Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:15, лекция
Сущность соответствия, оценка, форма ее подтверждения. История сертификации, ее экономические предпосылки. Сертификация как процедура подтверждения соответствия. Добровольная и обязательная сертификация. . Законодательная и нормативная база сертификации. Правила сертификации. Порядок проведения сертификации продукции.
II. Оценка системы качества на предприятии начинается с разработки программы проверки, которая содержит следующие разделы:
- наименование организации, место проведения проверки;
- цели и область проверки;
- состав комиссии;
- перечень ссылочных документов (стандарт, на соответствие которому проверяется система качества, руководство по качеству проверяемой организации и др.);
- объекты проверки (деятельность по обеспечению и управлению качеством, производственная система, качество продукции);
- закрепление экспертов и представителей проверяемой организации по объектам проверки;
- основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;
- требования к конфиденциальности.
Программу
проверки разрабатывает главный
эксперт. С программой должны быть
ознакомлены эксперты и консультанты
комиссии и проверяемая организация.
Разногласия между главным
Обследование
проверяемой организации
- значительные (категория 1), заключающиеся в отсутствии одного элемента или полном нарушении требований к элементам системы качества;
- малозначительные (категория 2), заключающиеся в некотором упущении при реализации отдельных требований стандарта.
Уведомление – наблюдение, сделанное экспертом в целях предотвращения появления возможного несоответствия.
Форма регистрации «несоответствий» и «уведомления» стандартизована.
Каждое
несоответствие должно быть подтверждено
объективными доказательствами. Уполномоченный
представитель руководства
Систему качества признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. Систему качества признают не соответствующей стандарту при наличии одного значительного или более 10 малозначительных несоответствий. Наличие уведомлений не влияет на решение о сертификации.
Результатом проверки и оценки системы качества может быть один из трех вариантов:
- система
полностью соответствует
- система
в целом соответствует
- система
содержит значительные
Решение о рекомендации системы качества к сертификации (отказе в ССК) принимает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки системы качества. При положительных результатах орган по сертификации оформляет проект сертификата соответствия системы качества и проект разрешения (лицензии) на применение знака соответствия. Указанные документы вместе с актом проверки представляют Техническому центру Регистра. Одновременно орган по сертификации и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля. Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата в реестре Регистра и направляет подписанные документы с уведомлением о принятом решении органу по сертификации для вручения их заявителю.
III. Инспекционный контроль устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. Цель контроля состоит в подтверждении того, что система качества продолжает соответствовать требованиям, которые предъявлялись к ней при сертификационной проверке. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствиях. Как и при сертификации продукции и услуг, в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового инспекционного контроля.
В
сжатом виде содержание этапов сертификации
систем качества показано на рисунке.
ЭТАПЫ
СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.
(рисунок)
5.4.
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.
Критерием оценки соответствия производства служит способность стабильно обеспечивать соответствие готовой продукции нормативному документу, устанавливающему требования к ней. Процедура сертификации производства осуществляется по правилам, установленным Госстандартом, которые, в частности, предусматривают составление методики сертификации производства для каждого предприятия. Методика содержит:
- однозначные требования;
- обоснованные методы оценки;
- воспроизводимость результатов;
- доступность методов проверок.
В качестве основных стимулов, побуждающих предприятия к сертификации своих производств, можно назвать следующее:
- выполнение
основного этапа сертификации
системы качества. Сертификацию
производства можно считать
- повышение
конкурентоспособности
- сокращение
затрат на испытания на этапе
инспекционного контроля за
При сертификации производства оценке подвергаются следующие объекты:
- готовая продукция предприятия (оценка ее качества в сфере реализации и потребления и анализ причин обнаруженных дефектов);
- технология производства (технологические процессы, транспортировка, хранение, упаковка);
- технический
контроль и испытания (входной,
- техническое
обслуживание и ремонт
Основные
этапы сертификации производства представлены
в таблице.
ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Номер этапа | Наименование этапа | Краткое содержание | Исполнитель |
1 2 3 4 5 6 |
Представление заявки на сертификацию производства Предварительная
оценка Составление методики
сертификации производства Проверка производства Оформление сертификата
соответствия на производство Инспекционный
контроль за сертифицированным |
Подготовка исходных материалов и оформление заявки Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решения (или оценка существующей методики) Формирование группы (комиссии) экспертов, проверка производства в соответствии с методикой сертификации, составление акта и отчета о результатах проверки Оформление сертификата соответствия на производство, внесение его в Государственный реестр, выдача сертификата предприятию Выполнение процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с методикой сертификации |
Предприятие-заявитель Орган, проводящий
сертификацию производства Орган, проводящий
сертификацию Орган, проводящий
сертификацию Орган, проводящий
сертификацию Орган, проводящий сертификацию |
Процесс подготовки к сертификации производства, как показывает российская практика, положительно сказывается на деятельности предприятия. Например, повышается технологическая дисциплина; значительно усиливается связь с потребителями; разрабатываются количественные и качественные критерии стабильности производства; четко выявляются те звенья технологического процесса, которые непосредственно влияют на характеристики продукции, подлежащие обязательной сертификации.
Стандартизация
в области управления качеством позволяет
четко выделить те объекты проверок, которые
оцениваются экспертами при сертификации
систем качества, производства и анализе
условий производства. Совокупность проверяемых
объектов зависит от стандарта, на соответствие
которому проводится сертификация, а также
от схемы сертификации (см. табл.)
ОБЪЕКТЫ
ПРОВЕРКИ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ КАЧЕСТВА,
ПРОИЗВОДСТВ И АНАЛИЗЕ УСЛОВИЙ
ПРОИЗВОДСТВ В СХЕМАХ СЕРТИФИКАЦИИ
ПРОДУКЦИИ 2а – 4а, 9а, 10а.
№ п/п | Объекты проверки («элементы качества») | Наличие (+) или отсутствие (-)требований при проверке | ||||
Сертификация систем качества | Сертифи-
кация производ- ства |
Анализ условий производства в схемах 2а-4а, 9а, 10а | ||||
ИСО 9001 | ИСО 9002 | ИСО 9003 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Ответственность руководства | + | + | 0 | - | - |
2 | Система качества | + | + | 0 | - | - |
3 | Анализ контракта | + | + | + | - | - |
4 | Управление проектированием | + | - | - | - | - |
5 | Управление документацией и данными | + | + | + | - | - |
6 | Закупки | + | + | - | - | - |
7 | Управление продукцией, поставляемой потребителям | + | + | + | - | - |
8 | Идентификация продукции и прослеживаемость | + | + | 0 | + | - |
9 | Управление процессами | + | + | - | + | + |
10 | Контроль и проведение испытаний | + | + | 0 | + | + |
11 | Управление контрольными, измерительным и испытательным оборудованием | + | + | + | + | |
12 | Статус контроля и испытаний | + | + | + | + | - |
13 | Управление несоответствующей продукции | + | + | 0 | + | - |
14 | Корректирующие и предупреждающие действия | + | + | 0 | + | - |
15 | Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервирование и поставка | + | + | + | + | |
16 | Управление регистрацией данных о качестве | + | + | 0 | + | |
17 | Внутренние проверки качества | + | + | - | - | - |
18 | Подготовка кадров | + | + | 0 | - | - |
19 | Техническое обслуживание | + | + | - | - | - |
20 | Статистические методы | + | + | 0 | + | - |
Информация о работе Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации