Народность, эту черту
конституций связывают с тем,
что они выражают интересы народа.
Если говорить более конкретно, народность
конституции обусловливается следующими
факторами.
Во-первых, именно сам народ
создает объективные предпосылки
появления новых конституций, т.е.
закрепляемые в конституциях общественные
отношения - результат деятельности
народа.5 Сказанное относится и к Конституции РФ. Вне всякого сомнения, то,
что изменения в жизни страны были инициированы
определенными общественными силами.
Однако, предлагая свои пути, они исходили
из назревших объективных условий и потребностей
народа. Иначе говоря, что-то уже сформировалось
в обществе, а что-то уже было на грани
образования, но нужна была соответствующая
нормативная основа. И не случайно конституционные
реформы получили воплощение в жизни,
хотя трудности были и есть немалые, поскольку
создается новая социальная система. Таким
образом, народность Конституции РФ выражается как в том, что
она фиксирует определенные итоги по созданию
гражданами России нового общества, так
и в том, что Конституция является опорой на будущее,
отражает задачи и перспективы развития
РФ.
Во-вторых, народность конституций
выражается также и в том, что
народ может непосредственно
участвовать в разработке и (или)
принятии нового основного закона.
И данное положение приемлемо
для отечественных конституций.6
При разработке ныне действующей Конституции РФ официально такое мероприятие
как всенародное обсуждение проекта не
проводилось. Однако и официальный проект Конституционной комиссии,
и появившийся на последнем этапе проект Президента РФ публиковались
в газетах и отдельными изданиями с миллионными
тиражами. Поэтому граждане могли знакомиться
с текстами и вносить по ним свои предложения.
Но для данной Конституции характерно такое проявление
народности как принятие ее путем референдума
(всенародного голосования).
Легитимность конституции
проявляется в том, что она
принимается либо законно избранным государственной
власти, либо учредительным собранием,
созданным специально для принятия конституции,
либо непосредственно самим народом путем
референдума. Легитимность конституции
связана с её учредительным характером.
Легитимный характер Конституции РФ 1993
года проявляется в том, что она принята
референдумом, который проводился впервые
в России. Гражданам предстояло оценить
проект, представленный Президентом и
одобренный Конституционным совещанием. В референдуме
участвовало 58 187 775 зарегистрированных
избирателей (54,8%), большинство из которых
- 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие
Конституции.
2. Изменение и
пересмотр Конституции РФ
Конституция - акт долговременного
действия. Ее важнейшим свойством
является стабильность. Юридической
гарантией стабильности российской
Конституции служит особый (жесткий)
порядок ее пересмотра и принятия конституционных
поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции
РФ.
Предложения о поправках
и пересмотре положений Конституции
РФ, согласно ст. 134 Конституции РФ,
могут вносить Президент РФ, Совет
Федерации, Государственная Дума,
Правительство РФ, законодательные
(представительные) органы субъектов
Федерации, группа численностью
не менее одной пятой членов
Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы. Таким образом,
круг субъектов, наделенных правом
выступать с инициативой внесения
изменений в действующую Конституцию
или принятия новой Конституции,
предусмотренный ст. 134 Конституции
РФ, не совпадает (ограничен) с
кругом субъектов права законодательной
инициативы, предусмотренным ст. 104
Конституции РФ.
В Конституции РФ
установлен различный порядок
пересмотра гл. 1, 2, 9 и 3-8.
Положения гл. 1 «Основы
конституционного строя», гл. 2 «Права
и свободы человека и гражданина»,
гл. 9 «Конституционные поправки
и пересмотр Конституции» не
могут быть пересмотрены Федеральным
Собранием. Если предложение о
пересмотре этих глав будет
поддержано тремя пятыми голосов
от общего числа членов Совета
Федерации и депутатов Государственной
Думы, то в соответствии с федеральным
конституционным законом созывается
Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание
либо подтверждает неизменность
Конституции РФ, либо разрабатывает
проект новой Конституции РФ,
который принимается Конституционным
Собранием двумя третями голосов
от общего числа его членов
или выносится на всенародное
голосование. При проведении референдума
Конституция РФ считается принятой,
если за нее проголосовало более
половины избирателей, принявших участие
в голосовании, при условии, что в нем приняло
участие более половины избирателей.
Поправки к гл. 3-8 Конституции
РФ принимаются в порядке, предусмотренном
для принятия федерального конституционного
закона, и вступают в силу после
их одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух
третей субъектов Российской
Федерации.
Федеральный закон
от 4 марта 1998 г . «О порядке
принятия и вступления в силу
поправок к Конституции Российской
Федерации» 7 детально урегулировал
вопросы, касающиеся порядка и условий
внесения, принятия, одобрения и вступления
в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Под поправкой к
Конституции РФ в Федеральном
законе понимается любое изменение
текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение,
дополнение, новая редакция какого-либо
из положений указанных глав
Конституции РФ.
Изменения в ст. 65 Конституции
РФ, определяющую состав Российской
Федерации, вносятся на основании
федерального конституционного
закона о принятии в Российскую
Федерацию и образовании в
ее составе нового субъекта
Российской Федерации, об изменении
конституционно-правового статуса
субъекта Российской Федерации.
В случае изменения
наименования республики, края, области,
города федерального значения, автономной
области, автономного округа новое
наименование субъекта Российской
Федерации подлежит включению
в ст. 65 Конституции РФ. Согласно
Постановлению Конституционного
Суда Российской Федерации от
28 ноября 1995 г . по делу о толковании
ч. 2 ст. 137 Конституции РФ8 решение субъекта Федерации
об изменении своего наименования включается
в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке
- указом Президента РФ.
Не является изменением,
наименования субъекта Российской Федерации
(ч. 2 ст. 137 Конституции РФ), следовательно,
не может быть произведено в указанном
порядке такое переименование, которое
затрагивает основы конституционного
строя, права и свободы человека и гражданина,
интересы других субъектов Российской
Федерации, Российской Федерации в целом
либо интересы других государств, а также
предполагающее изменение состава Российской
Федерации или конституционно-правового
статуса ее субъекта.
Гарантией стабильности
российской Конституции служит
особый порядок её принятия, изменения
и дополнения.
В действующей Конституции,
в отличие от предшествующих,
отсутствует положение о том,
что право принятия Конституции
относится к компетенции какого-либо органа
государственной власти. Устанавливается,
что принятие и изменение Конституции
Российской Федерации составляет предмет
исключительной компетенции Федерации
(ст. 71). Тем самым была принята концепция
установления конституции особой, учредительной
властью, а не обычной, законодательной
властью.
Ограничен круг субъектов,
которые могут потребовать изменение
или принятия новой Конституции.
Это Президент РФ. Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство
РФ, законодательные органы субъектов
РФ, группа численностью не менее
1/5 членов Совета Федерации или
Государственной Думы (ст.134 Конституции).9
Установлено, что положения
глав 1,2, и 9 – «Основы конституционного
строя», «Права и свободы человека
и гражданина», «Конституционные
поправки и пересмотры Конституции»
- не могут быть пересмотрены
Федеральным Собранием. Если предложение
о пересмотре этих глав Конституции поддержано
тремя-пятью голосами от общего числа
членов каждой из палат, то в соответствии
с федеральным конституционным законом
созывается Конституционное Собрание,
которое либо подтверждает неизменность
конституции, либо разрабатывает проект
новой Конституции, который принимается
Конституционным Собранием двумя- тремя
голосами от общего числа его членов или
выносится на конституционный референдум.
Поправки к главам 3-8 Конституции
РФ (“Федеративное устройство”, “Президент
РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство
РФ”. “Судебная власть”, “Местное
самоуправление”), принимаются Федеральным
Собранием по процедуре, установленной
для федерального конституционного закона.
Поправка должна быть одобрена большинством,
не менее двух-трёх голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы (300 голосов)
и не менее трех четвертей голосов членов
Совета Федерации (103) голоса. Принятая
таким образом поправка вступает в силу
только после одобрения органами законодательной
власти не менее чем 2/3 субъе5ктов РФ (58
субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному”
вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся
в упрощенном порядке (состав федерации
- на основе федерального конституционного
закона о принятии или образовании нового
субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся
Указом Президента).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Конституция
— это документ своего времени.
Она рассчитана, по меньшей мере,
на переходный период развития
России, о продолжительности которого
еще идут жаркие споры. Одна
из важнейших исходных задач
при разработке проекта Конституции
состояла как раз в том, чтобы
создать механизмы, обеспечивающие
устойчивость государственного
экономического, общественного строя
именно с учетом особенностей
переходного периода. Другая не
менее характерная черта проявляется
в провозглашении принципов, которые
еще предстоит внедрить в жизнь.
Вряд ли можно сегодня сказать,
что Конституция 1993 г . действует
в полную силу, поскольку ее
реализация сталкивается с массой
трудностей, порождаемых экономическими,
социальными, политическими и другими
факторами. На конституционном развитии,
несомненно, сказывается нерешенность
многих главных задач, стоящих перед страной,
отсутствие должной стабильности.
Со временем проявляются
как сильные, так и слабые
стороны самой Конституции, обнаруживаются
«белые пятна» и несогласованности.
Конечно, далеко не все можно
было предусмотреть на этапе
подготовительной работы, да и
обстановка того времени накладывала
отпечаток на темпы и результаты
разработки Конституции. Новое
законодательство, деятельность Конституционного
Суда, конституционная практика
в целом, само время снимают
многие вопросы. Но жизнь постоянно
привносит много нового и порой
неожиданного. В этих условиях
обновление комментария призвано облегчить
понимание изменяющейся ситуации, четче
видеть связь времен, легче прогнозировать
будущие нововведения.
Как уже отмечалось,
в Конституции закрепляются конституционный
строй страны, основополагающие
его начала, которые в последующих
главах получают свое развитие
и конкретизацию. Глава «Основы
конституционного строя» определяет
важнейшие черты государственного
и общественного строя, характер
отношений власти, формы правления
и политического режима, главные
стороны правового регулирования общественных
отношений, а также порядок взаимодействия
политической, социальной и экономической
систем общества. Все эти и другие положения
главы признаны особо важными и потому
они нуждаются в особой юридической и
процессуальной защите, в том числе защите
от временных, текущих обстоятельств.
До принятия Конституции
1993 г . происходил процесс подгонки
Основного Закона под принимаемые
десятками новые законы. Практика
показала всю пагубность спешки,
с какой вносились изменения
в конституционный текст. Правовой
нигилизм усиливался демонстрацией
неуважения к Основному Закону
страны как со стороны законодателя,
с легкостью латающего ее основополагающие
предписания, так и со стороны
исполнительной власти, критикующей
принятые поправки.
Основы конституционного
строя представляют, как было
сказано, систему принципов, поэтому
в известной степени главу
1 можно назвать конституцией
в Конституции. И если Конституцию
можно считать нормативным стандартом,
которому должны соответствовать
другие законодательные акты, то
главу 1 Конституции можно представить
нормой, по которой следует сверять
все иные положения Конституции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые источники:
1.Конституция Российской
Федерации. – М.: Новая Волна, 1996.