Рассмотрение уголовных дел о грабежах и разбоях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:47, практическая работа

Описание работы

Грабеж и разбойное нападение относятся к корыстно-насильственным преступлениям. В криминологических исследованиях давно подмечено, что корыстно-насильственные преступления против собственности характеризуются рядом специфических признаков, свидетельствующих о более высокой опасности, как самих деяний, так и лиц, их совершающих[1].
Статистика, свидетельствует о значительном удельном весе хищений в структуре преступности в Казахстане. Так, если общее количество осужденных за 2007г. составило 35496 человек, то за хищения осуждено 14075 лиц, что равно 39,7%, в 2008г. количество всех осужденных - 36352 лица, за хищения осуждены - 15234 или 41,9%. В 2009г. общее количество осужденных составило 39391, за хищения были осуждены 17390 человек или 44,1%.

Работа содержит 1 файл

Рассмотрение уголовных дел о грабежах и разбоях.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать)

Цель общего предупреждения, достигаемого при назначении наказания подсудимому, заключается в предупреждении совершения преступлений другими (иными - по УК РФ) лицами. Предполагается, что люди, которые имели какое-то отношение к конкретно совершенному преступлению, или же узнавшие о нем из различных источников (СМИ, соседей, друзей, знакомых), убеждаются в реально наступившей уголовной ответственности и неотвратимости наказания. В результате этого наиболее склонные к совершению преступлений воздерживаются от противоправного поведения под страхом наказания.

Проф. А.В. Наумов справедливо пишет, что наказание не является главным  средством борьбы с преступностью. Наказание вторично по отношению к преступлению, преступности и их причинам. Он отмечает, что в борьбе с преступностью основное значение приобретают экономические, политические, организационно-управленческие меры, осуществляемые государством. Тем не менее, по его мнению, не будучи основным, наказание является не только важным, но и необходимым средством борьбы с преступностью, а из уголовно-правовых - наиболее важным. Именно наказание, по его мнению, прерывает преступную деятельность лиц, совершивших преступление. Оно воздействует на определенную часть неустойчивых в нравственном отношении людей, заставляя их под страхом наказания не совершать уголовно наказуемых деяний [79].

По казахстанскому законодательству в части второй ст. 38 УК РК закон называет все четыре раскрытые нами цели наказания.

Для сравнения обратим внимание на то, как цели наказания определены в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ). В ч. 2 ст. 43 УК РФ в качестве целей наказания наряду с восстановлением социальной справедливости и исправлением осужденного называется предупреждение совершения новых преступлений, но при этом не обозначается цель, указанная в ст. 38 УК РК - предупреждение совершения новых преступлений другими лицами. В этой связи можно констатировать, что УК РК точнее, нежели УК РФ, формулирует цели наказания. Обозначив одной из целей наказания предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и другими лицами, казахстанский законодатель придерживается аналогичной позиции, содержащейся в Модельном УК, подготовленном для стран - участниц СНГ [80]

 

4.3. Система  наказаний 

 

Понятие системы наказаний в  юридической литературе излагается по-разному, хотя принципиальных различий в его определении нет. Так, например, в Курсе уголовного права, подготовленном коллективом авторов МГУ им. М.В.Ломоносова, указано: «Система наказаний - это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания»[81]. В другом курсе лекций российских авторов система наказаний определяется как «…установленный уголовным законом целостный и исчерпывающий перечень видов наказаний, строго обязательных для суда и расположенных в определенной, иерархически заданной последовательности в зависимости от их функционального назначения, а также характера и сравнительной тяжести»[82]. Проф. А.В. Наумов в последнем курсе лекций указывает, что системой наказаний является установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке[83].

Во всех этих определениях подчеркивается системный характер взаимосвязи между отдельными видами мер наказаний, образующих т.н. лестницу наказаний. Системность характеризуется тем, что все наказания в совокупности представляют собой нечто целое и единое, состоящее из исчерпывающего перечня взаимосвязанных элементов. Системность предполагает расположение наказаний в определенном порядке, последовательности, ступенчатости (отсюда и термин - «лестница наказаний»).

Шкала наказаний, построенная в  определенной, иерархически заданной последовательности, имеет не только технико-юридическое, но и большое практическое значение. Лестница наказаний позволяет судам правильно сориентироваться при выборе вида наказания для виновного, разрешении коллизии и определении, какой закон является более строгим или мягким, при решении вопроса о замене неотбытой части наказания другим более мягким наказанием; при изменении приговора в части наказания; при взаимозачете различных видов наказаний т.д.

По мнению некоторых авторов[84]. статью 44 УК РФ следует назвать «Система наказаний», так как она содержит не просто перечень наказаний, а «лестницу» наказаний, где меры государственного принуждения располагаются в строго определенной последовательности, в зависимости от степени тяжести от менее сурового к более суровому, они обязательны для суда и никакие иные меры, кроме указанных в данной статье, не могут назначаться за совершение преступлений, т.к. законодатель, изложив название ст. 44 УК РФ в этой редакции, тем самым подчеркнул, что «система наказаний - это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее эффективного достижения целей уголовного наказания».

Отдельными авторами отмечается, что  система наказаний носит дискретный характер, поэтому входящие в неё виды наказаний, располагаясь в определенной последовательности и соподчиненности, должны соблюдать некоторую дистанцию между собой, выдерживать равномерный «шаг»[85].

Фактически система наказаний  строится, исходя из принципов уголовного права и уголовно-правовой политики. Так, принцип законности требует непосредственного включения в нормы УК РК исчерпывающего перечня видов наказаний. Принцип гуманизма, исключает возможность введения в систему наказаний таких видов наказаний, которыми могут быть причинены физические страдания или унижено человеческое достоинство осужденных.

По сравнению с УК РСФСР 1926 года, применявшимся и на территории Казахстана, в УК Казахской ССР 1959 года отсутствовали  наиболее одиозные виды наказаний (например, изгнание из пределов СССР) и появились абсолютно или относительно новые виды. Лестница наказаний в ст. 21 УК Казахской ССР 1959 года представляла собой следующую картину:

· лишение свободы;

· ссылка;

· высылка;

· исправительные работы без лишения свободы;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

· увольнение от должности;

· штраф;

· общественное порицание;

· конфискация имущества;

· лишение родительских прав;

· лишение воинского или специального звания;

· направление в дисциплинарный батальон (применялось только к военнослужащим срочной службы);

· направление в воспитательно-трудовой профилакторий (применялось только к лицам, занимающимся бродяжничеством  или попрошайничеством либо ведущим иной паразитический образ жизни).

Смертная казнь как исключительная мера наказания по УК Казахской ССР 1959 года в перечень наказаний не включалась и предусматривалась  в отдельной статье 22 УК.

Многолетний опыт применения системы  наказаний показал слабую эффективность некоторых из них, другие виды наказаний по своей юридической природе не соответствовали своему предназначению уголовному законодательству и не были включены в новую систему наказаний по УК РК 1997 года, действующем в настоящее время. В новом УК РК отсутствуют такие виды наказаний как общественное порицание, ссылка, высылка, увольнение от должности, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, лишение родительских прав.

Система основных наказаний в УК РК 1997 года приведена в ст. 39 в следующем порядке:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;

в) привлечение к общественным работам;

г) исправительные работы;

д) ограничение по военной службе;

е) ограничение свободы;

ж) арест;

з) содержание в дисциплинарной воинской части;

и) лишение свободы;

к) смертная казнь.

Кроме основных наказаний к осужденным могут применяться следующие  дополнительные наказания:

а) лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград;

б) конфискация имущества.

Законодатель также определил, что штраф и лишение права  занимать определенную должность или  заниматься определенной деятельностью  могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

Новый УК РК отказался от прежнего принципа построения системы наказаний  от более тяжкого - к менее тяжкому. Дело в том, что этот принцип волей-неволей  ориентировал суды на выбор наказания  по представленному порядку, начиная с более строгого. Новый принцип (от менее строгих к более строгим наказаниям) в большей степени ориентирует суды на выбор наиболее справедливого наказания. И лишь в случае невозможности назначения менее строгого наказания (с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности виновного) суд будет выбирать следующее, более строгое наказание [86].

