Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

В широком смысле слова под актами управления можно понимать все действия государственных органов (должностных  лиц), которые совершаются в процессе повседневного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны.

Правовые акты управления имеют  организующий характер. С их помощью  упорядочивается и налаживается деятельность управляемых субъектов, объединяются их усилия, направленные на выполнение наиболее важных задач, укрепляется законность, порядок, дисциплина.

Правовые акты — основная продукция  административных органов. Это самая  большая по объему разновидность  юридических актов. Как и представительные органы, субъекты публичной администрации  могут издавать нормативные акты. Основными особенностями акта государственного управления являются следующие:

1. Это односторонне властный  акт, имеющий юридическую процедуру.  Он издается от имени государства,  является результатом реализации  государственно-властных полномочий, обладает государственно-властным  характером. Поэтому он авторитарен,  то есть обязателен для исполнения  всеми, кому адресован. Исполнение  акта управления гарантируется,  а при необходимости обеспечивается  принудительной силой государства.

2. Принимается в одностороннем  порядке, исходит от компетентного  органа, должностного лица или  иного субъекта государственного  управления.

3. Является правовой формой исполнительно-распорядительной  деятельности, может создавать правовую  базу для возникновения, изменения  или прекращения административно-правовых  отношений. Он издается уполномоченным  лицом при исполнении служебных  обязанностей.

4. Устанавливает обязательные правила  поведения либо регулирует конкретные  управленческие отношения. Следовательно,  акт управления регулирует как  абстрактные, так и казуистические (конкретные) общественные отношения  в сфере управления. И в этом  смысле он является актом-регулятором.

5. Носит подзаконный характер. Принимается  субъектом управления только  по тем вопросам, которые относятся  к его компетенции, и в порядке,  установленном правовыми нормами.  Такой порядок в основном регламентируется  административно-процессуальными нормами.  Например, постановление правительства  принимается только в коллегиальном  порядке и при наличии кворума.  Следовательно, правовой акт управления  — это юридический акт, решающий  управленческие отношения или  разрешающий конкретное управленческое  дело (вопрос), персонально определяющий  поведение адресата, обладающий  государственно-властным творческим  характером.

6. Носит творческий характер, поскольку  направлен на оптимальное разрешение  управленческих дел и вопросов. От субъекта управления, разрешающего  дело, требуется творческий, научный  подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических  данных. С точки зрения социального  содержания, правовые акты управления (административные акты) — это  управленческие решения, в которых  находят свое непосредственное  выражение цели, задачи, функции  и методы деятельности субъектов  государственного управления. Посредством  акта управления решаются разнообразные  управленческие дела, возникающие  в процессе осуществления исполнительной, управленческой деятельности.

. Акты управления:

могут служить основанием для издания  другого акта управления (например, на основе акта вышестоящего органа управления издается акт нижестоящего органа управления);

могут носить юрисдикционный (правоохранительный) характер, то есть содержать правовую оценку тех или иных фактов, решение споров о праве или применение установленной законом санкции (например, вынесение административной комиссией постановления о наложении на гражданина штрафа);

могут играть роль доказательства при  рассмотрении некоторых категорий  дел в судах и органах управления (например, постановление о применении административного взыскания за мелкое хулиганство);

служить основанием для возбуждения  судебного дела (об увольнении, о  признании недействительным ордера на жилую площадь и др.);

могут служить юридическими обоснованиями  для возникновения отношений, регулируемых нормами гражданского, трудового, финансового, земельного права (например, акт управления, обязывающий определенных лиц заключить  договор на заранее уста-

новленных условиях, представляет собой наиболее распространенный вид административных актов, регулирующих гражданско-правовые отношения).

Отличие правовых актов управления от других актов государственных  органов и общественных объединений. Акт управления отличается от закона тем, что носит подзаконный характер, то есть издается на основе и во исполнение закона..

От судебных актов (приговора, решения, постановления, определения) акты управления отличаются по юридическим свойствам, основаниям и порядку принятия. Судебный акт — это правовая форма выражения  правосудия. Он является актом применения нормы права к лицам, нарушившим права или законные интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций. Поэтому судебный акт — индивидуальный акт, применяемый в связи с  рассмотрением и разрешением  судом дела о правонарушении или  спора о праве. От актов прокурорского  надзора (протеста, представления, постановления, предписания, официального предупреждения) правовой акт управления отличается по юридическим свойствам и основаниям принятия. Акты прокурорского надзора  являются формой реагирования прокурора  на нарушения законности, они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, что присуще актам государственного управления.

От гражданско-правовых актов (сделок) правовые акты управления отличаются по своей юридической природе  и основаниям принятия. Гражданско-правовые акты (сделки) — результат соглашения сторон, права и обязанности которых  регулируются нормами гражданского права. Акты управления, как уже отмечалось, представляют собой одностороннее  властное волеизъявление органа государственного управления (должностного лица), которое  не является прямым результатом соглашения сторон.

Итак, правовые акты управления подразделяются: по юридическим свойствам; сроку  действия; территории действия; характеру  компетенции исполнительных органов, издающих акты; органам, издающим правовые акты управления; формам выражения  актов.

По юридическим свойствам акты подразделяются на нормативные (общие), индивидуальные (административные), акты смешанного характера.

Нормативными являются акты, которые  содержат в себе нормы права. Они  принимаются с целью регулирования  однотипных общественных отношений, рассчитаны на длительный срок действия и многократное применение, не имеют конкретного, персонифицированного адресата (например, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, пожарной безопасности и др.). Поэтому нормативный  акт подлежит применению всегда, когда  какой-либо субъект вступает в сферу отношений, регулируемых данным актом (например, все, кто проживает в общежитии, должны подчиняться определенным требованиям, установленным правилами внутреннего трудового распорядка).

Нормативные акты управления определяют правовой статус органов, непосредственно  подчиненных Президенту или Правительству  Республики Беларусь. Акты нормативного значения являются основным видом актов, издаваемых органами государственного управления. Это юридические акты подзаконного административного нормотворчества, или правоустановительные акты. Являясь одним из наиболее емких источников административного права, нормативные управленческие акты регулируют общественные отношения, складывающиеся во всех сферах и отраслях государственного управления.

К индивидуальным (административным) актам относятся те, которые не устанавливают, не содержат в себе норм права. Они разрешают конкретный вопрос управления (дело) на основе законов  или других государственно-правовых актов, в том числе и нормативных  актов управления, то есть являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам жизни (случаям).

Индивидуальный акт — это  наиболее распространенный вид актов  государственного управления. Посредством  таких актов оперативно решается большое число дел и вопросов государственной жизни, возникающих  в процессе управления. Они всегда адресуются определенным субъектам  конкретных отношений. Примером индивидуальных актов могут служить постановления  Правительства Республики Беларусь о назначении конкретного лица на должность заместителя министра и т. д.

Правовые акты управления смешанного характера содержат в себе как  нормы права, так и решения  по индивидуальным управленческим делам. Такие акты управления принимаются  по целому комплексу взаимосвязанных  вопросов управления общего, индивидуального, частного значения.

По сроку действия правовые акты управления подразделяются на акты с  неопределенным сроком действия (бессрочные), срочные и временные. Если в актах  управления не определен срок действия, то они действуют до тех пор, пока не будут отменены, то есть бессрочно. Если же в акте управления указан срок действия, то по истечении этого  срока акт утрачивает силу. Временные  акты, как правило, действуют в  течение неопределенного, но непродолжительного срока. В наименовании таких актов  указывается, что они временные.

Распоряжения премьер-министра —  это индивидуальные акты с ограниченным сроком действия, которые издаются по вопросам оперативного характера.

Акты Совета Министров Республики Беларусь обязательны на территории всей республики. Они обладают большей  юридической силой по сравнению  с другими актами государственного управления.

К актам министерств и руководителей  других центральных органов относятся  приказы, инструкции, издаваемые на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений  и распоряжений Совета Министров  Республики Беларусь. Издавая приказы  и инструкции, министры руководят  деятельностью подчиненных им органов  управления.

 

 

 

 

 

 

43. Сущность административного  принуждения.

Административное  принуждение - один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присуши все признаки последнего (это правоприменительная деятельность; она устанавливается государством, применение мер принуждения соответствующими органами и должностными минами является результатом осуществления ими государственно-властных полномочий: призвана обеспечить защиту правопорядка; реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.).

Административное  принуждение имеет своим назначением  охрану управленческих отношений административно-принудительными  средствами, то есть выполняет карательную  функцию.

Административное  принуждение применяется, как правило, во внесудебном порядке непосредственно  органами государственного управления (должностными лицами). В специально предусмотренных законом случаях  отдельные административно-принудительные меры применяются судами, судьями.

Административно-принудительные меры применяются не всеми без  исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами, специальными инспекциями  и т.д.

Административному принуждению (воздействию) подвергаются не только отдельные лица, но и организации (приостановление работы, изъятие  незаконно полученного, штраф и  др.)

Меры административного  принуждения применяются к третьим  лицам, то есть к тем, кто не находится  в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

Административное  принуждение охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного, экологического, таможенного, налогового права, реализация которых  возложена на органы исполнительной власти.

Административное  принуждение осуществляется в рамках административно-процессуальных норм. Следует отметить еще одну принципиальную особенность административного  принуждения. Если все иные виды государственного принуждения равнозначны по своему содержанию соответствующему виду юридической ответственности (уголовное принуждение - уголовной ответственности, дисциплинарное принуждение - дисциплинарной ответственности и т.д.), то понятия административное принуждение и административная ответственность не равнозначны.

Административное принуждение  по своему содержанию (целям применения, фактическим основаниям применения, правовым последствиям применения и  т.д.) шире административной ответственности.

 

44. Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры применяются в целях охраны государственных и общественных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения возможных нежелательных или вредных последствий либо правонарушений. Они выступают в виде либо административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц. Характерным для указанных мер принуждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.   Административно-предупредительные меры лишены характера кары. К их числу относятся следующие: прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, обрыв проводов); введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях (болезни животных); таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды; принудительное медицинское освидетельствование состояния людей и санитарного состояния предприятий общественного питания; реквизиция имущества, то есть принудительное его изъятие у владельцев (например, личного транспорта в условиях стихийных бедствий); административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др. Применение административно-предупредительных мер строго регламентировано законодательством.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"