Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".
Законность и правопорядок должны составлять основу нормальной жизни общества, всех граждан Республики Беларусь.
Режим законности в государственном
управлении является частью общего режима
законности в государстве. Поэтому
ему присущи все общие черты
и признаки последнего. Вместе с
тем особенности
Характер соблюдения режима законности в государственном управлении определяется тем, что этот режим распространяется на исполнительную и распорядительную деятельность всей системы органов исполнительной власти. Эти органы реализуют законы и иные нормативные акты в различных областях хозяйственной, социально-культурной и социально-политической жизни, реально соприкасаясь с гражданами, принимая решения, непосредственно затрагивающие права и личные интересы последних. Поэтому законодательство четко определяет объем предоставленных органам государственного управления и их должностным лицам полномочий (обязанностей и прав), регламентирует порядок их применения, гарантирует гражданам осуществление субъективных прав и, в частности, право вносить в государственные и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, а также обжаловать в суде неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан.
Единая государственная
Таким образом, законность и государственная дисциплина — однопорядковые социальные явления, поскольку законы и другие правовые акты устанавливают задачи, компетенцию, права и обязанности различных звеньев государственного аппарата и его работников, порядок их деятельности, а сущность государственной дисциплины состоит прежде всего в соблюдении этого порядка, в точном исполнении предписаний законодательства относительно прав и обязанностей государственных органов и занятых в них работников государственного аппарата.
Однако взаимосвязь законности и государственной дисциплины не означает их тождественность. Различие же состоит в том, что понятие дисциплины включает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т. д.), но и в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т. д.). Его содержание шире содержания понятия «законность», так как включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание понятия дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.
78. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов публичной администрации.
Обеспечить законность — значит
пресекать и предупреждать
Под способами обеспечения
Верховенство закона над всеми другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклонное соблюдение законности. Все важнейшие вопросы должны регулироваться законами, то есть актами представительных органов власти Республики Беларусь. Акты всех иных органов и организаций должны быть строго подзаконны: издаваться на основе и в точном соответствии с законом, в пределах установленной законом компетенции данного органа или организации.
Деятельность по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям:
1) строгое соблюдение законности
каждым звеном аппарата
2) охрана и защита прав и
законных интересов граждан в
повседневной деятельности
Обеспечивая реальное осуществление законности в деятельности всех органов государства, служащих государственных органов и общественных организаций, граждан, государство юридически закрепляет гарантии законности и дозволенными правами и методами повседневно следит за тем, чтобы никто не нарушал ее.
К таким гарантиям относятся: экономические,
политические, правовые (юридические)
и организационно-правовые. Экономические
гарантии — следствие многообразия
форм собственности на территории республики,
регулирования экономической
Но наличие этих объективных
факторов само по себе не решает задачу
обеспечения законности полностью.
Существуют также специальные меры,
то есть деятельность определенных органов
и должностных лиц, имеющие целью
охрану законности. Эти меры относятся
к числу организационно-
Иногда деятельность органов управления влечет применение к гражданам некоторых правовых ограничений или мер административного принуждения.
Законность обеспечивается расширением сферы действия права на новые общественные отношения: их регулирование и установление ответственности; обеспечение массового контроля за соблюдением норм права, недопущение правонарушений; повышение общей культуры, правосознания и правовой культуры граждан.
Таким образом, деятельности по обеспечению
законности в государственном управлении
придается государственно-
Подобного рода деятельность и является способом обеспечения законности, которая закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.
Организационно-правовыми
государственный контроль со всеми его видами;
административный надзор;
судебный контроль за законностью в государственном управлении;
контрольные полномочия хозяйственных судов;
общий надзор прокуратуры.
85. Надзор прокуратуры за деятельностью аппарата гос управления.
Важная роль в обеспечении законности принадлежит общему надзору прокуратуры и административному надзору. Особое место в сфере деятельности органов публичной администрации принадлежит прокурорскому надзору.
Прокуратура осуществляет надзор за
соблюдением прав и свобод гражданина,
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-
При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:
1) по предъявлению служебного
удостоверения
2) требовать от руководителей
и иных должностных лиц
3) вызывать должностных лиц,
граждан и требовать от них
объяснений по поводу
Прокурор рассматривает и
Формы реагирования прокурора на нарушения законности.
1. Протест на противоречащий
закону акт приносится
В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.
2. Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, в орган или должностному лицу, правомочным их устранить, подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах должно быть в месячный срок сообщено прокурору. Заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.
3. Прокурор в зависимости от
характера нарушения закона
Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочным налагать административное взыскание, в порядке и в сроки, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.
4. Письменное предписание об
устранении нарушения закона
направляется органу или
5. В целях предупреждения
67.Понятие административного процесса.
Привлечение гражданина или юридического лица к ответственности, защита их прав и законных интересов, ущемленных в результате совершенного правонарушения, — во всех этих случаях возникает процесс по конкретному делу. В нем участвуют реальные лица, конкретный юрисдикционный орган, правоотношения которых регулируются нормами права, применимыми именно к данному случаю.