Административное принуждение: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

 

2.2. Меры административного  пресечения

 

Меры административного  пресечения применяются в целях  прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

- требованием  прекратить противоправное деяние;

- административным  задержанием лица, совершившего  административное правонарушение;

- принудительным  лечением лиц, страдающих заболеваниями  опасными для окружающих;

- временным  отстранением от работы инфекционных больных;

- запрещением  эксплуатации транспортных средств,  если их техническое состояние  не отвечает установленным требованиям;

- запрещением  или ограничением ремонтно-строительных  и других работ, если не соблюдаются  необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;

- непосредственным  физическим воздействием;

- применением  специальных средств (резиновых  палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения  массовых беспорядков и групповых  действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

- применением  и использованием оружия и  др.

Например, в  соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предоставлено право применять  следующие меры административного  пресечения:

- требовать  от граждан и должностных лиц прекращения противоправных    действий;

- производить  оцепление (блокирование) участков  местности при пресечении массовых  беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи,  предприятий, учреждений и организаций;

- запрещать  эксплуатацию транспортных средств,  техническое состояние которых  не отвечает установленным требованиям;

- отстранять  отправления транспортными средствами  лиц отношении которых имеются  достаточные основания полагать  что они находятся в состоянии опьянения;

- отстранять  от управления транспортными  средствами лиц, не имеющих  документов на право управления  или пользования транспортным  средством;

- ограничивать  или запрещать проведение ремонтно-строительных  и других работ на улицах  и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;

- давать обязательные  для исполнения предписания гражданам  и должностным лицам об устранении  нарушений установленных правил  содержания мест хранения и  использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;

- запрещать  деятельность объектов обращения  огнестрельного оружия в случаях  нарушений там установленных  правил содержания, хранения и  использования оружия, а также  боеприпасов к нему и взрывчатых  материалов;

- аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.

В целях выполнения санитарного законодательства, согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие меры административного пресечения:

- давать гражданам  и юридическим лицам обязательные  для исполнения предписания об  устранении выявленных нарушений санитарных правил;

- запрещать  реализацию не соответствующей  санитарным правилам или не  имеющей санитарно-эпидемиологического  заключения продукции, в том  числе продовольственного сырья  и пищевых продуктов;

- приостанавливать  впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности соблюдения этих правил - прекращать работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов;

- приостанавливать  или запрещать в случаях нарушений санитарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков; эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;

- запрещать в случаях нарушений санитарных правил производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

- запрещать  ввоз на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, а также не зарегистрированных в установленном порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, товаров и грузов и др15.

В условиях чрезвычайного  положения в соответствии с Федеральным  конституционным законом «О чрезвычайном положении» уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять следующие меры административного  пресечения:

- приостанавливать  деятельность политических партий  и иных общественных объединений,  которые препятствуют устранению  обстоятельств, послуживших основанием  для введения чрезвычайного положения;

- выдворять  в установленном порядке лиц,  нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы;

- вводить карантин, проводить санитарно-противоэпидемические, ветеринарные и другие мероприятия;

- отстранять  от работы на период действия  чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей;

- отстранять  от работы на период действия  чрезвычайного положения руководителей  негосударственных организаций  в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими некоторых мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Можно привести еще множество примеров применения органами Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы безопасности РФ, различными надзорными органами, другими органами исполнительной власти различных мер административного пресечения в случаях совершения предприятиями, учреждениями, другими организациям, гражданами правонарушений в сфере государственного управления.

2.3. Меры административного процессуального обеспечения

 

Меры обеспечения  производства по делу об административном правонарушении применяются в целях  пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления  протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления16.

Уполномоченное  лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения по делу об административном правонарушении:

- доставление;

- административное  задержание;

- личный досмотр,  досмотр вещей, находящихся при  физическом лице;

- досмотр транспортного  средства;

- осмотр принадлежащих  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю помещений, территорий, документов, находящихся там вещей;

- изъятие вещей  и документов;

- отстранение  от управления транспортным средством  и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

- задержание  транспортного средства, запрещение  его эксплуатации;

- арест товаров,  транспортных средств и иных  вещей;

- привод.

Доставление, то есть принудительное препровождение физического  лица в целях составления протокола  об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1) должностными  лицами органов внутренних дел  (милиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП рассматривают органы внутренних дел (милиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

2) военнослужащими  внутренних войск МВД Российской  Федерации, должностными лицами  ведомственной охраны или вневедомственной  охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел РФ;

3) военнослужащими  внутренних войск Министерства  внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 , 20.1 - 20.3 , 20.5 , 20.8 , 20.13 , 20.17 - 20.22 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

4) должностными  лицами органов, на которые  возложен надзор или контроль  за соблюдением правил пользования  транспортом, при выявлении административных  правонарушений на транспорте - в  служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение;

5) должностными  лицами военной автомобильной  инспекции при выявлении нарушений  Правил дорожного движения водителем  транспортного средства Вооруженных  Сил Российской Федерации - в  помещение военной комендатуры или воинской части;

6) должностными  лицами органов, на которые  возложен надзор или контроль  за соблюдением законодательства  об охране окружающей среды,  лесного фонда и лесов, не  входящих в лесной фонд, животного  мира и рыбных запасов, правил  охоты и рыболовства, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение;

7) военнослужащими  пограничных органов, иными военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (милиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации - в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;

8) военнослужащими  пограничных органов при выявлении  административных правонарушений  во внутренних морских водах,  в территориальном море, на континентальном  шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации - в  служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (милиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту РФ. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт РФ (иностранные суда - в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов);

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая  запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе  об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе17.

Административное  задержание, то есть кратковременное  ограничение свободы физического  лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для  обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Под задержанием и доставлением как мерами административного пресечения понимается временное лишение гражданина личной свободы с целью пресечения его противоправного действий и обеспечения правопорядка не в результате применения наказания (взыскания). Административное задержание следует отличать от задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, которое регулируется УПК РСФСР. Первому подвергаются лица, совершившие административные проступки, а уголовно-процессуальному – совершившие преступления, причем такие, за которые может быть назначено лишение свободы.

Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды