Коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

     Несмотря  на все протесты правозащитных организаций, г-н Назарбаев в декабре встретился в Белом доме с Президентом  Джорджем Бушем.

     Юрист по образованию, в 90-х годах г-н  Гиффен стал основным посредником между  западными нефтяными компаниями, жаждущими новых месторождений на территории бывшего Советского Союза, и местными государственными чиновниками, желающими получить инвестиции.

     Благодаря близким отношениям Гиффена с  Назарбаевым в Вашингтоне некоторые  даже считали его неофициальным послом Казахстана.

     "Джеймс  Гиффен был "М-ром Казахстан". Когда была нужна нефтяная  концессия в Казахстане, шли к  Гиффену", - пишет в своих недавно  опубликованных мемуарах (See No Evil) Роберт  Баер, бывший офицер ЦРУ.

     В понедельник г-н Гиффен не отвечал на телефонные звонки, так же, как не отвечали на них и в посольстве Казахстана.

     В ExxonMobil, как называется теперь эта  компания, считают, что г-н Гиффен представлял интересы правительства  Казахстана, и утверждают, что в  компании ничего не знали о прямой или завуалированной передаче денег государственным чиновникам.

     Комиссионное  вознаграждение компании Mercator за сделку по продаже Тенгизского месторождения  было сначала включено в стоимость  покупки Mobil, т. е. в сумму 1,05 миллиардов долларов. Однако в конце концов, Мобил согласился уплатить комиссионные компании Гиффена поверх указанной суммы.

     Правительство заявляет, что Mobil перевела 5 миллионов  долларов на нью-йоркский счет Mercator в Citibank в августе 1995 года, еще пять миллионов  в сентябре, а затем еще 41 миллион в мае 1996 года, после того, как контракт был подписан.

     Затем г-н Гиффен начал переводить деньги на контролируемые им счета в оффшорных  зонах, а затем на секретные счета  в швейцарских банках, с которых  их могли снять уже упомянутые государственные чиновники Казахстана. Компания Nichem Energy помогла переводить деньги и выступила, по заявлению правительства, соучастницей в этом сговоре».

     «Выдвинутое против торговца и банкира Джеймса  Гиффена обвинение в перечислении средств нефтяной компании на банковские счета казахстанских чиновников имеет весьма узкие рамки. Поэтому расследуемое дело, возможно, окажет незначительное влияние на внутриполитические события в среднеазиатской стране. Однако все может измениться, если американские следователи попытаются заключить с обвиняемым полюбовную сделку в обмен на свидетельские показания против других замешанных в деле лиц.

     В настоящее время 62-летний Гиффен находится  на свободе, отпущенный под залог  в 250 тысяч долларов и два дома в пригороде Нью-Йорка. Ему пришлось также расстаться с паспортом и дать подписку о невыезде за пределы Нью-Йорка. 30 марта он был арестован и обвинен в двойном нарушении Закона США о международной коррупции (FCPA).

     Обвинение против Гиффена основано главным  образом на показаниях специального агента Федерального бюро расследований Кевина Ирвина. Последний обвиняет Гиффена и неназванного сообщника в сговоре с целью передачи миллионов долларов «оставшихся от заключения сделок нефтяной компанией», представителям казахстанского руководства, наделенным правом заключать договора. В показаниях подробно рассказывается о способе, которым деньги были переведены из американского банка на различные счета в Швейцарию и компаниям, зарегистрированным на Британских Виргинских островах.

     Мелкий инвестиционный банк Гиффена Mercator Corp. служил посредником для правительства Казахстана на переговорах о заключении соглашений, касающихся разработки богатых нефтяных и газовых месторождений страны, – гласит обвинение. Обвинение затрагивает главным образом сделки между Mercator и Mobil Oil Corp., в настоящее время входящей в ExxonMobil. В мае 1996 г. Mobil перевела компании Mercator 41 млн долларов в качестве вознаграждения, – говорится далее в иске. Затем Mercator, осуществив сложную цепь операций, перевел 20,5 млн из этой суммы на счета, контролируемые высокопоставленным казахским чиновником, который фигурирует в тексте обвинения как «KO-1». Остальные деньги, согласно тексту обвинения, были переведены другому чиновнику, названному «КО-2», который подписал с казахстанской стороны договор с Mobil.

