Административное принуждение: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Административное  задержание остро затрагивает честь  и достоинство граждан, оказывает сильное психическое воздействие. Вопрос о задержании граждан является пунктом, где остро сталкиваются противоречивые интересы: интерес ограждения личности от административного произвола, с одной стороны, и интерес охранения порядка и безопасности, с другой. Это обуславливает необходимость четкого нормативного регулирования оснований и порядка производства задержания.

Административное  задержание вправе осуществлять:

- должностные  лица органов внутренних дел  (милиции) - при выявлении административных  правонарушений;

- старшее в  месте расположения охраняемого  объекта должностное лицо ведомственной  охраны или вневедомственной  охраны при органах внутренних  дел, военнослужащие внутренних  войск МВД РФ - при выявлении  административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

- должностные  лица военной автомобильной инспекции  - при выявлении нарушений Правил  дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил РФ;

- военнослужащие  пограничных органов, должностные  лица органов внутренних дел  (милиции) - при выявлении административных  правонарушений в области защиты  и охраны Государственной границы  РФ, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ;

-  должностные  лица таможенных органов - при  выявлении нарушений таможенных  правил;

- военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 КоАП РФ;

-  должностные  лица органов по контролю за  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ - при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях.

По просьбе  задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители18.

Об административном задержании составляется протокол, в  котором указываются дата и место  его составления, должность, фамилия  и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Срок административного  задержания не должен превышать три  часа, за исключением случаев, предусмотренных  КоАП РФ.

Лицо, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, или совершенном во внутренних морских водах или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер  административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного  задержания лица исчисляется с момента  доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП, а лица, находящегося в состоянии  опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, либо в специальных учреждениях, создаваемых  в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено  административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при  физическом лице, проводимый без нарушения их конструктивной целостности, осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. 

О проведенном  досмотре составляется протокол либо делается соответствующая запись в  протоколе о доставлении или  в протоколе об административном задержании. В нем указываются  дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми.

Осмотр принадлежащих  юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП. Об осмотре помещений, территорий,  вещей и документов составляется протокол.  В нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, Законом РФ «О милиции» и некоторыми другими нормативными актами должностные  лица Государственной инспекции  безопасности дорожного движения, Военной  автомобильной инспекции, Государственной инспекции по маломерным судам, а также иные должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, имеют право отстранять от управления водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, задерживать транспортные средства, запрещать их эксплуатацию, а водителей, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, направлять на медицинское освидетельствование.

Под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места водителя (судоводителя) в кабине транспортного средства и т.п. Задержание транспортного средства - это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов - на базу (сооружение) для их стоянок.

При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая маломерные суда) может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения  ГИБДД, органа внутренних дел или  на площадку у стационарного поста  милиции. Если нарушение связано с управлением транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или тягово-сцепного устройства (в составе автопоезда), а также в некоторых других случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, его эксплуатация может быть запрещена со снятием государственного регистрационного знака до устранения причины запрещения эксплуатации этого транспортного средства.

Сотрудник, принявший  решение о задержании или запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет отдельный протокол либо делает запись в протоколе об административном правонарушении. Копия протокола о задержании транспортного средства, запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера. Протокол о задержании транспортного средства, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.

Основаниями для  отстранения от управления транспортными  средствами водителей (судоводителей) и задержания транспортного средства являются факты управления им:

1) лицом, в  отношении которого имеются достаточные  основания полагать, что оно находится  в состоянии опьянения; 

2) лицом, не  имеющим удостоверения на право  управления транспортным средством соответствующей категории (вида) или лишенным такого права;

3) лицом, не  имеющим при себе документов, предусмотренных транспортными  правилами; 

4) при наличии  неисправностей рулевого управления, тормозной системы или тягово-сцепного  устройства (в составе автопоездов);

5) при отсутствии  отметки о регистрации транспортного  средства в подразделениях ГИБДД,  государственных регистрационных  знаков или при наличии таких  подложных знаков.

Задержание  транспортного средства, помещение  его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Водители, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, отстраняются от управления транспортным средством и направляются на медицинское освидетельствование. Водители (судоводители) - участники дорожно-транспортных и водных происшествий, в результате которых имеются пострадавшие и причинен значительный материальный ущерб, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинское учреждение.

Освидетельствование производится в медицинских учреждениях, а также с использованием в  установленном порядке технических  средств. При подтверждении факта нахождения водителя (судоводителя) в состоянии опьянения составляется протокол об административном правонарушении, и виновные привлекаются к административной ответственности19.

За уклонение  водителей (судоводителей) и иных лиц  от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность - лишение права управления транспортным средством. В этом случае составляется протокол о нарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим. Однако при совершении военнослужащими серьезных нарушений порядка в общественных местах, если по близости нет представителей военного коменданта, они могут быть задержаны сотрудниками милиции с немедленным сообщением соответствующему командиру или военному коменданту. Кроме того, согласно законов, не подлежат задержанию Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, судьи, прокуроры.

Административное  задержание также не допускается:

а) при малозначительности административного правонарушения и возможности его пресечения другими способами;

б) при наличии  возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить  протокол об административном правонарушении;

в) при наличии основания для наложения взыскания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.

2.4. Меры административного  наказания

 

Административное  наказание является установленной  государством мерой ответственности  за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Виды административных наказаний:

1. За совершение  административных правонарушений  могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный  штраф;

3) возмездное  изъятие орудия совершения или  предмета административного правонарушения;

4) конфискация  орудия совершения или предмета  административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный  арест;

7) административное  выдворение за пределы Российской  Федерации иностранного гражданина  или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное  приостановление деятельности20.

Рассмотрим  подробнее каждый из видов административных наказаний.

Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды