Автор: Анна Соколова, 10 Июня 2010 в 18:37, курсовая работа
Понятие,квалификация и реестры
Военная и правоохранительная служба — это виды государ-
ственной службы, связанной с охранительной деятельностью
государства, обеспечением личной безопасности граждан, внут-
ренней и внешней безопасности общества и государства в це-
лом, а также с обеспечением правопорядка.
Для военной и правоохранительной службы характерен ряд
признаков. Наиболее важные из них:
ее содержание — обеспечение безопасности граждан, обще-
ства и государства, защита основных прав граждан и публичных
интересов, материальных ценностей, охрана общественного
порядка;
свой профессиональный долг эти служащие обязаны выпол-
нять даже в условиях повышенного риска для собственной жиз-
ни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;
наличие специальных правовых актов, регулирующих орга-
низацию и прохождение службы, правовое положение служа-
щих;
наличие системы специальных званий и внешней атрибути-
ки (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);
проведение специальных обязательных занятий в служебное
время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность
служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных
плановых мероприятиях;
более строгая дисциплина и единоначалие, которые предпо-
лагают установление строжайшей персональной ответственнос-
ти за выполнение служебных обязанностей;
повышенные требования как при приеме, так и при прохож-
дении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.).
Так, на милитаризованную службу принимают с 18, а в ряде
случаев — с 20 лет;
особые
правила привлечения к
Военнослужащие и служащие правоохранительных органов
могут проходить службу и не занимая должностей в государ-
ственных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в
распоряжении определенного ведомственного органа, командо-
вания; нахождения за штатом во время организационно-штат-
ных мероприятий; прикомандирования к органам государствен-
ной власти.
В Федеральном законе ≪О системе государственной службы
Российской Федерации≫ дается определение военной службы,
под которой
понимается вид федеральной
службы, представляющий собой профессиональную служебную
деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных
Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формиро-
ваниях и органах, осуществляющих функции по обеспечению
обороны и безопасности государства, которым присваиваются
воинские звания.
Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ
(т. е.
в органах, учреждениях,
ству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в же-
лезнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных
войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в
иных войсковых формированиях.
Для военной службы главная цель — защита страны от пося-
гательств других государств на конституционный строй, сувере-
нитет, территориальную целостность, военный и экономичес-
кий потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и
осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, госу-
дарственную границу и другие важные для страны объекты.
Значительная часть военнослужащих создает условия для вы-
полнения главной задачи военной службы путем обучения, ме-
дицинского
и жилищно-коммунального
обязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законно-
сти и выполнения иной вспомогательной деятельности.
Отличие военной службы от любой другой публичной служ-
бы состоит в том, что она комплектуется не только на добро-
вольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию
военная служба делится на два вида: службу по контракту и
службу по призыву.
К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную
службу, предъявляются повышенные требования к состоянию
здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки,
морально-психологическим качествам, выполнению нормати-
вов физической подготовки.
Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских
государственных служащих служит не в органах государствен-
ной власти, а в воинских частях (формированиях). Значитель-
ное число военнослужащих занимает должности в учреждениях
(образовательных, медицинских и др.).
В Федеральном законе ≪О системе государственной службы
Российской Федерации≫ дается также определение правоохрани-
тельной службы, под которой понимается вид федеральной госу-
дарственной службы, представляющий собой профессиональ-
ную служебную деятельность граждан на должностях правоох-
ранительной службы в государственных органах, службах и уч-
реждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопас-
ности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью,
защите прав и свобод человека и гражданина, которым присва-
иваются специальные звания и классные чины.
Правоохранительную деятельность осуществляют служащие:
подразделений криминальной милиции и милиции обществен-
ной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; про-
тивопожарной и иных служб МЧС России; органов Федераль-
ной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Феде-
ральной службы судебных приставов; Федеральной службы
исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской служ-
бы РФ.
Правоохранительная служба призвана защищать права и сво-
боды граждан и организаций, обеспечивать общественную безо-
пасность, вести борьбу с преступлениями и административны-
ми правонарушениями.
Большинство сотрудников правоохранительных органов яв-
ляются должностными лицами, представляя такую разновид-
ность должностных лиц, как представители власти. Как пред-
ставители власти сотрудники правоохранительных органов на-
делены широкими властными полномочиями, и в том числе
правом применять принудительные меры, пресекать неправо-
мерные действия (требовать прекращения неправомерных дей-
ствий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и
документы, применять оружие и т. д.). Они имеют специальные
удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих
случаях и огнестрельное оружие.
Классификация государственных служащих
В настоящее время при множестве действующих норма-
тивных прововых актов о государственной службе целесообраз-
но классифицировать государственных служащих по тем же
критериям, по которым классифицируется сама государствен-
ная служба. В зависимости от органа государственной власти
государственные служащие могут быть разделены на федераль-
ных государственных гражданских служащих и государственных
гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус феде-
ральных государственных служащих регламентируется Феде-
ральным законом ≪О государственной гражданской службе Рос-
сийской Федерации≫ (в будущем предполагается принятие за-
кона ≪О федеральной государственной гражданской службе≫),
Федеральным законом ≪О системе государственной службы Рос-
сийской Федерации≫, а также иными федеральными норматив-
ными правовыми актами. Правовое положение государственных
гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законо-
дательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.
В зависимости от групп занимаемых должностей государ-
ственной службы можно выделить государственных служащих,
занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие
должности государственной службы.
Если в качестве критерия классификации государственных
служащих взять способ поступления на государственную службу,
то можно выделить избираемых государственных служащих;
назначаемых государственных служащих; служащих, замещаю-
щих государственную
должность государственной
конкурсу.
Все государственные служащие могут быть разделены на две
группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотруд-
ники таможенных органов, прокурорские работники и др.); слу-
жащие, не принимающие присягу (например, служащие отде-
лов и управлений областной администрации).
Если положить в основу деления государственных служащих
такой критерий, как специальные профессиональные обязанности