Административное принуждение: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

В Особенной  части КоАП РФ предусмотрено лишение  права на охоту; права на управление транспортным средством; самоходной машиной  или другими видами техники; на управление воздушным судном; судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в статьях 32.5. и 32.6. КоАП РФ упоминается  лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных  устройств.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Таким образом, сейчас законодательством реально  предусмотрены административные наказания  в виде лишения специального права, только в отношении права на охоту и права на управления транспортными средствами.

Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих  видов административных наказаний, который назначается и устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Данная мера наказания устанавливается и  назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Административный арест не может применяться:

- к беременным  женщинам;

- женщинам, имеющим  детей в возрасте до четырнадцати  лет;

- лицам, не  достигшим возраста восемнадцати  лет;

- инвалидам I и II групп;

- военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы;

- имеющим специальные  звания сотрудникам ОВД, органов  и учреждений уголовно-исполнительной  системы, Государственной противопожарной  службы, органов по контролю за  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ и таможенных органов.

В настоящее  время КоАП РФ предусматривает возможность  назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного  порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д.

В частности, это  оставление водителем в нарушение  Правил дорожного движения места  дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (часть 2 статьи 12.27. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (статья 19.3.); мелкое хулиганство (статья 20.1.); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (часть 3 статьи 20.2.); демонстрация фашистской атрибутики или символики (статья 20.3.); нарушение требований режима чрезвычайного положения (статья 20.5.); неуплата административного штрафа в необходимый срок (статья 20.25.) и др.

С 1 января 2008 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях  РФ. В новой редакции кодекса значительно ужесточена ответственность участников дорожного движения. Расширен перечень деяний, влекущих за собой административный арест:

- управление  транспортным средством водителем,  лишенным права управления транспортным  средством влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей;

-управление  транспортным средством водителем,  находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей;

- невыполнение  водителем, не имеющим права  управления транспортными средствами  либо лишенным права управления  транспортными средствами, законного  требования сотрудника милиции  о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.

Срок административного  задержания включается в срок административного  ареста. Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок содержания арестованных во время отбывания административного ареста и особенности соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного ареста.

В соответствии с Положением о порядке отбывания административного ареста, арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.

Арестованные  могут привлекаться к физическим работам, но только с их согласия. Эта оговорка связана с тем, что в 1998 году Россия присоединилась к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой принудительный труд запрещен.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Отбывание административного ареста, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Специальные приемники  органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке, принимают граждан, подвергнутых административному  аресту, круглосуточно при наличии:

- постановления  о наложении административного  ареста, заверенного подписью судьи и скрепленного гербовой печатью;

- документа,  удостоверяющего личность арестованного.

Лицо, доставленное в специальный приемник, регистрируется в журнале, дактилоскопируется и  фотографируется. На каждого арестованного  заполняется учетная карточка.

В специальных  приемниках арестованные содержатся в  закрытых на замки камерах под  постоянной охраной. Перед водворением  в камеру арестованные досматриваются сотрудниками органов внутренних дел  в присутствии двух понятых. У  арестованных изымаются предметы и вещи, кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей (за исключением предметов, которыми можно нанести вред здоровью). Изъятое имущество подробно описываются в протоколе личного досмотра и досмотра вещей. На время сна арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями.

Арестованным  запрещается хранить и употреблять  спиртные напитки и наркотические  средства, играть в карты и другие азартные игры. Им предоставлено право:

- обращаться  с просьбой о личном приеме  к руководству специального приемника;

- один раз  за время ареста пользоваться  до трех минут телефоном для  связи с родственниками и близкими (кроме междугородних переговоров);

- пользоваться собственной одеждой и обувью по сезону;

- получать вещевые  и продуктовые передачи;

- пользоваться  настольными играми, читать газеты  и журналы, слушать радио в  установленное время до 22 часов;

- иметь ежедневную  прогулку в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника и др.

Арестованным  при освобождении из специального приемника  по отбытии срока ареста выдается справка, в которой указывается  срок нахождения под арестом и  основания освобождения.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ22.

Это наказание  применяется только к иностранным  гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства  РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ»23. Статья 3.10. КоАП РФ, устанавливающая возможность административного выдворения за пределы РФ, является статьёй федерального закона, в соответствии с ней только иностранные граждане и лица без гражданства могут быть подвергнуты такому административному наказанию, как выдворение за пределы РФ. Административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Дисквалификация заключается в лишении физического  лица права занимать руководящие  должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации применяется в следующих случаях:

- за нарушение  законодательства о труде и  об охране труда лицом, ранее  подвергнутым административному  наказанию за аналогичное административное  правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ);

- за незаконные  действия по получению и (или)  распространению информации, составляющей  кредитную историю (ст. 5.53);

- за фиктивное  или преднамеренное банкротство  (ст. 14.12);

- за неправомерные  действия при банкротстве (ст. 14.13);

- за нарушение  законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25);

- за незаконные  действия по получению или  предоставлению кредитного отчета  либо информации, составляющей кредитную  историю и входящей в кредитный  отчет (ст. 14.29);

- за невыполнение  в срок законного предписания  (постановления, представления, решения)  органа (должностного лица), осуществляющего  государственный надзор (ст. 19.5).

Следует особо  подчеркнуть, что само постановление (решение) суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, является безусловным основанием для прекращения действия договора с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению организацией.

Неисполнение  лицом, уполномоченным прекратить договор  с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и самим лицом, подвергнутым дисквалификации, постановления о дисквалификации влечет для них негативные последствия.

В частности, осуществление  дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа. Причем в данном случае не имеет значения, продолжает ли правонарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он осуществляет управленческие функции в другой организации.  Органом, уполномоченным Правительством РФ, должен быть сформирован реестр дисквалифицированных лиц, информация из которого должна быть открытой для ознакомления всех заинтересованных лиц. Порядок формирования и ведения реестра, а также размер платы за предъявление информации из него определяется Правительством РФ.

Лицо, заключающее  договор (контракт) на осуществление  деятельности по управлению юридическим лицом, обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Административное  приостановление деятельности заключается  во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное  приостановление деятельности применяется  в случае:

- угрозы жизни  или здоровью людей;

- возникновения  эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения)  подкарантинных объектов карантинными  объектами;

- наступления  радиационной аварии или техногенной  катастрофы;

- причинения  существенного вреда состоянию  или качеству окружающей среды  либо в случае совершения административного  правонарушения в области оборота  наркотических средств, психотропных  веществ и их прекурсоров;

Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды