Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа
Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
Негосударственные организации, граждане могут осуществлять принуждение в отношении граждан только по поручению государства, в установленных законами случаях и под государственным контролем.
Таким образом, государственное принуждение - это метод воздействия, состоящий в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременении или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и гражданского, трудового, экологического, земельного, таможенного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления. Административным правом регулируется административное и - частично - дисциплинарное принуждение. Соответственно административное законодательство закрепляет: I) административные и 2) дисциплинарные санкции; можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву. Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.
Для всех видов принуждения, устанавливаемого в административном законодательстве, характерно следующее:
1) реальное осуществление
мер административного
2) они применяются
в ходе исполнительно-
3) виды, размеры
принудительных средств и
Административное
принуждение как научная
Административное принуждение связывается, как правило, с двумя понятиями более общего уровня:
1) государственным принуждением;
2) правовыми актами управления.
С одной стороны, административное принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, так как оно осуществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства - органами государственного управления, должностными лицами, обладающими юрисдикционными полномочиями.
Меры административного
принуждения применяются только
в процессе управленческой деятельности,
в сфере обеспечения
С другой стороны, административное принуждение может быть рассмотрено в связи с анализом способов воздействия государства на управляемые объекты (субъекты):
- установлением конкретных обязанностей или заданий для них; осуществлением контрольной, надзорной деятельности;
- становлением запретов; отказом в удовлетворении необоснованного притязания (жалобы, предложения) и т. д.
При осуществлении такого метода государственного управления, как административное принуждение, происходит непосредственное и целенаправленное воздействие органов исполнительной власти, должностных лиц, других субъектов права на волю и сознание подконтрольных физических лиц и на деятельность юридических лиц.
Метод административного принуждения является разновидностью административных методов воздействия, реализуемых государством. Несмотря на тенденцию по сокращению сферы реализации административных и расширения области применения экономических методов, метод административного принуждения остается одним из важнейших в правоприменительной деятельности государства.
До настоящего
времени в российском законодательстве
отсутствует понятие
Более того, среди ученых и практиков существуют различные мнения о содержании административного принуждения. Одни авторы (например, Д. Н. Бахрах) сводят его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный проступок; другие (например, И. А. Галаган, М. И. Еропкин) рассматривают административное принуждение значительно шире, включая в это понятие и психическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за уклонение от совершения предписанных действий, неподчинение известным запретам и ограничениям.
Основными законодательными и нормативными актами, регламентирующими порядок применения мер административного принуждения, являются законы: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон о Государственной границе РФ, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», законы РФ «О милиции», «О Государственной границе Российской Федерации», федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный, Лесной и Воздушный кодексы и другие.
Административное
принуждение обладает всеми признаками,
которые имеются у
1) оно применяется в отношении как физических, так и юридических лиц;
2) осуществляется
в сфере обеспечения
3) механизм правового
регулирования
4) применение мер административного принуждения осуществляется, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т.е. оно является результатом реализации их государственно - властных полномочий.
Меры административного принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т.е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем.
Субъекты реализации
мер административного
5) система мер
административного принуждения
отличается разносторонним
6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);
7) административное
принуждение имеет основной
8) порядок применения
административного принуждения
определен административно-
9) специфический
порядок применения мер
10) меры административного
принуждения могут применяться
как к лицам, совершившим
11) при применении
мер административного
Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.
Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции9.
Само наименование принудительных мер свидетельствует о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения.
Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями.
Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк.
Уполномоченные на то органы реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.
В этой связи все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.
Несмотря на
неоднозначность мер
Кроме того, любое
принуждение заключается в
Таким образом, в данном случае мы имеем дело с совокупностью общих признаков правового государственного принуждения. К специфическим особенностям административного принуждения, существенным для определения понятия данного явления относят, во-первых, специфический субъект, применяющий административно-правовое принуждение.
Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды