Административное принуждение: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

- в области  противодействия легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма;

- в отношении  иностранных граждан, лиц без  гражданства и иностранных организаций  ограничений на осуществление  отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

- в области  порядка управления;

-  в области  общественного порядка и общественной безопасности;

- в области  градостроительной деятельности.

Административное  приостановление деятельности назначается  судьей только в случаях, предусмотренных  статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного  наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

По сообщениям прокуратуры округа, за 2009 г. на территории ХМАО-Югра выявлено 257 нарушений закона в сфере организации торговых точек, осуществляющих мелко-оптовую и розничную торговлю продовольствием.

В частности, в  кафе и пунктах питания Нижневартовска, Нефтеюганского и Советского районов  имели место нарушения ветеринарно-санитарных правил хранения и реализации продуктов животноводства, а в пунктах питания Нягани и Кондинского района осуществлялась продажа населению товаров с нарушением санитарных правил.

По этим фактам 26 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, по возбужденным административным делам 52 лица привлечены к административной ответственности. Необходимо отметить, что указанные руководители подверглись административному наказанию в виде дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда РФ, выразившиеся в несвоевременной выплате заработной платы и несоблюдении техники безопасности на производстве.

Таким образом, в КоАП РФ  года за совершенные  административные правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что по сути соответствует целям и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.

Административное  наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном  законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное наказание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административные  наказания применяются за нарушение  норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального  и других отраслей права, Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда отражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.

Административные  наказания налагаются компетентными  органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют его будущее поведение.

Следует отметить, что КоАП РФ – первый нормативный  акт, который назвал административно-карательные  санкции «наказаниями». До этого  они во всех официальных документах, в том числе и в ранее действовавшем КоАП РСФСР, в научной и учебной литературе именовались административными взысканиями. Новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административное  принуждение – это особый вид  государственного принуждения, состоящий  в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер с связи с неправомерными действиями24.

Учитывая то, что административно-принудительные меры закреплены административным законодательством, нормы, регламентирующие данный вид  принуждения, рассматриваются в качестве самостоятельного правового института административного права – института административно-правового принуждения25.

Принуждение как  метод государственного руководства  обществом, составляет неотъемлемый элемент  в деятельности любого государства.

Меры административного  принуждения применяются только в процессе управленческой деятельности, в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер должна происходить  в строго определенных процессуальных формах, т. е., как правило, в рамках конкретных управленческих процедур, которые имеют юридическое оформление.

Основания, условия  и порядок осуществления мер  административного принуждения, перечень мер, допустимых к использованию  в тех или иных случаях, органы, уполномоченные на их применение, - все это должно определяться только нормами федеральных законов.

Меры административного  принуждения подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные  меры), меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания26.

Административно-предупредительные  меры - это меры принудительного  характера, которые применяются  в целях предупреждения возможных  правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Административное  принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения только тех административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.

Меры обеспечения  производства по делу об административном правонарушении применяются в целях  пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Уполномоченное  лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения  по делу об административном правонарушении:

- доставление;

- административное  задержание;

- личный досмотр,  досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

- досмотр транспортного  средства;

- осмотр принадлежащих  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю помещений, территорий, документов, находящихся там вещей;

- изъятие вещей  и документов;

- отстранение  от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

- задержание  транспортного средства, запрещение  его эксплуатации;

- арест товаров,  транспортных средств и иных  вещей;

- привод.

Система наказаний  представляет собой целостный инструмент административно-правового воздействия.

Наказание отличаются от иных средств административного  принуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.

В законе перечень наказаний дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более  суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее значение, когда нормы содержат альтернативные санкции.

Административное  принуждение - разновидность государственного правового принуждения. Поэтому  ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности.

Административное  принуждение является гарантией  и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения общественной безопасности.

Административное  принуждение регулируется нормами  административного права и является административно-правовым принуждением. Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка).

Административное  принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей. Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения; предупреждение, вынесенное в установленной форме, за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом и др.

Материальное  принуждение воздействует на поведение  личности, на должностных и юридических  лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом; в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя денежных сумм - штрафа и др.

К физическому  принуждению относятся такие  меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу  действий, пресекая противоправное поведение.

Административное  принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить  личности физические страдания или  унизить ее достоинство. Вместе с  тем оно не лишено устрашающего и  карательного свойств.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2008. -  59с.

1.2. О чрезвычайном положении: Федеральный Конституционный закон от 30 мая 2001г.  //Российская газета. - 2001.-  2 июня.

1.3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный  конституционный закон: [электр. ресурс] //www.government.ru

1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями на 07 мая 2009г.): [электр. ресурс] //ПС. Гарант.

1.5. О милиции: Федеральный закон от 18 апреля 1991г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - N 49. - Ст. 5905.

1.6. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон Российской Федерации от 2 июля 1992г. // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - N 33. -  Ст. 1913.

1.7. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федеральной закон от 30 марта 1995г //СЗ  РФ. -1995. - N 14.- Ст. 1212.

1.8. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30 марта 1999г. // СЗ РФ. - 1999. - N 14. - Ст. 1650.

1.9. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ: [электр. ресурс] //ПС. Гарант.

1.10. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996г. //Собрание Законодательства РФ.- 1999. - N 34.  - Ст. 4029.

1.11. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон: [электр. ресурс] //www.government.ru

1.12. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон от 6 февраля 1997г.   // Российская газета.- 2000.-  9 ноября. №3.

Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды