Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 06:40, реферат

Описание работы

Цель: изучить основные черты Конституции РФ.
Задача: наиболее полно раскрыть сущность основных черт конституции.

Содержание

введение………………………………………………………………………3
глава 1. История развития конституций………………………...4
Глава 2. Основы конституционного строя Российской федерации…………………………………………………………………….8
2.1. Понятие основ конституционного строя…………………………….8
2.2. Народовластие как важнейший принцип конституционного строя России……………………………………………………………………….9
Глава 3. Основные черты конституции………………………….12
заключение………………………………………………………………….17
список литературы……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Сам реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     содержание

введение………………………………………………………………………3

глава 1. История развития конституций………………………...4

Глава 2. Основы конституционного строя Российской федерации…………………………………………………………………….8

     2.1. Понятие основ конституционного строя…………………………….8

    2.2. Народовластие как важнейший принцип конституционного строя России……………………………………………………………………….9

Глава 3.  Основные черты  конституции………………………….12

заключение………………………………………………………………….17

список  литературы……………………………………………………….19  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность этой темы подчёркивается тем, что Конституция как основной закон государства занимает основное, центральное место в Российском законодательстве. Значение конституции огромное в жизни всякого общества, её принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления. Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время - это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе.

     Цель:  изучить основные черты Конституции РФ.

     Задача: наиболее полно раскрыть сущность основных черт конституции.

     Структура работы: Реферат состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 13 источников информации. Его содержание изложено на 19 страницах текста.  
 
 
 
 

Глава 1.  История развития конституций 

     В истории Российской Федерации насчитывается  пять конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 годов и действующая ныне 1993 года.

     Принятие  каждой из них знаменовали существенные события в жизни общества, подводило  итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, отражало утверждение  новой концепции или углубление и совершенствование прежних.

     Все конституции советского периода  были в значительной степени фиктивны. Они провозглашали принципы, которые  фактически не предварялись в жизнь.

     Конституция РСФСР 1918 года. Она была принята вскоре после октябрьского переворота и имела свои особенности. Во-первых, она как первая конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития и определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, во-вторых, была в наибольшей степени идеолигизирована и имела классовый характер. В конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата, в третьих, она отличалась от последующих конституций значительным числом программных положений и наконец, она включает установления, ориентированных на всё мировое сообщество при этом чисто политического характера.

     Замена  конституции 1918 года была заменена по причине объединения РСФСР с  другими независимыми республиками. Конституция 1925 года не включала в свой текст Декларацию прав трудящихся и  эксплуатируемого народа, однако записала, что придерживается основных её положений.

     Вторая  конституция характеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней закреплён  факт вхождения РСФСР в Союз ССР, во-вторых, в связи с появлением субъектов РСФСР в конституцию были включены положения, определяющие статус и полномочия Федерации в отношении их.

     Принятие  Конституции РСФСР 1937 года было следствием введения в действие Конституции  СССР 1936 года. [1] Основными отличительными особенностями было то, что она, во-первых, в неё впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Например, право на труд. Во-вторых, конституция этого этапа по своей юридической форме приобрела более совершенный вид. В ней чётко выделены государственно-правовые институты. В третьих, в конституции 1937 года впервые был закреплено право выхода из Союза ССР.

     Конституция 1978 года на всём протяжении своего срока  действия претерпевала значительные изменения. В связи с этим данная конституция  на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной и характеризуется следующими особенностями, во-первых, в ней впервые введено понятии «народ» и именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

     Во-вторых, конституция 1978 года носила классовый характер. Это подчёркивалось тем, что она ещё более откровенно и прямо отражала роль коммунистической партии, которая является «руководящей и направляющей  силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». [2]

     В-третьих, в отличие от конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы, т.е. она стала более  объёмной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному  признаку.

     В-четвёртых, она впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

     Реформирование  Конституции, начавшееся в 1989 году, шло  по линии постепенного изменения  прежде всего её существенных черт.

     Процесс начавшейся демократизации, перестройки  всех сторон жизни общества в правовой форме виден в законах РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятых в 1989 г.

     Этими законами  менялись система органов  РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

     В новом избирательном законе хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но создавалась возможность ее реализации, что и было приведено в жизнь на первых свободных выборах.

     Дальнейшее  реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

     С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое свойство - это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

     Созрела необходимость реформации союзной  Федерации. Это происходило в  остром противоречии союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем собственном государственном суверенитете.

     В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

     Была  образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая и занялась этой проблемой.

     Однако  разногласия в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

     В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в результате противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, результатом которой и стали события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. На лицо был не только политический, но и конституционный кризис.

     Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии, образованной Съездом народных депутатов, и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. 
 
 
 
 

     Глава 2. Основы конституционного строя Российской федерации

2.1 Понятие основ конституционного строя 

     Основы  конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его главных проявлениях, и в первую очередь отношений государственной власти со своими гражданами, что в значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина.

            Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. [7]

     Исходя  из этого, под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:

- из экономической и политической основ деятельности государства;

- из принципов взаимоотношений государства и человека;

- из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима;

- из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями.

     Такого  полного и концентрированного закрепления важнейших принципов, на которых базируется организация государственной и общественной жизни, как это сделано в Конституции РФ, нет ни в одной из зарубежных конституций. Значение норм гл. 1 подчеркивается и тем фактом, что они не могут изменяться иначе, чем путем принятия новой Конституции. 
      Устанавливая экономические основы государственной власти, Конституция регулирует формы собственности, определяет статус каждой из этих форм, подчеркивая их равенство и право на защиту со стороны государства. 
      Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему). 
      Именно в первой главе Конституции РФ 1993 г. содержится много принципиально новых положений, характеризующих важнейшие изменения государственного строя России, происшедшие в 90-е гг. XX в.
 

2.2 Народовластие как важнейший принцип конституционного строя России 

     Отношения, регулируемые нормами гл. 1 Конституции  РФ, [3] обеспечивают целостность общества, основанного на общих началах экономического и политического устройства. Поэтому их называют базовыми,основополагающими. 
      Российская Федерация - Россия  есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. 
      Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".[4] Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. [6]

Информация о работе Конституция РФ