Внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:20, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях рыночной экономики, когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная экономическая, финансовая и юридическая самостоятельность, требуется усиление функций организации, регулирования и управления на уровне предприятия. Проблемы координации деятельности усугубляются рядом внутренних факторов неопределенности, в том числе представлением неадекватной информации для аппарата управления как о текущем состоянии, так и о перспективах развития производства. В этой связи первоочередную роль в повышении эффективности управления бизнес-единицами играет управленческая учетно-отчетная система. Управленческий учет и формируемая на его основе внутренняя отчетность являются не только источником информации об объекте управления, но и инструментом внутреннего контроля. Сведения, формируемые в рамках системы управленческого учета, позволяют оценивать эффективность деятельности предприятия в целом и отдельных структурных подразделений, направлений деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 13
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ И ВЫХОДА ПРОДУКИИ (РАБОТ, УСЛУГ) В ОРГАНИЗАЦИИ 15
3.1 Значение и задачи учета затрат и выхода продукции 15
3.2 Документальное оформление учета затрат и выхода продукции 19
3.3 Синтетический и аналитический учет затрат и выхода продукции 20
3.4 Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) и закрытие счета 20 «Основное производство» 26
3.5 Автоматизированная обработка информации по учету затрат и выходу продукции 30
4 РАЗРАБОТКА ФОРМ ВНУТРЕННЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 33
4.1. Обратная связь в системе оперативного управления 33
4.2 Требования к внутренней отчетности 38
4.3 Формы внутренних отчетов 41
4.4 Аналитические расчеты 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Работа содержит 1 файл

Внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность.docx

— 128.04 Кб (Скачать)

     Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства.

     Непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных работ и др.). Производительные расходы планируются, поэтому они называются планируемыми. Непроизводительные расходы, как правило, не планируются, поэтому их считают непланируемыми.

     Основная часть  затрат включается в себестоимость  продукции (работ, услуг) в размере  фактически произведенных расходов (затраты на сырье, материалы и  т.п.).

     Затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции  того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени  оплаты — предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.)

     В себестоимость продукции относятся  также компенсации, выплачиваемые  матерям, находящимся в отпуске  по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

     Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в зависимости от экономического содержания учитываются по элементам  и статьям затрат.

     Элемент — это простейший, однородный вид затрат, показывающий, что израсходовано предприятием. К элементам затрат на производство относятся:

  • материальные расходы (за вычетом стоимости возвратных отходов). В составе материальных затрат отражается стоимость покупных сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, запасных частей, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, затраты по использованию природного сырья (в том числе, плата за воду), потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли. Стоимость материальных затрат формируется по цене приобретения материальных ресурсов без налога на добавленную стоимость. Из нее исключается стоимость возвратных отходов, т.е. остатков сырья, материалов и других материальных ресурсов. Возвратные доходы могут оцениваться по цене возможного использования, по действующим рыночным ценам или по цене приобретения материального ресурса;
  • расходы на оплату труда. В составе данного элемента отражаются основная и дополнительная заработная плата, оплата работ по трудовому договору и договорам подряда;
  • отчисления на обязательное социальное страхование. В данном элементе учитываются отчисления от расходов на оплату труда в фонды социального страхования;
  • амортизация основных фондов. Отражается как износ по собственным, так и по арендованным основным средствам по нормам амортизационных отчислений;
  • прочие расходы. Здесь учитываются платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, арендная плата, износ нематериальных активов и некоторые другие.

     Статьи  затрат показывают не только что израсходовано, но и на какие цели произведены  затраты. Постатейный учет используется для определения себестоимости  отдельных видов продукции. Каждая отрасль имеет свои типовые статьи расходов.

     В зависимости от назначения производственных затрат их подразделяют на технологические (основные) и расходы по обслуживанию производства и управлению (накладные), а по способу включения в себестоимость — прямые и косвенные. Прямые затраты учитываются на основании первичных документов, а косвенные учитываются по местам их возникновения, а затем распределяются по видам продукции.

     3.2 Документальное  оформление учета затрат и  выхода продукции

 

     Основанием  для записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные  документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. От полноты, своевременности и правильности оформления первичных документов в  решающей степени зависит качество, достоверность и оперативность  бухгалтерского учета в целом. Все  первичные документы должны содержать  следующие обязательные реквизиты: - наименование документа (формы) и код  фирмы; - дату составления; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции (в натуральном  и денежном выражении); - наименование должностных лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровку. В зависимости  от характера операции в первичные  документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

     Основным  документом по учету затрат труда  работников является расчет начисления оплаты труда работникам (№ Т-49 "Расчетно-платежная  ведомость"). Начисление оплаты труда  производится в основном за полученную продукцию. Поэтому для начисления оплаты привлекаются и документы, в  которых фиксируются выход продукции: журналы учета выполненных работ, акты на оприходование готовой продукции и т.д. На основании зафиксированного в этих документах выхода продукции начисляют оплату труда работникам в соответствие с действующими на предприятии расценками.

     Учет  отработанного времени ведут  ежедневно по каждому работнику  в табеле учета рабочего времени (ф. № Т-12).

     Основным  видом расходов является расход материалов. Первичными учетными документами по отпуску (расходу) материалов со складов организации в подразделения (цеха) организации являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма № М-8), требование-накладная (типовая межотраслевая форма № М-11), накладная (типовая межотраслевая форма № М-15).

