Административное принуждение: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Негосударственные организации, граждане могут осуществлять принуждение в отношении граждан только по поручению государства, в установленных законами случаях и под государственным контролем.

Таким образом, государственное принуждение - это  метод воздействия, состоящий в  применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер, представляющих собой систему правовых ограничений, лишений, обременении или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз.

1.2. Административное принуждение: понятие, признаки

 

Нормы административного  права закрепляют широкий круг мер  принудительного воздействия, применяемых в сфере государственного управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими охраняются не только нормы административного, но и гражданского, трудового, экологического, земельного, таможенного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы государственного управления. Административным правом регулируется административное и - частично - дисциплинарное принуждение. Соответственно административное законодательство закрепляет: I) административные и 2) дисциплинарные санкции; можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву. Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.

Для всех видов  принуждения, устанавливаемого в административном законодательстве, характерно следующее:

1) реальное осуществление  мер административного принуждения  обосновывается всегда совершением  правонарушений, не являющихся преступлениями;

2) они применяются  в ходе исполнительно-распорядительной  деятельности, в административном процессе различными субъектами административного права, должностными лицами и представителями власти, а именно: органами государственного управления, судьями, сотрудниками ОВД, пограничными войсками, таможенными органами, руководителями государственных инспекций труда, государственными инспекторами по охране труда, государственными правовыми инспекторами труда и т. д.;

3) виды, размеры  принудительных средств и масштаб  принудительного воздействия, основания  и порядок реализации определяются  нормами административного права.

Административное  принуждение как научная проблема достаточно глубоко изучено нашими учеными. Однако можно встретить  и некоторые спорные вопросы  и предложения авторов. Например, вместо понятия административного  принуждения предлагается термин «административно-правовое принуждение», так как административное принуждение намного шире административно-правового. Оно нередко связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответственности для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством.

Административное  принуждение связывается, как правило, с двумя понятиями более общего уровня:

1) государственным  принуждением;

2) правовыми  актами управления.

С одной стороны, административное принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, так как оно осуществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства - органами государственного управления, должностными лицами, обладающими юрисдикционными полномочиями.

Меры административного  принуждения применяются только в процессе управленческой деятельности, в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер должна происходить  в строго определенных процессуальных формах, т. е., как правило, в рамках конкретных управленческих процедур, которые имеют юридическое оформление.

С другой стороны, административное принуждение может  быть рассмотрено в связи с  анализом способов воздействия государства  на управляемые объекты (субъекты):

- установлением  конкретных обязанностей или заданий для них; осуществлением контрольной, надзорной деятельности;

- становлением  запретов; отказом в удовлетворении  необоснованного притязания (жалобы, предложения) и т. д. 

При осуществлении  такого метода государственного управления, как административное принуждение, происходит непосредственное и целенаправленное воздействие органов исполнительной власти, должностных лиц, других субъектов права на волю и сознание подконтрольных физических лиц и на деятельность юридических лиц.

Метод административного принуждения является разновидностью административных методов воздействия, реализуемых государством. Несмотря на тенденцию по сокращению сферы реализации административных и расширения области применения экономических методов, метод административного принуждения остается одним из важнейших в правоприменительной деятельности государства.

До настоящего времени в российском законодательстве отсутствует понятие административного  принуждения; даже в общей форме  не определена система органов, уполномоченных устанавливать те или иные меры принуждения, их компетенция, механизм применения, гарантии соблюдения законности.

Более того, среди  ученых и практиков существуют различные  мнения о содержании административного  принуждения. Одни авторы (например, Д. Н. Бахрах) сводят его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный проступок; другие (например, И. А. Галаган, М. И. Еропкин) рассматривают административное принуждение значительно шире, включая в это понятие и психическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за уклонение от совершения предписанных действий, неподчинение известным запретам и ограничениям.

Основными законодательными и нормативными актами, регламентирующими  порядок применения мер административного принуждения, являются законы: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,  ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон о Государственной границе РФ, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», законы РФ «О милиции», «О Государственной границе Российской Федерации», федеральные законы «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  Водный, Лесной  и Воздушный кодексы и другие.

Административное  принуждение обладает всеми признаками, которые имеются у государственного принуждения. Однако административное принуждение имеет и свои особенности:

1) оно применяется  в отношении как физических, так  и юридических лиц;

2) осуществляется  в сфере обеспечения правопорядка  для охраны складывающихся в  данной сфере общественных отношений,  регулируемых, как правило, нормами  административного права;

3) механизм правового  регулирования административного  принуждения, который устанавливает  основания, и порядок применения  административно-принудительных мер  воздействия, определяется административным  законодательством;

4) применение  мер административного принуждения осуществляется, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве случаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т.е. оно является результатом реализации их государственно - властных полномочий.

Меры административного  принуждения применяются, как правило, только теми органами управления и  должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т.е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Административное принуждение осуществляется в сфере внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем.

Субъекты реализации мер административного принуждения  должны обладать специальными полномочиями по отношению к субъектам, непосредственно  не подчиненным по службе. Они выполняют  контрольно-надзорные функции - являются представителями власти. Меры административного принуждения применятся также судами;

5) система мер  административного принуждения  отличается разносторонним характером, включая возможное применение  физического воздействия;

6) меры административного  принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7) административное  принуждение имеет основной целью  понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями,  учреждениями, организациями установленных  правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок применения  административного принуждения  определен административно-процессуальными  нормами; однако процессуальный  порядок оформления факта применения  мер административного принуждения,  по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический  порядок применения мер административного  принуждения - это порядок оперативного воздействия. Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном правонарушении и одновременно элементом административной юрисдикции;

10) меры административного  принуждения могут применяться  как к лицам, совершившим административный  проступок, так и к лицам,  не совершившим его (в целях  превенции, предупреждения наступления  общественно опасных последствий  при стихийных бедствиях, эпидемиях);

11) при применении  мер административного принуждения  должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением  систематического контроля за  реализацией мер административного  воздействия, осуществлением прокурорского  надзора, возможностью обжалования, другими способами, закрепленными в законодательстве.

Административное  принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения  применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.

Таким образом, являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение  используется главным образом как  средство обеспечения и охраны общественного  правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения соответствующих правонарушений, так и, будучи наказаниями за административные правонарушения, выполняют карательные функции9.

Само наименование принудительных мер свидетельствует  о том, что для них характерен в основном административный, т. е. внесудебный, порядок их применения.

Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех без исключения, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями.

Меры административного  принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например милицией, таможенными органами, различными надзорными органами. Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк.

Уполномоченные  на то органы реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ  иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.

В этой связи  все меры административного принуждения  можно разделить на те, которые  могут применяться во внесудебном  порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.

Несмотря на неоднозначность мер административного  принуждения с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан, их использование  в интересах реализации задач  и функций исполнительной власти в ряде случаев объективно необходимо. Дело в том, что меры административного принуждения нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования управляемой системы, с их помощью достигаются правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности.

Кроме того, любое  принуждение заключается в физическом либо психологическом воздействии  на поведение субъекта. Следовательно, второй признак является родовым  для всех видов правового государственного принуждения. То же можно сказать  и о связи административно-правового принуждения с дополнительными лишениями и правоограничениями, причиняемыми субъекту, а также о нормативной обоснованности административно-правового принуждения.

Таким образом, в данном случае мы имеем дело с  совокупностью общих признаков правового государственного принуждения. К специфическим особенностям административного принуждения, существенным для определения понятия данного явления относят, во-первых, специфический субъект, применяющий административно-правовое принуждение.

Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды