Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:06, контрольная работа

Описание работы

Основной целью данной работы является процесс принятия и изменения, а также структуру Конституции Российской Федерации 1993 года.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………..…2
2. Структура и основное содержание Конституции РФ………….……5
3. Изменение и пересмотр Конституции РФ………………………..…13
4. Заключение…………………………...……………………………….17
5. Список используемой литературы…………………………………..19

Работа содержит 1 файл

конституция.docx

— 45.93 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение……………………………………………………………..…2
  2. Структура и основное содержание Конституции РФ………….……5
  3. Изменение и пересмотр Конституции РФ………………………..…13
  4. Заключение…………………………...……………………………….17
  5. Список используемой литературы…………………………………..19

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституция для России сегодня  значит очень много. В Конституции  и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой  государственности, а в известных  пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это  не собрание политических программ и  философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью  в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми  чертами и свойствами, присущими  Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в  правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства  и права. И Конституция тем  успешнее выполняет свою функцию  в развитии общества, чем она ближе  к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая  расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда  она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание  со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию  в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения  человека в обществе, принципы взаимоотношений  человека и государства. В конституции  закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации  государственных органов, формы  и методы их деятельности. Конституция  устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию  справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить  себе многочисленные правовые акты, действующие  в стране в виде определенного  организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина  всего права, фундамент всего  его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г . отличается тем, что ее отдельные  положения носят декларативный  характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что  ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции  используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается  обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать  ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать  развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью  данной работы является процесс принятия и изменения, а также структуру  Конституции Российской Федерации 1993 года.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение структуры  Конституции РФ в сложившихся  исторических и политических условиях.

Во-вторых, раскрыть порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ.

В силу чего данная работа разделена  на три части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.

 

 

1. Структура и основное содержание Конституции РФ

Под структурой конституции  понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается  определённая система группировки  однородных конституционных норм в  разделы, главы и последовательность расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определённые общие комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования, то есть, связанность единством общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют.

По своей структуре  Конституция 1993 г . состоит из преамбулы  и двух разделов.

Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула  не содержит правовых норм, однако она  имеет существенное значение для  понимания смысла как Конституции  в целом, так и ее отдельных  статей, поскольку именно во вводной  части указаны основания и  обстоятельства, послужившие поводом  к изданию Конституции и как  бы предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята  многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой  на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего  развития государства и общества.

В преамбуле Конституции  называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они  отражают суть всей конституционной  реформы в России. Это:

  1. утверждение прав и свобод человека,
  2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
  3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,
  4. возрождение суверенной государственности России,
  5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
  6. обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают  все содержание Конституции .1

Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

  1. Основы конституционного строя (главы 1-16). Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.
  2. Права и свободы человека и гражданина (главы 17-64). Подробнее об этой главе будет сказано в главе третьей данной работы.
  3. Федеративное устройство (главы 65-79). В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя", где, в частности, указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определенно, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
  4. Президент (главы 80-93). В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина».
  5. Федеральное собрание (главы 94-109). Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.
  6. Правительство РФ(главы 110-117). Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.
  7. Судебная власть (главы 118-129). В главе утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. Глава характеризуется новым, нетрадиционным подходом к раскрытию сущности названной политико-юридической категории. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.
  8. Местное самоуправление (главы 130-133). В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.
  9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (главы 134-137). В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением  новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов  и иных правовых актов, действовавших  до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать  ранее образованные органы .2

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи  конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны  признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической  науке именуются юридическими свойствами.

Одним из юридических свойств  конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком её  принятия и изменения; 

2) приданием конституционным  предписаниям высшей юридической  силы;

3) созданием специального  органа охраны конституционной  законности (конституционным судопроизводством).3

За соблюдение конституционных  предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных  законов, законодательных актов  субъектов РФ отвечают федеральные  органы - Президент и Конституционный  Суд РФ (ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством  конституции является её стабильность, то есть, незыблемость конституционных предписаний. 

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция является фундаментом  системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества  – устанавливает, какие нормативные  акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции  обеспечивает наилучшие условия  для формирования демократического правового государства, упрочения  режима законности и правопорядка.

Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения  её юридической силы не только с  федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов  РФ, но и с международно-правовыми  актами, ратифицированными СССР и  РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.

Как одно из юридических  свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что  основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой, прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.4

Реальность любой конституции, в том числе и Конституции РФ, должна обеспечиваться постоянным углублением ее социально-экономических, политических, организационных гарантий. Мало пользы от конституции, состоящего из прекрасных лозунгов и положений, не имеющих под собой как реальной почвы, так и стремления ее создавать и укреплять.

Думается, можно говорить и еще об одной предпосылке  реальности конституции - социально-психологической. У граждан надо воспитывать чувство  уважения к конституции, необходимость  соблюдать ее нормы. Если у конституции  нет авторитета в обществе, это  как бы признак того, что она  не имеет реального значения; и  наоборот - даже если не все еще существует, что заложено в конституции, но у  граждан есть вера в непреложность  конституционных постулатов, она  поможет скорректировать действительность в духе основного закона.

Информация о работе Конституция РФ