Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:15, лекция
Сущность соответствия, оценка, форма ее подтверждения. История сертификации, ее экономические предпосылки. Сертификация как процедура подтверждения соответствия. Добровольная и обязательная сертификация. . Законодательная и нормативная база сертификации. Правила сертификации. Порядок проведения сертификации продукции.
Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов:
- дегустация блюд на предприятиях общепита;
- оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской;
- качество занятий и уровень знаний в сфере образования.
Для
оценки материальных услуг (качества вещи,
подвергшейся химчистке, параметров отремонтированного
аппарата) широко используются инструментальные
методы.
5.
СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ
КАЧЕСТВА.
5.1.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ
СИСТЕМ КАЧЕСТВА.
Как известно, качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Если главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, то роль качества в достижении этой цели – приоритетна. Система качества – это прежде всего такой способ организации дела на предприятии, который позволяет поставлять потребителю продукцию, которая отвечает его требованиям. Термин «система качества» означает совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством на всех этапах его формирования.
Для потребителя система качества предприятия является аргументом доверия к этому предприятию, гарантом того, что он получит ту продукцию, которая действительно ему необходима. Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества – весомый аргумент в пользу заключения контракта на поставку товара. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация системы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия – облегчается процедура сертификации продукции.
Сертифицированная
система качества характеризует
способность предприятия
Стандарты на системы управления качеством впервые были разработаны в Великобритании в 70-х гг. ХХ в., а в середине 80-х Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов по этой проблематике, широко известных теперь как стандарты серии 9000. В настоящее время эти стандарты применяют более 80 стран.
По
данным Регистра Ллойда, предприятия с
сертифицированной системой качества
работают в 2-3 раза эффективнее по сравнению
с остальными.
5.2.
СТАНОВЛЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ
СИСТЕМ КАЧЕСТВА
В РОССИИ.
Внедрение рыночных отношений в России, развитие внешнеэкономических связей стимулировали Госстандарт принять в 1995г. Программу работ по развитию сертификации систем качества в РФ. Была разработана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая получила название «Регистр систем качества».
Регистр
– это система добровольной сертификации,
однако она является составной частью
государственной системы
Для
обеспечения организационно-
ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»;
ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;
ГОСТ Р 40.003-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества»;
ГОСТ Р 40.004-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации производств»;
ГОСТ Р 40.005-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производства».
В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты России, представляющие собой принятые «методом обложки» международные стандарты ИСО:
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «СМК. Основные термины и определения»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «СМК. Требования»
ГОСТ
Р ИСО 9004-2001 «СМК. Рекомендации по улучшению
деятельности».
Основными направлениями деятельности Регистра являются:
- сертификация систем качества;
- сертификация производств;
- инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производств;
- международное
сотрудничество в интересах
Структура
Регистра систем качества Системы сертификации
ГОСТ Р представлена на рисунке.
СТРУКТУРА
РЕГИСТРА СИСТЕМ КАЧЕСТВА СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ
ГОСТ Р.
(рисунок)
В функции Госстандарта России входит:
- принятие
принципиальных решений о
- рассмотрение основных правил и принципов функционирования Регистра;
- контроль за его деятельностью;
- участие в комиссии по апелляциям (при необходимости)/
Технический центр Регистра:
- организует,
проводит и контролирует
- ведет реестр сертифицированных систем качества и производств;
- приостанавливает
и аннулирует действие
- занимается информационным обеспечением с зарубежными организациями.
Совет по сертификации систем качества и производства имеет статус совещательного органа, который разрабатывает предложения для принятия решений, касающихся работы Регистра. Он состоит из специалистов заинтересованных организаций.
Комиссия по апелляциям создается Техническим центром из независимых экспертов и функционирует по мере возникновения необходимости.
Научно-методический комитет Регистра:
- разрабатывает
нормативные и методические
- участвует
в работе Совета по
- формирует банк данных и банк нормативных документов;
- разрабатывает
учебные программы для
Органы по сертификации систем качества и производств:
- проводят сертификацию;
- оформляют ее результаты;
- осуществляют инспекционный контроль.
Организации, прошедшие сертификацию:
- обеспечивают стабильность функционирования систем качества (производства);
- принимают
корректирующие меры по
- информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.
На
сегодня в России сертификация систем
качества на соответствие стандартам
ИСО серии 9000 еще не приобрела должного
размаха. Поэтому важной задачей федеральных
органов исполнительной власти России
является поддержка субъектов хозяйственной
деятельности, внедривших систему качества.
В этом плане заслуживает внимания постановление
Правительства РФ от 02.02.98 №103 «О некоторых
мерах, направленных на совершенствование
систем обеспечения качества продукции
и услуг».
5.3.
ПРАВИЛА И ПОРЯДОК
СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ
КАЧЕСТВА.
Сертификация систем качества (ССК) осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так и добровольной.
Главный объект ССК – деятельность по управлению и обеспечению качества и само качество продукции (услуг). Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, согласно заявленной модели (табл.).
ССК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.
На
этапе организации работ
- комплекс исходных форм документов для проведения предварительной оценки системы качества (сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукции – коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов);
- перечень
документов, представляемых на
Далее сертификация систем качества осуществляется в три этапа:
I) предварительная оценка системы качества (СК);
II) проверка и оценка системы качества в организации;
III) инспекционный контроль за сертифицированной
системой качества.
I. Предварительная оценка состоит в анализе описания системы качества в документах, присланных предприятием вместе с заявкой на сертификацию. Комплект этих исходных данных включает следующие сведения:
- политику
организации в области
- руководство по качеству;
- структурные схемы организации и ее службы качества;
- заполненные
исходные данные для
Орган по сертификации вправе затребовать:
- стандарт
предприятия, регламентирующий
- стандарт предприятия, регламентирующий проведение внутренних проверок системы качества заказчика;
- документ,
описывающий технологию
При необходимости орган по сертификации может командировать своего представителя для проведения предварительного ознакомления с элементами системы качества предприятия. Одновременно с анализом данных, поступивших от заявителя, комиссия может организовать сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции, на которую распространяется система качества, из независимых источников – органов государственного контроля и надзора, территориальных органов Госстандарта России, обществ потребителей, гарантийных мастерских и др. Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества. При положительном заключении орган по сертификации направляет заявителю договор на проведение проверки и оценки системы качества в организации. В договоре определяют цель, объем и сроки проводимых работ, ответственность сторон и порядок оплаты работ по проверке и оценке системы качества.
Информация о работе Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации