Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:15, лекция

Описание работы

Сущность соответствия, оценка, форма ее подтверждения. История сертификации, ее экономические предпосылки. Сертификация как процедура подтверждения соответствия. Добровольная и обязательная сертификация. . Законодательная и нормативная база сертификации. Правила сертификации. Порядок проведения сертификации продукции.

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО СЕРТИФИКАЦИИ.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

Правовой основой  сертификации на санитарную безопасность является Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Нормативной базой государственного надзора и сертификации в этой области являются СанПиН, Санитарные правила (СП).

      Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ выдает ветеринарные сертификаты (свидетельства) на продукцию и сырье животного происхождения при импорте, экспорте и транзите через российскую территорию указанных грузов. Ветеринарные сертификаты необходимы отечественным предприятиям, перерабатывающим сырье животного происхождения, для подтверждения паразитарной чистоты мяса, рыбы. Правовой основой сертификации, осуществляемой данным органом, является Закон РФ от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии». Нормативной базой являются ветеринарно-санитарные нормы ветеринарного законодательства (т. 1—4).

      Госстрой  России организует (в Системе сертификации ГОСТ Р) сертификацию различных объектов в строительстве (строительных товаров, инженерного оборудования зданий и сооружений, строительной продукции жилых зданий, проектной документации). Нормативной базой сертификации являются СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р и пр.

      Госкомсвязи России осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится в ИЛ, аккредитованных Госстандартом. В компетенцию комитета входит сертификация следующей продукции: информационно-вычислительных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. Правовой основой сертификации средств связи и услуг является Федеральный закон от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.99).

      Сертификацией отдельных групп продукции занимается ряд уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Госпожарнадзор МВД России (средства обеспечения пожарной безопасности), Российский Морской Регистр (морские гражданские суда), Российский Речной Регистр (речные суда), Российский Авиарегистр (самолеты) и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Нормативная база Государственные стандарты, санитарные нормы и правила  и другие документы, которые устанавливают  обязательные требования к качеству товаров (работ и услуг). По мере введения в действие ТР на конкретный объект подтверждение соответствия будут производиться исключительно на соответствие требованиям указанного ТР. Национальные  стандарты, стандарты организаций, системы добровольной сертификации, условия договоров
      Сущность  оценки соответствия Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию Оценка соответствия требованиям заявителя, согласованным  с ОС  (по объектам, подлежащим обязательной сертификации, как правило, оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные)
      Объекты Перечни товаров (работ, услуг), подлежащие обязательной сертификации, утвержденные постановлением Правительства РФ Любые объекты
      Основание для проведения Законодательные акты РФ По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации
      Основные  цели проведения Обеспечение безопасности товаров 1. Обеспечение  конкурентоспособности продукции  (услуги) предприятия. 

      2. Реклама продукции  (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги)

      Характер  сертификации Обязательная Добровольная

Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации.

2.4. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА СЕРТИФИКАЦИИ. 
 

      В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система  документов, которые (за исключением  рекомендаций) носят обязательный характер (до вступления в действие соответствующих регламентов). В общем виде структура законодательной и нормативной базы представлена на рисунке.

      1. Законодательные  акты Российской  Федерации. В соответствии с этими законами была введена обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами.

      2. Подзаконные акты  — постановления Правительства РФ. Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).

      3. Основополагающие  организационно-методические  документы.

Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

- документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;

- документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.

      4. Организационно-методические  документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья», «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.

      5. Классификаторы, перечни  и номенклатуры. В работах по сертификации используются:

- «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода;

- «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг;

- международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.

      Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ».

      На  основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями  о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

      С 1999г. объектом постановлений Правительства  РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг) соответствие которой может  быть подтверждено декларацией о соответствии».

      6. Рекомендательные  документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

      7. Справочные информационные  материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Госстандарта России, ВНИИ сертификации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5. ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ. 
 

      При проведении работ в области сертификации Госстандарт рекомендует придерживаться следующих правил:

      1) К аккредитации в качестве органов по сертификации (ОС) или испытательных лабораторий (ИЛ) допускаются любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что должно полностью исключить влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.

      2) Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов. Аттестацию проводят комиссии, в состав которых включают экспертов, представителей изготовителей и обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, территориальных органов Госстандарта, других государственных органов управления. Документ, который оформляется по результатам аккредитации, называется аттестатом аккредитации.

      3) В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.

      4) Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам.

      5) Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре. Государственный реестр содержит сведения о центральных органах сертификации, органах по сертификации, испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации.

      6) Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на русском языке.

      7) При возникновении спорных вопросов в деятельности участников  сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению знаков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации.

      8) Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе. 

2.6. СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ. 

      Сертификация  проводится по установленным в системе  сертификации схемам. Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при  оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала. Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схема сертификации должна обеспечивать необходимую доказательность последней. Для этого рекомендуется использовать общепризнанные схемы, в том числе и в международной практике. Схемы сертификации продукции, применяемые в Российской Федерации, приведены в таблице.

      Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют:

1) испытание, 2) проверку  производства, 3) инспекционный контроль,

4) рассмотрение  заявки-декларации (с прилагаемыми документами).

Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.

      Перед рассмотрением схем проанализируем каждый из четырех способов доказательства.

      В схемах 1—5 производится испытание  типа, т. е. одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. Испытание в схеме 7 — это уже контроль качества партии путем испытания средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием метода статистического контроля. В схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции. Таким образом, жесткость испытаний, а значит, надежность и стоимость испытаний возрастают по направлению 1—7—8.

      Второй  способ доказательства — проверка производства — применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Для оценки производства скоропортящейся продукции этот способ доказательства является главным, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ.

Проверка производства проходит также с различным уровнем жесткости. При проверке в форме «анализ состояния производства» (схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а, 10а) проверяются отдельные требования к производству, предусмотренные ГОСТ Р ИСО 9001—2001. В схеме, предусматривающей сертификацию производства, проверяются все требования указанного стандарта к производству (раздел 7 ГОСТ Р ИСО 9001). При сертификации системы качества (схемы 5, 6) проверяется соответствие системы всем требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, причем проверку производства имеют право проводить эксперты, аккредитованные в области проверки систем качества.

Информация о работе Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации