. Правовое воспитание граждан
и привитие им уважительного
отношения к соблюдению
Основными принципами производства по
делам об административных правонарушениях
являются общие принципы административного
процесса: законность; объективность;
равенство граждан перед
Законодательством Республики Беларусь предусмотрены обстоятельства, при которых производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся (ст. 227 КоАП):
1) отсутствие события и состава
административного
2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие;
4) действие лица в состоянии
крайней необходимости или
5) издание акта амнистии, если
он устраняет применение
6) отмена акта, устанавливающего
административную
7) истечение к моменту
8) наличие по тому же факту
в отношении лица, привлекаемого
к административной
9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу;
10) отсутствие жалобы
Производство по делам об административных
правонарушениях
а) возбуждение дела;
б) рассмотрение дела;
в) вынесение решения (постановления) по делу;
г) обжалование и опротестование решения;
д) исполнение принятого решения.
1. Основанием для возбуждения
дела об административном
а) органов внутренних дел;
б) исполнительных комитетов;
в) ряда государственных органов и общественных формирований.
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
72. Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении. Потокол.
Рассмотрение дела об
Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.
В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя.
71. Органы, уполномоченные рассматривать делаоб административных правонарушениях.
В отличие от правосудия система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью субъектов, что объясняется многообразием и распространенностью административных правонарушений. Поэтому практически невозможно сосредоточить рассмотрение дел об административных правонарушениях в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса — его оперативности, быстроты и простоты.
Система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, отличается неоднородностью субъектов этой деятельности. Некоторые созданы специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие органы выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, сельские, поселковые исполнительные комитеты), у третьих, как правило контрольно-надзорных органов, эта деятельность занимает весьма существенный объем работы, поскольку в этом состоит их функциональное назначение (например, различные государственные инспекции).
Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, систематизированы по территориальному и отраслевому принципу.
К территориальным органам, функционирующим
в пределах того или иного административно-
Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связаны с отраслями государственного управления и функционируют на основе специализации. Этим органам присуща также четкая иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, за нарушение правил охоты полномочны рассматривать соответствующие дела и налагать административные взыскания руководители республиканских областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
Среди юрисдикционных органов в ст. 194 КоАП Республики Беларусь первыми называются коллегиальные органы — административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов депутатов. Они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии определенного кворума (для комиссии — не менее половины членов их состава, а для исполкомов — не менее двух третей состава исполнительного комитета). Административные комиссии являются единственными органами, специально образованными для рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения к нарушителям соответствующих взысканий. Они являются органами межведомственной компетенции в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в самых различных сферах управления (народное хозяйство, административно-политическая деятельность).