Такой подход к построению системы  наказаний, зафиксирован не только в  законодательном перечне видов наказаний, но и при построении санкций статей особенной части УК РК. Данный принцип системы наказаний и построения санкций был предложен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. (не вступивший в силу в связи с распадом Союза ССР) [87] и в Теоретической модели Уголовного кодекса[88], и потом был воспринят при подготовке проекта и принятии УК РК. Также поступили законодатели и РФ при моделировании Уголовного кодекса.

В силу того, что к моменту введения в действие УК РК не было принято  законодательство, регулирующее порядок  исполнения уголовных наказаний, и  не было осуществлено необходимое реформирование системы органов, исполняющих эти  наказания, некоторые виды уголовных наказаний, предусмотренные статьей 39 УК, оказались на какое-то время недействующими.

Закон Республики Казахстан от 16.07.1997 года «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан» в  статье 4 содержал указание о том, что  положения Кодекса о наказаниях в виде привлечения к общественным работам, ограничения свободы, ареста, а также пожизненного лишения свободы вводятся в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2003 года. Потом в этот закон вносились изменения и дополнения в 2000 г., 2002 г., 2003г., 2009 г., в основном они касались отложения сроков введения в действие некоторых видов уголовных наказаний. В результате ряд наказаний, которые могли бы составлять в правоприменительной практике судов альтернативу лишению свободы (привлечение к общественным работам, ограничение свободы, арест), длительное время не могли применяться, а наказание в виде ареста введено в действие лишь с 01.01.2010 года, спустя 12 лет после принятия УК РК.

Этим изначально была нарушена системность  предусмотренных ст. 39 УК РК наказаний, о которой было сказано выше, и  справедливость правоприменительной  практики.

Аналогичная ситуация сложилась и в других странах СНГ, в частности, в Российской Федерации было отсрочено введение в действие применение ареста, ограничения свободы и обязательных работ, ввиду этого, как отмечается в литературе, резко возросло (до 52,4%) назначение судами условного осуждения к лишению свободы [89].

Такая же картина в первые годы применения нового уголовного законодательства складывалась и в Казахстане.

Следует также отметить, что с  момента введения в действие УК РК в него было внесено множество изменений и дополнений, причем, в некоторые одни и те же статьи они вносились не один, а два-три и более раза. Отрадно при этом отметить, что хотя бы в Общую часть УК поправок внесено гораздо меньше, чем в Особенную, что позволило сохранить в действующем законодательстве концептуальные основы уголовной ответственности.

Изменения и дополнения в Общую  часть УК во многом были связаны  с системой наказаний и их отдельными видами, причем, все с той же целью - поиска путей сокращения «тюремного населения» в Казахстане.

Системность и последовательный порядок  изложения наказаний, как было сказано  выше, имеет важное значение как  для правоприменителя, так и для  законотворческой работы. Но иногда законодатель вносил изменения в УК вопреки этому. Например, было изменено содержание такого наказания как «ограничение свободы», но не изменено его место в иерархии других мер государственного принуждения в ст. 39 УК.

Название статьи 39 УК - «Виды наказания» не в полной мере передает системный  характер содержащихся в ней наказаний, поэтому мнение о том, что было бы правильным назвать эту статью «Система наказаний», приемлемо и для нашего УК. Из всех стран СНГ и Прибалтики только в УК Узбекистана аналогичная статья (ст. 43) называется «Система наказаний». Как пишет проф. Л.Л. Кругликов, такая позиция представляется более удачной, «ибо, как известно, указанные статьи содержат не просто перечень мыслимых по приговору наказаний, а «лестницу»[90].

Если посмотреть на «лестницу наказаний», приведенную в ст. 39 УК РК (виды наказаний), то можно заметить, что судам порой бывает очень трудно выбрать альтернативное лишению свободы наказание.

Это как раз один из факторов, делающих удельный вес лишения свободы  в структуре наказаний, назначаемых судами, очень высоким. Например, в 2006 году этот показатель вырос до 57,6%, в 2007 г. составил 46,6 %, в 2008 г. - 47, 2 %, в 2009 г. - 52,6 %. [91]

Таким образом, вопрос об альтернативах  лишению свободы остро стоит и сейчас. Представляется, что если не решить эту проблему на законодательном уровне, то успехи Казахстана по сокращению «тюремного населения» путем корректировки практики судов по назначению наказаний могут быть незначительными и временными.

Информация о работе Рассмотрение уголовных дел о грабежах и разбоях