Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

Законность и правопорядок должны составлять основу нормальной жизни  общества, всех граждан Республики Беларусь.

Режим законности в государственном  управлении является частью общего режима законности в государстве. Поэтому  ему присущи все общие черты  и признаки последнего. Вместе с  тем особенности государственного управления как отдельного и самостоятельного вида государственной деятельности не могут не повлиять на характер, формы  и методы реализации принципа законности в управлении.

Характер соблюдения режима законности в государственном управлении определяется тем, что этот режим распространяется на исполнительную и распорядительную деятельность всей системы органов  исполнительной власти. Эти органы реализуют законы и иные нормативные  акты в различных областях хозяйственной, социально-культурной и социально-политической жизни, реально соприкасаясь с гражданами, принимая решения, непосредственно  затрагивающие права и личные интересы последних. Поэтому законодательство четко определяет объем предоставленных органам государственного управления и их должностным лицам полномочий (обязанностей и прав), регламентирует порядок их применения, гарантирует гражданам осуществление субъективных прав и, в частности, право вносить в государственные и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, а также обжаловать в суде неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан.

Единая государственная дисциплина, будучи распространенной на различные  сферы государственной и общественной деятельности, подразделяется на определенные структурные образования. Следовательно, единство и дифференциация лежат  в основе внутренней структуры государственной  дисциплины. К ее структурным элементам (подсистемам) относятся все виды дисциплины, регулируемые правом и  обеспечиваемые государством. Как элементы единой целостной системы, конкретные виды государственной дисциплины (трудовая, договорная, плановая, технологическая, служебная, воинская, финансовая и др.) имеют общие черты, присущие государственной дисциплине в целом.

Таким образом, законность и государственная  дисциплина — однопорядковые социальные явления, поскольку законы и другие правовые акты устанавливают задачи, компетенцию, права и обязанности различных звеньев государственного аппарата и его работников, порядок их деятельности, а сущность государственной дисциплины состоит прежде всего в соблюдении этого порядка, в точном исполнении предписаний законодательства относительно прав и обязанностей государственных органов и занятых в них работников государственного аппарата.

Однако взаимосвязь законности и государственной дисциплины не означает их тождественность. Различие же состоит в том, что понятие  дисциплины включает порядок поведения  людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т. д.), но и в сфере  действия иных норм, функционирующих  в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т. д.). Его содержание шире содержания понятия «законность», так  как включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в  содержание понятия дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к  делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно  глубже, чем законность, проникает  в производственные отношения и  теснее связана с экономическими категориями.

 

 

78. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов публичной администрации.

Обеспечить законность — значит пресекать и предупреждать малейшее нарушение закона, принимать меры к ликвидации причин, порождающих  нарушение, восстанавливать права  и законные интересы граждан и  организаций, наказывать виновных, создавать  атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей  и буквы закона.

Под способами обеспечения законности и дисциплины следует понимать совокупность средств, приемов, методов, а также  соответствующих норм, которые обеспечивают исполнение и практическую реализацию закона, иного нормативно-правового  акта в соответствии с требованиями и нормами Конституции Республики Беларусь, а также требований и  правил дисциплины, оформленных в  правовом порядке или имеющих  общепризнанный характер правовых и  организационных обычаев.

Верховенство закона над всеми  другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклонное соблюдение законности. Все важнейшие  вопросы должны регулироваться законами, то есть актами представительных органов  власти Республики Беларусь. Акты всех иных органов и организаций должны быть строго подзаконны: издаваться на основе и в точном соответствии с  законом, в пределах установленной  законом компетенции данного  органа или организации.

Деятельность по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям:

1) строгое соблюдение законности  каждым звеном аппарата управления  и каждым его работником в  целях организации четкой его  работы, поддержания государственной  дисциплины;

2) охрана и защита прав и  законных интересов граждан в  повседневной деятельности аппарата  управления.

Обеспечивая реальное осуществление  законности в деятельности всех органов  государства, служащих государственных  органов и общественных организаций, граждан, государство юридически закрепляет гарантии законности и дозволенными правами и методами повседневно  следит за тем, чтобы никто не нарушал  ее.

К таким гарантиям относятся: экономические, политические, правовые (юридические) и организационно-правовые. Экономические  гарантии — следствие многообразия форм собственности на территории республики, регулирования экономической деятельности со стороны государства в интересах  человека и общества. Политические определяются фундаментальным положением о том, что власть в Республике Беларусь принадлежит народу. Правовые (юридические) гарантии законности заключаются  в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка  их применения, который максимально  предупреждал бы возможность нарушений.

Но наличие этих объективных  факторов само по себе не решает задачу обеспечения законности полностью. Существуют также специальные меры, то есть деятельность определенных органов  и должностных лиц, имеющие целью  охрану законности. Эти меры относятся  к числу организационно-правовых гарантий, поскольку обеспечением законности заняты, как правило, специальные  государственные органы, наделенные правовыми средствами воздействия (отмена незаконных актов, опротестование и т. д.).

Иногда деятельность органов управления влечет применение к гражданам некоторых  правовых ограничений или мер  административного принуждения.

Законность обеспечивается расширением  сферы действия права на новые  общественные отношения: их регулирование  и установление ответственности; обеспечение  массового контроля за соблюдением норм права, недопущение правонарушений; повышение общей культуры, правосознания и правовой культуры граждан.

Таким образом, деятельности по обеспечению  законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются властно-юридическими полномочиями.

Подобного рода деятельность и является способом обеспечения законности, которая  закрепляется в соответствующих  правовых актах и осуществляется специальными методами.

Организационно-правовыми способами  обеспечения законности являются:

государственный контроль со всеми  его видами;

административный надзор;

судебный контроль за законностью в государственном управлении;

контрольные полномочия хозяйственных  судов;

общий надзор прокуратуры.

 

85. Надзор прокуратуры за деятельностью аппарата гос управления.

Важная роль в обеспечении законности принадлежит общему надзору прокуратуры и административному надзору. Особое место в сфере деятельности органов публичной администрации принадлежит прокурорскому надзору.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие, за соответствием закону судебных решений по гражданским  и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, за исполнением законов  в местах содержания задержанных  предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом.

При осуществлении общего надзора  прокурор имеет право:

1) по предъявлению служебного  удостоверения беспрепятственно  входить на территорию и в  помещения предприятий и организаций  (независимо от форм собственности,  подведомственности и вида пропускного  режима), указанных в ст. 2 настоящего  Закона, проверять исполнение законов;

2) требовать от руководителей  и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений, проводить проверки и ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций и подчиненных им должностных лиц, выделять специалистов для выяснения возникших вопросов, проводить экспертизы, проверки по поступившим в прокуратуру материалам, сообщениям и заявлениям и сообщать об их результатах. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок, ревизий и экспертиз не позднее чем через десять дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором;

3) вызывать должностных лиц,  граждан и требовать от них  объяснений по поводу нарушения  закона; в случаях, предусмотренных  законом, требовать от должностных  лиц, граждан декларации об  источниках доходов.

Прокурор рассматривает и проверяет  заявления, жалобы и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и  пресечению нарушений прав и свобод, по привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. При наличии  факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной установленной  законом ответственности. Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному  задержанию на основании решений  внесудебных органов; опротестовывает  противоречащие закону правовые акты.

Формы реагирования прокурора на нарушения  законности.

1. Протест на противоречащий  закону акт приносится прокурором  в орган, издавший этот акт,  или в вышестоящий орган, правомочный  принять по акту решение. В  таком же порядке приносится  протест на противоречащие закону  акты или действия должностного  лица.

В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения  незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного  права.

2. Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, в орган или должностному лицу, правомочным их устранить, подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах должно быть в месячный срок сообщено прокурору. Заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

3. Прокурор в зависимости от  характера нарушения закона должностным  лицом или гражданином выносит  мотивированное постановление о  возбуждении уголовного дела, об  административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного  производства. Мотивированное постановление  может выноситься прокурором  и в иных случаях как форма  выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или  должностным лицом, правомочным  налагать административное взыскание, в порядке и в сроки, установленные  для рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Иные постановления прокурора  подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

4. Письменное предписание об  устранении нарушения закона  направляется органу или должностному  лицу, допустившим нарушение, либо в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение. Предписания выносятся в случаях, когда нарушение закона имеет явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

5. В целях предупреждения правонарушения  при наличии сведений о готовящихся  противоправных действиях прокурор  письменно объявляет должностному  лицу или гражданину официальное  предупреждение о недопустимости  нарушения закона.

 

67.Понятие административного процесса.

Привлечение гражданина или юридического лица к ответственности, защита их прав и законных интересов, ущемленных в  результате совершенного правонарушения, — во всех этих случаях возникает  процесс по конкретному делу. В  нем участвуют реальные лица, конкретный юрисдикционный орган, правоотношения которых регулируются нормами права, применимыми именно к данному случаю.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"