Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа
В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная экономическая, финансовая и юридическая самостоятельность, требуется усиление функций организации, регулирования и управления на уровне предприятия. Проблемы координации деятельности усугубляются рядом внутренних факторов неопределенности, в том числе представлением неадекватной информации для аппарата управления как о текущем состоянии, так и о перспективах развития производства. В этой связи первоочередную роль в повышении эффективности управления бизнес-единицами играет управленческая учетно-отчетная система. Управленческий учет и формируемая на его основе внутренняя отчетность являются не только источником информации об объекте управления, но и инструментом внутреннего контроля. Сведения, формируемые в рамках системы управленческого учета, позволяют оценивать эффективность деятельности предприятия в целом и отдельных структурных подразделений, направлений деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 13
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ И ВЫХОДА ПРОДУКИИ (РАБОТ, УСЛУГ) В ОРГАНИЗАЦИИ 15
3.1 Значение и задачи учета затрат и выхода продукции 15
3.2 Документальное оформление учета затрат и выхода продукции 19
3.3 Синтетический и аналитический учет затрат и выхода продукции 20
3.4 Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) и закрытие счета 20 «Основное производство» 26
3.5 Автоматизированная обработка информации по учету затрат и выходу продукции 30
4 РАЗРАБОТКА ФОРМ ВНУТРЕННЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 33
4.1. Обратная связь в системе оперативного управления 33
4.2 Требования к внутренней отчетности 38
4.3 Формы внутренних отчетов 41
4.4 Аналитические расчеты 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Информация о текущей деятельности центра ответственности представляет интерес для управленческого персонала, но содержит избыточные показатели, отвлекающие внимание на несущественные детали. Контроль "методом исключения" представляется наиболее оптимальным вариантом.
Иерархия обратной связи в управленческом учете выстраивается таким образом, что оперативные управленческие решения принимаются на низших уровнях по максимуму представляемых данных, на высших уровнях управления объем информации сокращается, а ответственность за принимаемые решения (их значимость) увеличивается.
Внутренняя управленческая отчетность является наряду с планом счетов управленческого учета системообразующим элементом, тем основным хребтом, на котором держится вся управленческая структура. В ней дается интерпретация отклонений от целей, планов и смет, без чего управленческий учет был бы формальным скопищем цифровых данных, непригодных для целей внутреннего управления.
Требования к построению и содержанию внутренней отчетности, выработанные наукой и практическим опытом, характеризуют самую суть данного элемента управленческого учета, причем имеют значение как формальные, так и сущностные требования.
Формальные требования к внутренней отчетности перечислены с краткими пояснениями:
1) целесообразность - информация, обобщаемая во внутренних отчетах, должна отвечать цели, ради которой она была подготовлена;
2) объективность и точность - внутренние отчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок; степень погрешности в отчетах не должна препятствовать принятию обоснованных решений; поскольку оперативность, быстрота представления отчетности отражается на точности информации, следует стремиться к минимизации данного фактора;
3) оперативность - отчетность должна представляться к установленному сроку, что необходимо для принятия решений;
4) краткость - в отчетности не должно быть излишней, избыточной информации: чем меньше объем отчета, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;
5) сопоставимость отчетности - возможность использовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности; отчетность должна быть сопоставима также с планами и сметами;
6) адресность - внутренняя отчетность должна попасть к ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам, но при условии соблюдения степени конфиденциальности, установленной в организации;
7) эффективность - издержки на составление внутренней отчетности должны быть сопоставимы с выгодами от полученной управленческой информации.
Целью внутренней отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией. Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима. Для управляющих имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности. Внутренняя отчетность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений. Сформировать отчетность, позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместными усилиями управляющих и бухгалтеров, других специалистов (экономистов, плановиков и т. п.).
Специальные требования к внутренней отчетности состоят в следующем:
1) гибкая, но единообразная структура;
2)
понятность и обозримость
3)
оптимальная частота
4) пригодность для анализа и оперативного контроля.
Непосредственно
в отчетных формах должна приводиться
первичная аналитическая
Гибкая, но единообразная структура отчетной информации вытекает из самой сути внутреннего управления и управленческого учета. Информация обратной связи и контроля должна обладать достаточной внутренней гибкостью, обеспечивающей реагирование на изменяющиеся цели и потребности управляющих центрами ответственности. В то же время необходимо обеспечить информационное единообразие. Система управленческого учета и внутренней отчетности не может находиться в стадии перманентного изменения. Она может меняться только дискретно в связи с существенными изменениями в характере деятельности организации.
Гибкость
и единообразие внутренней управленческой
информации обеспечивается тем, что
на первичном уровне регистрации
накапливается необходимый
Понятность и обозримость информации сводится к тому, что каждая отчетная форма должна содержать информацию, необходимую конкретному руководителю. Чрезмерная детализация отчетной информации, ее перегруженность малосущественными показателями затрудняют понимание отчетности и в итоге препятствуют принятию правильных решений.
Оптимальная частота представления отчетности является производной от назначения информации и возможностей принятия решений, т. е. от факторов, определяющих использование отчетов в управлении. Одни отчеты нужны чаще, другие реже. Периодичность представления внутренней отчетности колеблется в значительных пределах.
Внутренние отчеты могут быть ежегодными, ежеквартальными, ежемесячными, еженедельными, ежедневными или представляться по мере возникновения отклонений. Нет необходимости увеличивать час-тоту представления отчетов, если невозможно принять решение на их основе. Если премирование персонала производится поквартально, то нет смысла в ежемесячной информации выполнения условий премирования. Агрегирование информации и частота ее представления коррелируют между собой. На нижних уровнях управления необходимы более частые и более детальные отчеты. С переходом на более высокие уровни отчетность представляется реже и содержит более укрупненные агрегированные показатели.
Не следует думать, что все отчеты нужны на третий день по окончании месяца. Все зависит от необходимости принимать оперативные решения, от потребности в дополнительных сведениях и пояснениях.
На основе внутренней отчетности принимаются решения на всех уровнях управления организацией. Важным элементом в принятии решений является время, которое проходит от получения отчета до выработки решения и претворения его в управляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная форма внутреннего отчета, расположение и подача соответствующей информации. Не может быть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами и информационной структурой. Внутренняя отчетность индивидуальна. Она отрицает шаблонный подход. Можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности (рис. 6).
По содержанию информации внутренние отчеты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические.
Комплексные итоговые отчеты представляются обычно за месяц или за иной отчетный период (квартал, полугодие и т.п.) и содержат информацию о выполнении планов и использовании ресурсов за данный период; представляются регулярно и отражают доходы и расходы по центрам ответственности, исполнение сметы издержек, рентабельность, движение денежных средств и иные показатели для общей оценки и контроля.
Тематические отчеты по ключевым показателям представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким, как объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции и другим, не входящим в оценочные, плановым показателям, подконтрольным центру ответственности.
Аналитические отчеты подготавливаются только по запросам руководителей и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности. Например, причины, влияющие на перерасход ресурсов, уровень продаж по секторам рынка, всесторонняя оценка причин изменения рентабельности, анализ рынка и использования производственной мощности, факторы риска деятельности в определенных направлениях и т.п.
По уровням управления различают оперативные отчеты, текущие и сводные отчеты. Оперативные отчеты представляются на низовом уровне управления в центрах ответственности. Они содержат подробную информацию для принятия текущих решений. Составляются еженедельно и ежемесячно.
Текущие отчеты содержат агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли, центрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.
Сводные отчеты представляются для высшего управленческого персонала организации, по которым принимаются стратегические решения и осуществляются общий контроль деятельности и контроль управленческого персонала на среднем, иногда – на нижнем уровне. Периодичность колеблется от ежемесячных до ежегодных отчетов.
Оперативная
информация, предназначенная для
низовых центров
Таблица 1 - Пример отчета об издержках для разных уровней управления
Месячный отчет начальника производства, тыс. руб. | ||||
Контролируемые издержки | По смете | Фактические | Отклонения | Неблагоприятные отклонения |
Содержание офиса | 108 400 | 111 400 | 3000 | |
Планирование и расчеты | 92 400 | 96 600 | 4200 | 3000 |
Прочие издержки | 12 300 | 11 900 | (400) | |
Издержки цеха А | 280 600 | 285 000 | 4400 | 4200 |
Издержки цеха Б | 389 440 | 382 650 | (6790) | 4400 |
Всего: | 883 140 | 887 550 | 4410 | 4410 |
Месячный отчет начальника цеха Б, тыс. руб. | ||||
Контролируемые издержки | По смете | Фактические | Отклонения | Неблагоприятные отклонения |
Общецеховые издержки: | 21 340 | 19 680 | (1660) | |
На оплату труда | 63 200 | 64 300 | 1100 | |
На коммунальные услуги | 10 700 | 8100 | (2600) | 1100 |
Прочие | 110 000 | 113 070 | 3070 | |
Издержки подразделений: | 48 200 | 45 800 | (2400) | |
Штамповочного Красильного Сборочного | 136 000 | 131 700 | (4300) | 3070 |
Всего: | 389 440 | 382 650 | (6790) | - |
Информация о работе Внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность