Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа
Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
В свою очередь, гражданин обладает определенным кругом прав и обязанностей по отношению к исполнительной власти, уравновешивающим его положение в отношениях с государственно-властными субъектами.
Реализацию
права гражданин может
Функции по контролю и надзору согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. - это осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Относительно дел об административных правонарушениях мы ограничиваемся отдельным видом контрольной функции - административно-юрисдикционной функцией органа исполнительной власти, которая реализуется посредством рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, рассмотрением и разрешением споров между гражданами и органами государственной власти.
Это правоприменительная и правоохранительная деятельность, направленная на принятие индивидуального акта по конкретному факту нарушения режима законности в административно-правовых отношениях. Такое нарушение может выражаться в совершении административного правонарушения или принятии органом публичной власти решения, ограничивающего права и свободы отдельного гражданина (юридического лица). Подобная деятельность является не только результатом совершения правонарушения, но и осуществлением контроля за принятыми органами исполнительной власти решениями, а также действиями должностных лиц. Сочетая в себе черты деятельности по применению права и охране прав и законных интересов, такая деятельность органов исполнительной власти непосредственно затрагивает права и свободы граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и поэтому надлежащая процессуальная регламентация данного вида деятельности представляет собой первоочередную задачу.
При возложении на органы исполнительной власти обязанности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, по нашему мнению, достигается более быстрое разрешение дел данной категории, обеспечивается максимальная оперативность разрешения таких дел, что помогает «разгрузить» судебные органы от рассмотрения специфичных и менее значительных правонарушений. Такой подход базируется на многолетнем опыте России и зарубежных стран.
На отдельные органы исполнительной власти возлагалось решение споров в сфере управления и привлечения к ответственности нарушителей правопорядка. К таким органам в советское время относились, например, земельные комиссии. Основная административно-юрисдикционная нагрузка возлагалась на исполнительные комитеты. Так, исполком местного совета рассматривал жалобы, поданные в связи с нарушениями избирательных прав граждан, в частности невключение в список избирателей.
В зарубежных странах органы исполнительной (публичной) власти также обладают правом разрешать споры между гражданами и органами публичной власти, привлекать граждан (их объединения) к административной ответственности. Так, в Великобритании действует целая система квазисудебных органов - административных трибуналов, деятельность которых позволяет значительно облегчить работу судей. Эти органы рассматривают более одного миллиона дел в год. Однако в зарубежных странах англосаксонской системы права наблюдается тенденция к отделению квазисудебных функций от органов исполнительной власти и передаче их независимым органам правосудия по административным делам. Такая тенденция представляется нам неоправданной.
Развитие административно-
Право разрешать дела об административных правонарушениях передано органам исполнительной власти небезосновательно. Их сотрудники владеют необходимыми знаниями для надлежащего рассмотрения таких дел в качестве «первой инстанции». Поскольку органы исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией осуществляют контрольные и надзорные функции, то имеющаяся у них информация об объекте правонарушения позволяет качественно и квалифицированно принимать решения по существу дела. Таким образом, исполнительные органы государственной власти становятся и органами, отвечающими за надлежащий порядок привлечения к административной ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подобных предписаний.
Вполне очевидно, что разрешение
дел об административных правонарушениях
требует особого
В связи с большим количеством составов административных правонарушений, связанных с принципиально разными объектами, уполномоченное на рассмотрение дела лицо должно обладать позволяющими надлежащим образом разрешить спор соответствующими знаниями. Познания уполномоченного лица не могут ограничиваться сферой законодательства, оно должно иметь глубокие знания в области экономики и иных отраслей общественной деятельности. Особенности отдельной отрасли деятельности делают необходимым владение специализированными знаниями для разрешения дел, возникших в связи с нарушением правил осуществления такой деятельности.
Фактически такая «
При этом органы исполнительной власти выполняют не только процедурные функции: осуществляют государственное регулирование соответствующих видов деятельности, но и юрисдикционные функции - рассмотрение и разрешение дел о нарушениях законодательства, регулирующего порядок осуществления отдельных видов деятельности. И в обоих случаях без специальных знаний сотрудникам органа исполнительной власти не обойтись. Должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на рассмотрение дела, обладают именно специализированными знаниями в своей области. Поэтому предоставленное органам исполнительной власти право рассмотрения и принятия правильного решения по делам об административных правонарушениях представляется необходимым институтом внесудебного механизма защиты прав граждан и юридических лиц в сфере административных правоотношений.
При всей очевидной эффективности рассмотрения органами исполнительной власти дел об административных правонарушениях в ряде случаев некоторые решения нельзя признать удовлетворительными и в полной мере отвечающими требованиям законодательства. Поскольку «человеческий фактор» в таком производстве играет не последнюю роль. Рассматривая отдельное дело об административном правонарушении, должностное лицо выступает одновременно и судьей (квазисудьей), и представителем органа государственной власти. Соблюдать независимость в таких условиях представляется задачей, выполнить которую «под силу» только высоконравственному и квалифицированному специалисту.
Это особенно актуально в случаях обжалования решений должностного лица органа исполнительной власти, рассматривавшего дело об административном правонарушении. В такой ситуации трудно соблюдать независимость при принятии решения.
Однако судебный механизм обжалования - не единственный выход из создавшегося положения. В рамках внесудебного разрешения дел об административных правонарушениях, по нашему мнению, необходимо, чтобы правом возбуждения производства по делам об административных правонарушениях обладал и Уполномоченный по правам человека в РФ.
К категории дел об административных правонарушениях, производство по которым мог бы возбуждать Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, следует отнести административные правонарушения, предусмотренные гл. 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Это способствовало бы эффективному и своевременному возбуждению производства по делам данной категории.
Поскольку деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отделена от судебной, исполнительной и законодательной власти, можно утверждать, что он играет самостоятельную роль в системе властных органов государства. Его основная задача - обеспечение защиты прав граждан, что обусловливает его функции и правомочия для ее выполнения. Уполномоченный вправе запрашивать необходимую информацию от государственных органов, беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных органов, органов местного самоуправления, получать объяснения должностных лиц, проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Анализ результатов деятельности Уполномоченного, представленных в ежегодных докладах, приводит к выводу о его значительном вкладе в организацию системы гарантий защиты прав граждан. Однако отсутствие у него правомочий по составлению протокола об административном правонарушении приводит к необоснованному затягиванию процесса по привлечению к ответственности нарушителей, в том числе представителей органов исполнительной власти.
Меры административного
принуждения применяются, как правило,
органами, осуществляющими
Одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Данная задача входит в число основных задач милиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего действия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками милиции в пределах установленной им компетенции с целью выяснению обстоятельств, способствующих совершению административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации, создания обстоятельств, препятствующих совершению административных правонарушений13.
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство РФ.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением о Федеральной таможенной службе.
Федеральная таможенная
служба осуществляет свою деятельность
непосредственно и через
Федеральная таможенная
служба РФ имеет право применять
предусмотренные
Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды