Автор: Анна Соколова, 10 Июня 2010 в 18:37, курсовая работа
Понятие,квалификация и реестры
Государственная должность:
понятие и основные черты
Федеральные законы ≪О системе государственной службы
Российской Федерации≫ и ≪О государственной гражданской
службе Российской Федерации≫ устанавливают, что государ-
ственным служащим является гражданин РФ, исполняющий
обязанности
по должности государственной
ное вознаграждение. Таким образом, статус государственного
служащего определяется как минимум двумя условиями: заме-
щение государственной должности, которая учреждена государ-
ством или государственным органом, и получение квалифика-
ционного разряда (специального ранга, классного чина, зва-
ния).
С организационной точки зрения должность представляет со-
бой определенную структурную единицу, находящуюся в систе-
ме государственной службы. В этом смысле должность является
независимой от самого государственного служащего, т. е. от
конкретного лица, ее занимающего. Должность также опреде-
ляет круг задач, которые передаются одному государственному
служащему или группе служащих, занимающих однотипные
должности в государственных органах.
Необходимо разграничивать такие понятия, как ≪учрежде-
ние государственной должности≫ и ≪замещение государствен-
ной должности≫. Учреждение государственной должности — это
порядок установления государственной должности уполномо-
ченным субъектом (государственным органом, должностным
лицом) в структуре самого государственного органа. Должности
федеральной
государственной гражданской
ся федеральным законом или указом Президента РФ; должнос-
ти государственной гражданской службы субъектов РФ учреж-
даются законами или иными нормативными правовыми актами
субъектов РФ с учетом положений Федерального закона ≪О го-
сударственной гражданской службе Российской Федерации≫ в
целях обеспечения исполнения полномочий государственного
органа либо лица, замещающего государственную должность.
Учрежденные государственные должности (или должности го-
сударственной службы) перечисляются в Реестре государст-
венных должностей или в Реестре должностей государственной
гражданской службы Российской Федерации. Замещение госу-
дарственной должности — это способ поступления гражданина
на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).
В действующем российском законодательстве о государ-
ственной службе государственная должность определяется как
должность
в федеральных органах
органах государственной власти субъектов РФ, а также в иныхо
государственных органах, образуемых в соответствии с Консти-
туцией РФ, с установленными кругом обязанностей по испол-
нению и обеспечению полномочий данного государственного
органа, денежным содержанием и ответственностью за испол-
нение этих обязанностей. Таким образом, законодательно зак-
репляются следующие составляющие этого понятия: 1) долж-
ность — это структурная единица государственных органов;
2) она учреждается в установленном законодательством поряд-
ке; 3) устанавливает круг обязанностей, соответствующий пол-
номочиям государственного органа; 4) включает денежное со-
держание и ответственность за неисполнение либо ненадлежа-
щее исполнение установленных обязанностей.
Закон определяет систему и модель государственной службы
по. организационно-должностному критерию, устанавливая пере-
чень и виды должностей государственной службы и характе-
ризуя их. Из системы этих должностей исключаются государ-
ственные должности Президента РФ, Председателя Правитель-
ства
РФ, председателей палат
некоторых других лиц, замещающих государственные должнос-
ти Российской Федерации и ее субъектов.
Федеральный закон ≪О системе государственной службы
Российской Федерации≫ определяет государственную службу
как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по
обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных феде-
ральных государственных органов (федеральных государствен-
ных органов); субъектов РФ;
органов государственной власти субъектов РФ, иных госу-
дарственных органов субъектов РФ (государственных органов
субъектов РФ); лиц, замещающих должности, устанавливаемые
Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного
исполнения полномочий федеральных государственных органов
(лиц,замещающих
государственные должности
ции). К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель
Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания
РФ, руководители
органов законодательной и
власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституци-
ями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного
исполнения полномочий государственных органов субъектов
РФ (лиц, замещающих государственные должности субъектов
РФ).
Деятельность лиц, которые замещают государственные дол-
жности Российской Федерации, и лиц, замещающих государ-
ственные должности субъектов РФ, Федеральным законом
≪О системе государственной службы Российской Федерации≫ не
регулируется. Их правовой статус устанавливается специальны-
ми федеральными законами и иными нормативными правовы-
ми актами.
Должности государственной службы.
Реестры должностей государственной службы
В соответствии с Федеральным законом ≪О системе государ-
ственной службы Российской Федерации≫ должности государ-
ственной службы могут учреждаться федеральными законами,
законами субъектов РФ, а также федеральными и региональны-
ми нормативными правовыми актами.
Согласно нормативным положениям о видах государствен-
ной службы
должности государственной
лить на следующие виды:
1) должности государственной гражданской службы:
а) должности
федеральной государственной
службы;
б) должности
государственной гражданской
2) воинские должности;
3) должности правоохранительной службы.
Предусматривается, что должности государственной службы
различных видов могут учреждаться в федеральном государ-
ственном органе.
Специальные федеральные законы о видах государственной
службы и законы субъектов РФ о государственной гражданской
службе субъектов РФ будут распределять должности государ-
ственной службы по группам и (или) категориям. В указе Пре-
зидента
РФ будет устанавливаться
федеральной
государственной гражданской
должностей и должностей правоохранительной службы. Феде-
ральные законы или указы Президента РФ определяют соотно-
шение должностей федеральной государственной гражданской
службы и типовых должностей государственной гражданской
службы субъектов РФ.
Квалификационные требования к должностям государствен-
ной службы устанавливаются федеральными законами и зако-
нами субъектов РФ, а также федеральными и региональными
нормативными правовыми актами. Федеральный закон ≪О госу-
дарственной гражданской службе Российской Федерации≫ уста-
навливает квалификационные требования к должностям граж-
данской службы (ст. 12). В их число входят: требования к уров-
ню профессионального образования, стажу гражданской службы
(государственной службы иных видов) или стажу (опыту) рабо-
ты по специальности, профессиональным знаниям и навыкам,
необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Государственная
должность устанавливает
и полномочий в части реализации компетенции государственно-
го органа одним лицом. Государственные должности в
государственных органах субъектов Федерации учреждаются за-
конами и иными актами законодательства РФ, а также законами
и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.
Должности гражданской службы можно классифицировать
по категориям и группам.
Категориями должностей гражданской службы являются:
1) руководители — должности руководителей и заместителей