Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и система мер административного принуждения.
2. Меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях
3. Общая характеристика способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Контроль и надзор как способы обеспечения законности.
4. Понятие и общая характеристика ответственности по административному праву.
5. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
6. Понятие и система административных наказаний. Правила назначения административных наказаний.
7. Правовые основы и общая характеристика дисциплинарной ответственности по административному праву.
8. Материальная ответственность по административному праву.

Работа содержит 1 файл

административн ответы.docx

— 285.01 Кб (Скачать)

Согласно  политическому подходу, основной задачей  государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам  граждан. Для того, чтобы воплотить  это, иногда предлагается реализация концепции  «представительной бюрократии», в  рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью  общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности  для дискриминации отдельных  групп.

Согласно  менеджеристскому подходу, основными  ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность  и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими  затратами или, как вариант, как  получить максимальный результат при  заданных затратах. Характерным признаком  данного подхода является использование  понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию  «государственное управления».

Общей для  всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных  служащих сформулированным заранее  принципам:

следования  принципу верховенства права (правовой подход);

следования  воле народа (политический подход);

следования  цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

 

 

17в.Административное  право в системе российского  права

 

Административное  право наиболее тесно взаимодействует  со следующими отраслями российского  права:

конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и  гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной  власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере  государственного управления, компетенцию  органов исполнительной власти; формы  и методы государственно-управленческой деятельности;

гражданским правом. Нормы гражданского права  регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию  и распоряжению имуществом, а также  отношения, связанные с реализацией  личных неимущественных благ. Нормы  административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

уголовным правом. Нормы административного права  взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного  порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами  административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

финансовым  правом. Административное право закрепляет систему органов управления в  финансово-кредитной сфере, формы  и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием  налоговой системы;

земельным и  экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер  государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

трудовым  правом. Особенно тесно взаимодействует  при регулировании вопросов государственной  службы, которая является комплексным  правовым институтом;

уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального  и гражданско-процессуального права.

 

 

18в.Понятие,  элементы, правовая основа и виды  административно-правового статуса  гражданина

Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции).

 

Административно-правовой статус гражданина это юридическое  закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

 

Элементы  административно-правового статуса  граждан:

 

1) принципы  административно-правового статуса  граждан;

 

2) гражданство;

 

3) административная  правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

 

4) права и  обязанности граждан в сфере  государственного управления;

 

5) административная  ответственность граждан;

 

6) юридические  гарантии административно-правового  статуса граждан.

 

Основные  нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

 

• Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

 

• Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

 

• ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме  Российской Федерации»;

 

• ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном  по правам человека в Российской Федерации»;

 

• ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

 

• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

 

• Закон  РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

 

• ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»;

 

• ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»;

 

• ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»;

 

• ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;

 

• Закон  РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных  переселенцах»;

 

• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»;

 

• ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

 

• ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и  религиозных объединениях»;

 

• Уголовный  кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы  граждан.

 

Виды административно-правовых статусов граждан:

 

1) общий административно-правовой  статус граждан – общее статусное  положение гражданина в сфере  государственного управления, которое  закрепляется основополагающими  нормативными правовыми актами;

 

2) родовой  (специальный) административно-правовой  статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

 

3) индивидуальный  административно-правовой статус  – конкретизирует (фиксирует) правовое  положение индивидуального физического  лица в сфере государственного  управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного  положения и других особенностей.

 

19в.  Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации»).

 

Действующее законодательство называет такие виды гражданства, как:

 

• гражданство  Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

 

• иное гражданство  – гражданство (подданство) иностранного государства;

 

• двойное  гражданство – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

 

• лицо без  гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации  и не имеющее доказательства наличия  гражданства иностранного государства.

 

К принципам  гражданства относят: равенство  независимо от основания приобретения, единство гражданства, открытый и свободный  характер гражданства, добровольность решения вопроса о гражданстве.

 

Гражданство приобретается: по рождению, в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным  ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договорам  РФ.

 

Гражданство может быть прекращено вследствие выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации» или международным  договорам РФ.

 

20в.  Основные права и обязанности  граждан в сфере государственного  управления

Права граждан  в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан  в сфере деятельности органов  исполнительной власти.

 

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

на участие  в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

на поступление  на государственную службу;

на обращение  в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к  их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

на свободу  передвижения;

на неприкосновенность личности;

на неприкосновенность жилища;

на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий  и пикетирований;

на изменение  фамилии и имени;

на свободу  передвижения;

на тайну  переписки, телефонных переговоров  и телеграфных сообщений;

на обжалование  действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных  лиц, нарушающих права и свободы  граждан;

на поиск, получение, передачу, производство и  распространение информации любым  законным способом, за исключением  сведений, составляющих государственную  тайну;

на образование;

на охрану здоровья;

вносить в  государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении  их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями (или бездействиями) органов  государственной власти или их должностными лицами;

на реализацию юридических свобод.

 

Обязанности граждан в сфере государственного управления - это предусмотренная  административно-правовыми нормами  мера необходимого, должного поведения  граждан в сфере государственного управления.

 

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать  законность и дисциплину в сфере  государственного управления, соблюдать  специальные запреты (заниматься определенными  видами деятельности, например оказывать  медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление  грузопассажирских перевозок).

 

21в.  Административная ответственность  граждан

Административная  ответственность граждан это  обязанность граждан в силу норм права претерпеть негативные правоограничения личного, материального или организационного характера за совершение административного  правонарушения.

 

Для привлечения  к административной ответственности  гражданин должен обладать административной деликтоспособностью.

Административная  деликтоспособность гражданина - способность  гражданина в силу норм права нести  ответственность за совершение административного  правонарушения.

Условия административной деликтоспособности гражданина:

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"