Конституция рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

В последние годы Россия провела сложный этап становления к демократической политической системе. В государстве образуется гражданский социум, основанный на свободе человека. А также создается новое государство, имеющее приоритет прав человека. Наиболее прогрессивным является развитие конституционной ветви права как главного условия создания важных реформ в экономической и политической сферах и тем более одной из гарантий от возврата государства к прежним порядкам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………......3
1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.……………..5
2. Нормы конституционного права…………………………………………………..17
3. Соотношение конституционного права с другими отраслями права………... 23
Заключение……………………………………………………………………………...30

Список используемой литературы…………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Конституционное право как осн отрасль.doc

— 172.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………......3
1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.……………..5
2. Нормы конституционного права…………………………………………………..17
3. Соотношение конституционного права с другими отраслями права………...              23
Заключение……………………………………………………………………………...30

Список используемой литературы…………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последние годы Россия провела сложный этап становления к демократической политической системе. В государстве образуется гражданский социум, основанный на свободе человека. А также создается  новое государство, имеющее приоритет прав человека. Наиболее прогрессивным  является развитие конституционной ветви права как главного условия  создания важных реформ в экономической и политической сферах и тем более одной из гарантий от возврата государства к прежним порядкам.

 

Сегодняшнее конституционное право- это отрасль права, которая устанавливает основные принципы демократического государства и организации власти. Таким образом, это усиливает корыстную борьбу разных политических сил около Конституции, судебных решений, законов, и других нормативных правовых актов, образующих источники конституционного права.

 

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

 

Одно из главных правил современного общества звучит: "Государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию". Но как организовать баланс между свободой и властью? Если же свобода получается вне устойчивой государственности, то она  может превратиться в анархию и вседозволенность, иным образом государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в кандалы тоталитарной клади. Становление баланса власти и свободы образует главную и деликатную сущность конституционного права.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу социальной жизни, она  приобретает ведущий характер в правовой системе. Собственно, с конституционного права образуется формирование всей системы национального права, всех ветвей власти, и это его роль образования системы. Ни одна из отраслей национального права любого государства не может совершенствоваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, или иначе противоречит им.

 

Конституционное право - правовая основа демократии, ее определение и мера. Демократия - сложное понятие, включающее социальный, экономический  и политический аспекты. Конституционная отрасль права призвана устанавливать основы демократии во всех  аспектах, потому что современное народовластие это упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

 

В общей теории права говорится, что  система права в любом государстве объединяет разные отрасли права. Из основных  отраслей  права (наряду с гражданским, уголовным и др.) специальное место занимает конституционное право.

 

Таким образом, чтобы выяснить понятие, предмет, метод и место конституционного права в системе права, достаточно, как и при исследовании любого социального явления, определить смысл, специфику, смежность названий вынесенной на рассмотрение отрасли права Российской Федерации.

 

Размышление о конституционном или государственном праве начинается с 18 века. Это - дискуссия между сторонниками государственно­го права как определения неограниченной монархи­и, с одной стороны, и защитниками консти­туционного права как демократического отграничения, государственно­го произвола с использованием конституции - с другой.

 

Конституционное или как еще государственное  право - это главный вопрос научной дискуссии в досоветской государственно-правовой литературе, являлся дискуссионным в советском государствоведе­нии. В середине 60-х годов текущего столетия в СССР возродилась дискус­сия о предмете конституционного(государственного) права.

 

Авторы главных концепций - А.Лепешкин и В.Коток - занимали противоположные позиции к наименованию предмета конституционного права и науки. В.Ф.Коток отстаивал позицию широкого понимания государствен­ного права, находя сходства государственно-правового регулирования с конституционным регулированием. Данная позиция была уловимой в том смысле, что предмет конституционного (государственного) пра­ва не находят свое существование  узко-юридическим. А.И.Лепешкин внедрял в предмет конституционного права такие отношения, которые связаны с осуществле­нием государственной власти, таким образом конституционное регулирование, по его мнению, включает нормы права, политики. В последующем, выяснению особенности предмета регулирования конституционного (государственного) права как специальной отрасли права были посвящены исследования, в которых определялись разные мнения.

 

В те­чение 60-х,70-х годов эти различия в общем образовали форму поле­мики защитников "государственного" и "конституционного" права. Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права, но и о её наименовании. Другие сторонники переименования государственного права в конституционное считали, что наименование не имеет особого смысле и значения. Некоторые, напротив, считали, что данная дискуссия имеет принципиаль­ный характер. Они ссылались на то, что любое право есть система норм, санкционированных или установленных государс­твом, и в этом смысле государственное. Считалось также о целесооб­разности разделения конституционного и государственного права и  образовании отдельных дисциплин.

 

Данная проблема по мнению Н.А.Богдановой связана с разными позициями по совокупности правового регулирования поставленной отрасли права и с неодинаковой позицией по вопросу о нуждаемости для характеристи­ки науки и отрасли существенных сторон социального и государс­твенного строя. Тем не менее , в качестве аргумента в дискуссии приводится формальный момент, как отражение в названии отрасли наименования её главного источника. В какой-то степени эмпирические и правовые традиции играют роль в определении названия отрасли и нау­ки: государственное или конституционное.

 

В дискуссии современных проблем науки конституционного права в Институте законопроизодства и сравнительного правоведения основное место в споре занял вопрос о понятии конституци­онного права и наименовании отрасли. В.А.Кикоть отме­тил, что конституционное право не синоним и не новый этап становления государственного права. По его мнению, дискуссия о конституцион­ном или государственном праве становится терминологическим и те­ряет значение, когда цивилизованная страна становится демок­ратической, социальной. В.А.Кикоть выступал за отделение из конституционного (государственного) права как самостоятельной отрасли.

 

Профессор Н.А.Михалёва, соглашаясь с В.А.Кикотем, определила идентификацию объекта правового регулирования, системы норм и структуру институтов конституционного и государственного права, обозначая в этом беспочвенность и бесперспективность отделения от государс­твенного права конституционного. Так же, она отметила, что разделение государственного права истощит его содержание, которое в услови­ях демократизации государства и общества изменяется, гуманизируется, утрачивает идеологическую окраску. Конституционное регулирование было и существует органической частью

государственно-правового регулирования.

 

Профессор И.П.Ильинский находит разницу между государственным и конституционным правом в том, что конституционное право вносит в себя нормы различных отраслей. Он полагает ма­лопродуктивным возобновлять дискуссию о конституционном или государственном праве.

 

Таким образом, позиции о наименовании поднятой отрасли права разделились, точно также как в недавнем прошлом. Во  всех дискуссиях имеются свои определённые посылки. На мой взгляд, лучший выход из данной дискуссии находит Н.А.Богданова, указывая на то, что оценочный метод позволяет отметить в наименовании отрасли и науки не только формальную, но и содержательную позицию предмета регулирования и исследования. Современное конституционное право Н.А.Богданова находит в конституционном государстве, существующим как реальное воплощение правового  государства. Из этого следует вывод: "Качественные признаки демократического государства определяют название отрасли, занимающей ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет собой специальный качественный этап в развитии государственного права".

 

В иностранной практике существует ещё одна позиция в определении наименования рассматриваемой отрасли - формальное и фактическое определение приоритета во взаимной связи права и государства. Если же главная роль играет за государство, то другая отрасль должна именоваться государственным правом. Систематическое  же закрепление принципа правового государства, подчинения государства праву, главенство конституции и закона, поэтапное попечение этих правовых провозглашений устанавливаются в наименовании отрасли - "конституционное право".

 

На сегодняшний день всего лишь малое объединение государств использует термин "го­сударственное право", противоборствующее же их большинство устанавливает основную отрасль системы права как термин "конституционное право".

 

Естественно, для России актуально назва­ние отрасли "Конституционное право России" как условное. Это доказывается не полной конституци­онной реформой, таким образом: сложностью воплощения гласных на выс­шем правовом уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических основ в государственную власть. Тем не менее, указывая на многих ученых, также рассчитывая на актуальность демократических преобразований, способствующих обеспечению стабильности конституционного строя России, дефиниция "российское конституционное право" на практике обоснованна, ее допустимо и целесообразно применять в обозначении соответствующих отраслей, науки, учебных курсов.

 

Таким образом, что же на самом деле представляет собой конституционное право Рос­сийской Федерации? Чем же отличается от остальных отраслей права?

 

Все отрасли права имеют свой предмет регулирования, кото­рый является начальным и основным критерием разделения правовой системы на  раздельные отрасли.

 

Предмет правового регулирования в общей теории права  понимаются как волевые социальные отношения, регулируемые правом, а также те виды и стадии деятельности, которые требуют правового регулирования или те социальные отношения, кото­рые подвергаются правовому регулированию.

 

Самостоятельность и спецификация конституционного права России является в первую очередь специальным предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специальными об­щественными отношениями, которые организуются его нормами. В наибо­лее обобщённом результате предмет конституционного права России наполняют социальные отношения, которые создают фундамент организации общества и государства и тесно связаны с установлени­ем, исполнением, передачей государственной власти в разных формах; обеспечением пределов государственной власти; гарантирова­нием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между че­ловеком, государством и обществом и фундаментальные отношения, оп­ределяющие устройство государства и его функционирование.

 

В связи с выше сказанным можно отметить следующие основные груп­пы общественных отношений, которые составляют предмет конституцион­ного права России:

 

1.Общественные отношения, вытекающие из основ конституционно­го строя Российской Федерации.

 

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

 

1) главные принципы общества и государства;

2) механизм реализации власти многонационального народа Рос­сийской Федерации;

3) основы социальной политики Российской Федерации;

4) основы экономической системы России;

5) основы политической системы Российской Федерации.

 

2.Общественные отношения, вытекающие из основ правового ста­туса личности.

 

Конституционные нормы регулируют отношения, связанные:

 

1) с принципами правового статуса человека и гражданина;

2) с гражданством Российской Федерации;

3) с основными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина Российской Федерации;

4) с юридическими гарантиями по обеспечению основных прав и свобод.

 

3.Общественные отношения, вытекающие из федеративного уст­ройства России.

 

Здесь, общественные отношения характеризуют:

 

1) структуру Российского государства;

 

2) статус и компетенцию России и субъектов Российской Феде­рации;

 

3) государственные символы России;

 

4) систему органов исполнительной власти "по горизонтали" (центр - регионы).

 

4.Общественные отношения, выражающие принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправ­ления в Российской Федерации.

 

Эти отношения характеризуются тем, что содержат:

 

1) принципы выборов Президента Российской Федерации; его ста­тус и компетенцию; порядок отрешения от должности;

 

2) механизм формирования парламента России - Федерального Собрания; полномочия его палат: Совета Федераций и Государственной Думы; процедуру принятия законов;

 

3) механизм формирования Правительства Российской Федера­ции; его компетенцию и ответственность;

Информация о работе Конституция рф