Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".
В широком смысле слова под актами
управления можно понимать все действия
государственных органов (должностных
лиц), которые совершаются в процессе
повседневного руководства
Правовые акты управления имеют организующий характер. С их помощью упорядочивается и налаживается деятельность управляемых субъектов, объединяются их усилия, направленные на выполнение наиболее важных задач, укрепляется законность, порядок, дисциплина.
Правовые акты — основная продукция административных органов. Это самая большая по объему разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты публичной администрации могут издавать нормативные акты. Основными особенностями акта государственного управления являются следующие:
1. Это односторонне властный
акт, имеющий юридическую
2. Принимается в одностороннем
порядке, исходит от
3. Является правовой формой
4. Устанавливает обязательные
5. Носит подзаконный характер. Принимается
субъектом управления только
по тем вопросам, которые относятся
к его компетенции, и в
6. Носит творческий характер, поскольку
направлен на оптимальное
. Акты управления:
могут служить основанием для издания другого акта управления (например, на основе акта вышестоящего органа управления издается акт нижестоящего органа управления);
могут носить юрисдикционный (правоохранительный) характер, то есть содержать правовую оценку тех или иных фактов, решение споров о праве или применение установленной законом санкции (например, вынесение административной комиссией постановления о наложении на гражданина штрафа);
могут играть роль доказательства при
рассмотрении некоторых категорий
дел в судах и органах
служить основанием для возбуждения судебного дела (об увольнении, о признании недействительным ордера на жилую площадь и др.);
могут служить юридическими обоснованиями для возникновения отношений, регулируемых нормами гражданского, трудового, финансового, земельного права (например, акт управления, обязывающий определенных лиц заключить договор на заранее уста-
новленных условиях, представляет собой наиболее распространенный вид административных актов, регулирующих гражданско-правовые отношения).
Отличие правовых актов управления
от других актов государственных
органов и общественных объединений.
Акт управления отличается от закона
тем, что носит подзаконный
От судебных актов (приговора, решения,
постановления, определения) акты управления
отличаются по юридическим свойствам,
основаниям и порядку принятия. Судебный
акт — это правовая форма выражения
правосудия. Он является актом применения
нормы права к лицам, нарушившим
права или законные интересы граждан,
предприятий, учреждений, организаций.
Поэтому судебный акт — индивидуальный
акт, применяемый в связи с
рассмотрением и разрешением
судом дела о правонарушении или
спора о праве. От актов прокурорского
надзора (протеста, представления, постановления,
предписания, официального предупреждения)
правовой акт управления отличается
по юридическим свойствам и
От гражданско-правовых актов (сделок) правовые акты управления отличаются по своей юридической природе и основаниям принятия. Гражданско-правовые акты (сделки) — результат соглашения сторон, права и обязанности которых регулируются нормами гражданского права. Акты управления, как уже отмечалось, представляют собой одностороннее властное волеизъявление органа государственного управления (должностного лица), которое не является прямым результатом соглашения сторон.
Итак, правовые акты управления подразделяются: по юридическим свойствам; сроку действия; территории действия; характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты; органам, издающим правовые акты управления; формам выражения актов.
По юридическим свойствам акты подразделяются на нормативные (общие), индивидуальные (административные), акты смешанного характера.
Нормативными являются акты, которые
содержат в себе нормы права. Они
принимаются с целью
Нормативные акты управления определяют
правовой статус органов, непосредственно
подчиненных Президенту или Правительству
Республики Беларусь. Акты нормативного
значения являются основным видом актов,
издаваемых органами государственного
управления. Это юридические акты
подзаконного административного
К индивидуальным (административным) актам относятся те, которые не устанавливают, не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретный вопрос управления (дело) на основе законов или других государственно-правовых актов, в том числе и нормативных актов управления, то есть являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам жизни (случаям).
Индивидуальный акт — это
наиболее распространенный вид актов
государственного управления. Посредством
таких актов оперативно решается
большое число дел и вопросов
государственной жизни, возникающих
в процессе управления. Они всегда
адресуются определенным субъектам
конкретных отношений. Примером индивидуальных
актов могут служить
Правовые акты управления смешанного характера содержат в себе как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам. Такие акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления общего, индивидуального, частного значения.
По сроку действия правовые акты управления подразделяются на акты с неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные и временные. Если в актах управления не определен срок действия, то они действуют до тех пор, пока не будут отменены, то есть бессрочно. Если же в акте управления указан срок действия, то по истечении этого срока акт утрачивает силу. Временные акты, как правило, действуют в течение неопределенного, но непродолжительного срока. В наименовании таких актов указывается, что они временные.
Распоряжения премьер-министра — это индивидуальные акты с ограниченным сроком действия, которые издаются по вопросам оперативного характера.
Акты Совета Министров Республики Беларусь обязательны на территории всей республики. Они обладают большей юридической силой по сравнению с другими актами государственного управления.
К актам министерств и
43. Сущность административного принуждения.
Административное принуждение - один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присуши все признаки последнего (это правоприменительная деятельность; она устанавливается государством, применение мер принуждения соответствующими органами и должностными минами является результатом осуществления ими государственно-властных полномочий: призвана обеспечить защиту правопорядка; реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.).
Административное
принуждение имеет своим
Административное
принуждение применяется, как правило,
во внесудебном порядке
Административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами, специальными инспекциями и т.д.
Административному принуждению (воздействию) подвергаются не только отдельные лица, но и организации (приостановление работы, изъятие незаконно полученного, штраф и др.)
Меры административного
принуждения применяются к
Административное принуждение охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного, экологического, таможенного, налогового права, реализация которых возложена на органы исполнительной власти.
Административное принуждение осуществляется в рамках административно-процессуальных норм. Следует отметить еще одну принципиальную особенность административного принуждения. Если все иные виды государственного принуждения равнозначны по своему содержанию соответствующему виду юридической ответственности (уголовное принуждение - уголовной ответственности, дисциплинарное принуждение - дисциплинарной ответственности и т.д.), то понятия административное принуждение и административная ответственность не равнозначны.
Административное принуждение по своему содержанию (целям применения, фактическим основаниям применения, правовым последствиям применения и т.д.) шире административной ответственности.
44. Административно-
Административно-