     Обвинения против Гиффена выдвигаются после  двухлетнего расследования, проведенного Большим жюри. За нарушение Закона о международной коррупции суд  может приговорить обвиняемого  к тюремному заключению сроком до 5 лет и крупным штрафам.

     Слушания  по делу Гиффена начнутся 30 апреля. Он мог бы выбрать суд присяжных, который, вероятно, состоялся бы не ранее самого конца 2003 г. Готовясь к  процессу, он мог бы придти к соглашению со следователями, не подвергая себя риску получения приговора и тюремного срока.

     «Думаю, не может быть никаких сомнений, что полюбовная сделка станет частью затеянной игры», – говорит эксперт, внимательно следивший за этим делом  с самого начала расследования Большого жюри. Как и другие наблюдатели, эксперт говорит, что важнейшим элементом сделки между Гиффеном и правительством США станут, по всей вероятности, имена его сообщников (или сообщника).

     «Когда  человека загоняют в угол, и он понимает, что у него нет выбора, он может пойти на сделку со следствием и начать называть имена», – говорит Роберт Эбел, директор энергетической программы вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.

     По  сообщению New York Times от 1 апреля, присланные швейцарскими властями документы свидетельствуют о том, что один из счетов, на который Mercator переводил деньги, принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Ранее Гиффен занимал официальный пост советника казахстанского президента.

     Весь  последний год Назарбаев опровергал обвинения в коррупции, выдвинутые его политическими оппонентами. Одновременно в Казахстане подавлялась свобода выражения взглядов.

     Среди многих консультантов, занимавшихся заключением  сделок между частными компаниями и  казахстанскими министерствами, Гиффен очевидно занимал особое место. Будущие инвесторы, как сообщается, называли его «мистером семь-с-половиной-центов». Сообщается, что на переговорах о заключении соглашения с крупнейшей мировой нефтяной компанией он добился для себя комиссионных в размере 7,5 центов за каждый баррель выкачанной из Казахстана нефти.

     По  мнению юристов, обвинения в злоупотреблениях в связи с делом Гиффена  вряд ли коснутся западных нефтяных концернов. Советники по нефти, по словам Эбела, часто приобретают доступ к занимающим ключевые посты чиновникам, одновременно освобождая корпорации от прямой ответственности за нарушение закона. «Могу сказать по собственному опыту общения с представителями нефтебизнеса, что адвокаты не упустят случая, чтобы в очередной раз прочитать вам лекцию о том, что вы можете и чего не можете делать», – говорит Эбел.

     Пользуясь услугами консультантов, часто разделяющих  ответственность за сомнительные операции, компании всегда могут сказать –  как в данном случае и поступает ExxonMobil, – что не в состоянии  контролировать, что делают другие с их вознаграждениями, и это не является нарушением американских законов. Том Чирильяно, представитель ExxonMobil в Техасе, подчеркивает, что поведение компании было этичным и она не нарушала закон в своих отношениях с правительством Казахстана. «Конечно, мы работали через Mercator, потому что они были представителями этой республики», – говорит он. Однако он добавляет, что «все выплаты делались в полном соответствии с достигнутыми с Казахстаном соглашениями».

     По  опубликованным сообщениям, казахстанское руководство неоднократно лоббировало высокопоставленных членов администрации Буша, включая вице-президента Дика Чейни, с тем чтобы либо затормозить уголовное расследование, либо вовсе закрыть дело. Сообщается, что администрация отвергла эти обращения казахстанской стороны.

     Учитывая, что имена сообщников Гиффена  до сих пор не установлены, дело, возможно, окажет лишь косвенное воздействие  на внутриполитическую ситуацию в Казахстане, – считают некоторые наблюдатели. В то же время оно может затронуть американо-казахстанские экономические отношения, – добавляют они. Впрочем, некоторые из них указывают, что уже сегодня интерес американских инвесторов к Казахстану снижается.

     «Не буду удивлен, если в результате суда американские компании обнаружат, что им невыгодно вести переговоры о новых морских блоках, – сказал один эксперт по нефтяной промышленности. – Однако я вообще не уверен, что какая бы то ни было из американских компаний будет заинтересована в морской нефтедобыче, если условия будут невыгодными, а защищающие инвестиции законы – слабыми».

     «Бывшему  высокопоставленному руководителю компании Mobil Oil Брайану Уильямсу предъявлено  обвинение в неуплате налогов  с суммы в 2 миллиона долларов, которые  он получил в качестве взятки за подписание контракта на освоение Тенгизского нефтяного месторождения в Казахстане. Речь идет о сделке 1996 года, когда Mobil заплатила за участие в разработке Тенгизского месторождения 1 миллиард долларов, передает агентство AP.

     Уильямс проходит по тому же делу, что и Джеймс Гиффен - исполнительный директор нью-йоркского банка Mercator и бывший советник президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В начале этой недели Гиффена обвинили в том, что он передал 78 миллионов долларов в качестве взяток двум казахстанским чиновникам. Утверждается, что таким образом Гиффен обеспечил участие своего банка в нефтяных сделках.

     Адвокат Уильямса Дэвид Шертлер заявил, что  его клиент "действовал правильно, будучи сотрудником Mobil". Адвокат  Гиффена Уильям Шварц также настаивает на невиновности своего подзащитного. По словам Шварца, все обвинения основаны на косвенных свидетельствах и "слишком живом воображении правительства".

     В обвинительном акте Уильямсу инкриминируют  заговор, неуплату налогов и пять эпизодов обмана при заполнении налоговых  деклараций. Если его вина будет доказана, он может быть приговорен к пяти годам лишения свободы и многомиллионному штрафу. Гиффену грозит 20-летний тюремный срок и штраф».

     Джеймс  Гиффен был арестован в понедельник, но затем отпущен на свободу под  залог своей недвижимости на сумму $10 млн. и 250 тыс. наличными. Обвинение против господина Гиффена включает 62 эпизода, связанных со сделками по пяти проектам, включая Тенгизское, Карчанакское месторождения, Каспийский трубопроводный консорциум и другие. Сумма взяток, которые Джеймс Гиффен дал двум казахским высокопоставленным чиновникам за возможность служить единственной "золотой прокладкой" между западными нефтяными компаниями и казахским правительством, по данным федеральной прокуратуры США, составила более $78 млн. Обвинение намерено доказать, что господин Гиффен, получая комиссионные от крупных нефтяных компаний, переводил средства на счета казахских руководителей, от которых зависела его посредническая деятельность, а заодно отмывал свои и их деньги. Часть денег, как было установлено, оказалась на счете в швейцарском банке, контролируемом президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, с которым Джеймс Гиффен был весьма близок. 

     4.2 "ЛУКОЙЛ Оверсиз Карачаганак" 

     Дочерняя  компания ЛУКОЙЛа "ЛУКОЙЛ Оверсиз  Карачаганак" невольно оказалась вовлечена в расследование министерства юстиции США по делу, связанному с обвинениями в коррупционной деятельности, предъявленными бывшему советнику президента Казахстана Нурсултана Назарбаева американскому бизнесмену Джеймсу Гиффену. Суть обвинений по этому скандальному делу, известному под названием "казахгейт", состоит в том, что бизнесмен в середине 1990-х годов был посредником при передаче взяток в несколько десятков миллионов долларов от ряда американских нефтяных компаний представителям высшего руководства Казахстана.

     В обвинительном заключении судебных властей США их имена обозначены как КО-1 (казахстанский официоз) и КО-2. Однако в многочисленных публикациях  мировой прессы, посвященных "Казахгейту", эти имена уже давно раскрыты. КО-1 - это бывший премьер-министр Казахстана Нурлан Балгимбаев, а КО-2 - президент Назарбаев. Первоначально расследование касалось компании Mobil, которая выплатой "комиссионных" стремилась получить у Астаны доступ к освоению богатого нефтяного месторождения "Тенгиз". Джеймс Гиффен уже признал себя виновным в переводе 78 млн долл. от Mobil на счета, контролируемые членами руководства Казахстана.

     И вот в мае этого года большое  судебное жюри Нью-Йорка предъявило также повестку о вызове в суд  и руководителям другой американской компании, ChevronTexaco, участвующей в проекте освоения казахстанского месторождения "Карачаганак". По условиям соглашения о разделе продукции, подписанного с Казахстаном в 1997 году (еще до слияния с Texaco), Chevron осваивает "Карачаганак" (оно содержит до 2,4 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубических футов газа) совместно с ЛУКОЙЛом, итальянской Agip и British Gas.

Информация о работе Коррупция