     Выпущенная  из производства продукция передается на склад готовой продукции. Передача продукции из цеха на склад оформляется  приемо - сдаточной накладной (№ МХ-18), в которой указывается номер цеха - сдатчика, номер склада, получившего продукцию, наименование изделий, номенклатурный номер, количество сданных на склад изделий, учетная цена и сумма.

     3.3 Синтетический и аналитический учет затрат и выхода продукции

 

     Аналитический учет затрат на производство организуется в разрезе мест возникновения  затрат:

     по  видам работ, продукции, услуг;

     по  экономическим элементам и статьям  калькуляции.

     Заполняются ведомости аналитического учета № 12, 13, 14, 15, а также калькуляционные карточки и ведомости аналитического учета по видам продукции, работ, услуг.

     В ведомости № 12 ”Ведомость учета  затрат цехов” ведется постатейный  аналитический учет затрат по счетам 20, 23, 25. В конце месяца итоговые суммы  затраты по всем цехам переносятся  в ж/о № 10.

     В ведомости № 13 “Ведомость учета  затрат обслуживающих производств  и хозяйств” учитываются затраты  по обслуживающим производствам. Итоговые данные переносятся в ж/о № 10/1.

     В ведомости № 14 “Ведомость учета  потерь в производстве” учитываются  потери в производстве в виде потерь от недостач незавершенного производства, брака, простоев и т.д. Данные переносятся  в ж/о №10.

     В ведомости № 15 “Ведомость учета  общехозяйственных расходов, РБП  и коммерческих расходов” ведется  постатейный аналитический учет общехозяйственных, коммерческих расходов, РБП и резервов предстоящих расходов и платежей. Итоговые данные переносятся  в ж/о № 10 и 10/1.

     В калькуляционных карточках и  ведомостях аналитического учета отражаются затраты по отдельным видам продукции  в разрезе статей калькуляции  по следующим позициям:

     незавершенное производство на начало месяца;

     текущие затраты за отчетный месяц;

     фактическая себестоимость товарного выпуска;

     прочие  списания;

     незавершенное производство на конец месяца.

     Синтетический учет затрат на производство ведется  в ж/о № 10, основанием на заполнение которой являются ведомости № 13, 14, 15, листки-расшифровки, ж/о № 10/1. Ж/о № 10 ведется по Кт счетов 02, 05, 10, 15, 1, 20, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 69, 70, 76, 94, 97.      

     Для учета затрат на производство продукции (работ, услуг) используются следующие активные счета: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 97 «Расходы будущих периодов» и пассивный  счет 96 «Резервы предстоящих расходов».

     Счета 20 и 23 — калькуляционные, на них исчисляется фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) основного и вспомогательного производств (Рис.1).

    

Рис. 1 Структура  счетов 20, 23. 

     В течение месяца прямые, элементные затраты учитываются на основании  первичных документов в себестоимости  конкретных видов продукции (работ, услуг).

     Косвенные, комплексные расходы включаются в себестоимость продукции по-разному, в зависимости от характера и  периода времени, к которому они  относятся.

     В частности, расходы, произведенные  в отчетном периоде, но относящиеся  к будущему времени (например, арендная плата, оплаченная вперед), учитываются  на счете 97 «Расходы будущих периодов»  и списываются с него ежемесячно в доле, относящейся к отчетному  периоду (месяцу) (Рис.2).

    

Рис. 2 Структура  счета 97 

    Предприятие может создавать различные резервы, относящиеся на себестоимость продукции (работ, услуг). Например, резерв на оплату отпусков работникам, на ремонт основных средств и т.п. Ежемесячные отчисления в эти фонды учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».

    Часть косвенных расходов, возникающих  ежемесячно, учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» (Рис.3) и 26 «Общехозяйственные расходы» (Рис.4).

    

Рис.3 Структура  счета 25 

    На  счете 25 учитываются расходы по обслуживанию основного (вспомогательного) производства. К ним относятся:

    расходы по эксплуатации машин и оборудования (заработная плата вспомогательного персонала, отчисления на социальное страхование  с их заработной платы, стоимость  электроэнергии, смазочных материалов и т.п.);

    износ основных средств производственного назначения;

    затраты на ремонт основных средств;

    расходы по управлению (заработная плата персонала, обслуживающего производство с отчислениями на социальное страхование);

    хозяйственные расходы (отопление, освещение, содержание помещений, арендная плата за производственные основные средства) и др.

    

Рис. 4 Структура  счета 26 

     На  счете 26 учитываются расходы по обслуживанию и управлению предприятием. К ним  относятся:

     административно-управленческие расходы (оплата труда с отчислениями работников управления, командировочные, канцелярские, почтовые расходы и  т.п.),

     общехозяйственные расходы (износ и ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, оплата труда общехозяйственного персонала с отчислениями и т.д.),

     сборы и отчисления (налоги),

     непроизводительные  расходы (потери от простоев по внешним  причинам, недостачи и порчи материальных ценностей на складах) и другие.

     По  окончании месяца общепроизводственные и общехозяйственные расходы  распределяются между отдельными видами продукции и незавершенным производством  пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии ставок расходы  распределяются между видами продукции  одним из перечисленных способов: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам  на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.

     При выборе способа распределения косвенных  расходов необходимо учитывать специфику  работы предприятия, в том числе  уровень механизации и автоматизации  отдельных участков, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.

     Для распределения общехозяйственных  и общепроизводственных расходов составляются специальные ведомости распределения  этих расходов.

     Списание  общехозяйственных и общепроизводственных расходов может производиться и  иным способом: непосредственно на счет 90 «Продажи». Данный метод списания не требует распределения расходов между объектами калькулирования.

Информация о работе Внутренняя бухгалтерская управленческая отчетность