Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:15, лекция

Описание работы

Сущность соответствия, оценка, форма ее подтверждения. История сертификации, ее экономические предпосылки. Сертификация как процедура подтверждения соответствия. Добровольная и обязательная сертификация. . Законодательная и нормативная база сертификации. Правила сертификации. Порядок проведения сертификации продукции.

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО СЕРТИФИКАЦИИ.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

- декларация о соответствии с указанием номера и даты ее принятия.

Позиция 11 — дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом по сертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.), условия действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, номер схемы сертификации и т. п.

Позиция 12 -- подпись, инициалы, фамилия руководителя органа, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации. 

      Приложение  к сертификату оформляют в  соответствии с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.

      Сертификат  и приложение к нему выполняют машинописным способом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются.

      Цвет  бланка сертификата соответствия при  обязательной сертификации — желтый, при добровольной сертификации — голубой.

      Сертификаты соответствия для обязательной и  добровольной сертификации имеют различные  формы. Свою форму имеют сертификаты на системы качества и производства. 

2.9. УСЛОВИЯ ВВОЗА ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ. 

      В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» порядок ввоза на таможенную территорию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается

Правительством  РФ. В соответствии с Законом списки продукции с указанием кодов  Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством РФ на основании технических регламентов.

      Актуальность  сертификации импортируемых товаров  для России связана как с защитой интересов потребителей российского рынка в области безопасности продукции, так и со значительным увеличением доли импортных товаров в общих продажах на внутреннем рынке. Так, если в 1990г. доля импортируемой продукции в торговле не превышала 5%, то в 1996г. она возросла до 54%. Но далеко не все товары отвечают требованиям по безопасности и качеству. Наибольшее количество товаров ненадлежащего качества поступает из Китая, Бельгии, Вьетнама, Венгрии, стран СНГ.

      В результате сертификации за 1995-1996гг. на российский рынок не было допущено 1300 изделий электротехнической и электронной продукции, сотни тысяч изделий детского ассортимента, которые оказались небезопасными для потребителя.

      Законом установлено, что основанием для  разрешения ввоза товара на территорию РФ служит сертификат соответствия, представляемый вместе с грузовой таможенной декларацией в таможенные органы.

      Товары, ввозимые на территорию России, подлежат таможенному контролю, подтверждающему  их безопасность, путем:

- проведения  сертификационных испытаний;

- подтверждения  иностранных сертификатов.

        Сертификация товаров, подлежащих ввозу в Россию, должна проводиться до их поставки в Россию. Если испытания проводятся в зарубежных лабораториях, то выдаваемые ими протоколы испытаний будут являться основанием для получения сертификатов в том случае, если лаборатории аккредитованы Госстандартом и занесены в Реестр системы сертификации ГОСТ Р.

      Условием  аккредитации лаборатории является ее вхождение:

- в Международную  систему сертификации, к которой  присоединилась Россия (например, Система  сертификации ручного огнестрельного оружия, Система сертификации изделий электронной техники МЭК, Система сертификации механических транспортных средств и прицепов);

- в зарубежную  национальную систему (при наличии  двустороннего соглашения России  с зарубежным национальным органом);

- в систему  сертификации ГОСТ Р (например, компания ГОСТ-Азия, зарегистрированная  в Сингапуре; Ростест –Эстония);

- в систему  сертификации страны – члена  Межгосударственного соглашения  по стандартизации, метрологии и  сертификации. 

      Право подтверждения иностранного сертификата имеют территориальные органы Госстандарта. Импортные товары могут иметь иностранные сертификаты, которые не требуют подтверждения, так как с зарубежными органами по сертификации, выдавшими их, достигнуто соглашение о взаимном признании результатов сертификации. Например:

- Дин ГОСТ  ТЮФ - общество по сертификации в Европе;

- SGS (СЖС) – швейцарская фирма;

- «Мертконтроль» - венгерская  фирма.

Сертификация  экспортируемой продукции проводится в системе ГОСТ Р.

      Для некоторых видов импортной продукции, также как и для отечественной требуется подтверждение соответствия специфическим требованиям безопасности – гигиеническим, ветеринарным, санитарным, экологическим нормам безвредности для человека. Сертификация или признание сертификата этой продукции возможна лишь при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного сертификатов.

      Скоропортящиеся товары (мясо и мясопродукты, рыба и  рыбопродукты, молоко и молочные продукты), т.е. товары, транспортировка или  хранение которых требует соблюдения особых климатических условий (температура, влажность, давление и т.д.), подлежат таможенному оформлению и сертификации во внеочередном порядке.

      Нередко партии товаров либо вообще не имеют  сертификата соответствия, либо сопровождаются сертификатом, выданным зарубежным органом, не признанным в Системе сертификации ГОСТ Р. В подобных случаях иностранный поставщик имеет право обратиться в один из органов по сертификации и осуществить испытания образца товара в назначенной им лаборатории. Заявитель при контроле таможенного органа отбирает пробу (образец), что должно быть оформлено актом, а затем орган по сертификации, с которым заявитель заключает договор, проводит сертификацию образца по правилам принятым в Системе ГОСТ Р.

Государственным таможенным комитетом России предусмотрена возможность предконтрактного ввоза проб и образцов товаров для проведения их испытаний в целях сертификации.

      Импортные товары, безопасность которых не подтверждена при сертификационном испытании, не пропускаются через таможню. При этом возможны два решения:

- иностранный  товар забирает отправитель;

- товар подлежит  таможенному режиму уничтожения. 
 

3. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ. 

3.1. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ В РОССИИ. 
 

      Введение  обязательной сертификации продукции  и услуг в России при становлении рыночной экономики сыграло роль своеобразного фильтра, отсеивающего некачественный и небезопасный товар. Постепенно сфера распространения обязательной сертификации расширялась, зачастую необоснованно, схемы подтверждения соответствия продукции нормативным документам только третьей стороной применялись и для малоопасной продукции. При таком развитии обязательная сертификация стала определенным барьером на пути движения товара к потребителю.

      В связи с этим, в конце 90-х годов  на базе всестороннего анализа места и роли сертификации в обеспечении качества и безопасности поставляемой продукции, была разработана Концепция совершенствования действующей в стране сертификации продукции и услуг и перехода к механизму подтверждения соответствия.

Необходимость и своевременность разработки Концепции  была вызвана тем, что дальнейшее развитие рыночных отношений, увеличение масштабов обязательной сертификации, необходимость интеграции в мировую  экономику и, в частности, стремление России войти во Всемирную организацию (ВТО), вступили в противоречие с действующей в стране довольно «жесткой» системой обязательной сертификации.

Концепция разработана  с учетом «Соглашения по техническим  барьерам в торговле» (ВТО, ГАТТ), директив ЕС, руководств ИСО/МЭК, практики сертификации в РФ и в зарубежных странах.

Основная цель Концепции – обеспечить разумный баланс между риском общества от применения некачественной (небезопасной) продукции и затратами на сертификацию. Ведь затраты на сертификацию закладываются в себестоимость продукции и, следовательно, отражаются на цене товаров и услуг. Реализация этой цели позволила ввести механизм подтверждения соответствия, сократить номенклатуру объектов обязательной сертификации, гармонизировать процедуры с мировой практикой.

      При введении механизма подтверждения соответствия поставщик получает возможность подтвердить соответствие малоопасной продукции по выбору:

- или путем  ее сертификации;

- или под свою  ответственность - путем принятия декларации о соответствии.

      В отличие от процедуры обязательной сертификации, при которой соответствие продукции установленным требованиям подтверждает третья сторона – орган по сертификации, декларацию о соответствии принимает исключительно первая сторона (изготовитель, продавец продукции), и такая декларация, зарегистрированная в органе по сертификации, имеет ту же юридическую силу, что и сертификат соответствия. Таким образом, ответственность за качество и безопасность продукции возлагается исключительно на поставщика этой продукции.

      Следует отметить, что декларация о соответствии в той или иной степени уже использовалась в России. Так, постановлением Правительства РФ от 22 июня 1992г. «О поэтапном введении в 1992г. обязательной сертификации товаров (работ и услуг)» декларация о соответствии (заявление-декларация) была допущена в качестве временной замены сертификата соответствия для отдельных видов продукции на период поэтапного перехода к обязательной сертификации. Введение декларации о соответствии было вынужденной мерой в условиях нехватки аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. По мере развития инфраструктуры системы сертификации, охватывающей всю сферу обязательной сертификации продукции, декларация о соответствии утратила свое значение и единственным официальным документом, удостоверяющим соответствие, стал сертификат соответствия, выдаваемый органом по сертификации.

      Однако  идея использования доказательства соответствия продукции и услуг  первой стороной вновь возродилась, но уже в схемах сертификации. Изменением №1 «Порядка проведения сертификации продукции в РФ», утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996г. №15, было предусмотрено, что при проведении обязательной сертификации по схемам 6, 9, 9а, 10, 10а на основании рассмотрения принятой изготовителем декларации о соответствии с необходимыми подтверждающими документами, орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия. В данном случае декларация о соответствии не является конечным документом, а служит лишь основанием для выдачи сертификата соответствия, т.е. подтверждение соответствия третьей стороной.

      Таким образом, применение декларации о соответствии органически вошло в практику обязательной сертификации и для  следующего шага – придания декларации самостоятельности – не хватало только законодательной основы. Этим шагом стало принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» и в его исполнение принятие постановления Правительства РФ от 7 июня 1999г. №766 «Об утверждении Перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации». Утвержденный Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, является выборкой из перечня (номенклатуры) продукции, подлежащей обязательной сертификации. Он формировался по критерию минимального риска для потребителей. 
 
 

      Согласно  ст.24 ФЗ «О техническом регулировании» декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

      - принятие декларации  на основании собственных  доказательств. Согласно п.4 ст.46 до вступления в силу соответствующих регламентов эта схема допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Иначе говоря, эта схема не может использоваться такими посредниками, как продавцы, так как последние не обеспечивают должное качество и не несут ответственность за нарушение требований технического регламента.

      - принятие декларации на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (третья сторона). Эта схема устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. Иначе говоря, эта схема необходима для той продукции, потенциальная опасность которой требует усиления доказательной базы в процедуре подтверждения соответствия.

      В ближайшей перспективе декларирование соответствия станет, как за рубежом, преобладающей формой обязательного подтверждения соответствия. Оно не будет ограничено малоопасной продукцией. Степень потенциальной опасности продукции будет учитываться в схеме декларирования технического регламента: с повышением риска от использования продукции будет увеличиваться объем доказательной базы. 
 

    3.1.1. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ. 
 

Информация о работе Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации