Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть формы и системы оплаты труда на предприятии и эффективность ее применения.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты понятия заработной платы, формы и системы оплаты труда.
- Провести анализ расчетов с персоналом по оплате заработной платы.
- Разработать мероприятия по выбору оптимальных форм и систем оплаты труда.
Вступление ………………………………………………………………
1. Сущность труда и его оплаты в условиях рыночной экономики…...
2. Нормативно-правовое обеспечение………………………………….....
3. Состав и порядок начисления заработной платы …………………..…09
4. Виды и учет удержаний из заработной платы……………………………
5. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда……..54
6. Учет расчетов с персоналом по другим операциям …………………….
Выводы……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………..
Приложения…………………………………………………………………
- зависимости от места получения дохода.
Таким образом, фиксированная и прогрессивная ставки одновременно не действуют. Работодатели пересчитывают сумму налога только по месту получения социальных льгот.
Теперь рассмотрим более подробно порядок расчета и удержания дохода с физических лиц.
Плательщиками налога, как и ранее, признаны физические лица – граждане Украины, лица без гражданства и иностранцы. Но, в отличие от Декрета, где налогоплательщиков делят на граждан с постоянным местом жительства в Украине и граждан, не имеющих постоянного места жительства, Закон о доходах оперирует понятиями «резиденты» и «нерезиденты».
Общий годовой налогооблагаемый доход состоит из суммы общих месячных налогооблагаемых доходов, полученных в течение такого отчетного года. Под налогообложение подпадают не только выплаченные, но иногда и начисленные доходы из различных источников как на территории Украины, так и за ее пределами. Как и в Декрете о подоходном налоге, их подразделяют на необлагаемые и облагаемые (ст. 4 Закона о доходах). Подчеркнем, что перечень необлагаемых доходов исчерпывающий, а список того, что включают в базу для расчета налога, жесткими рамками не ограничен (п.1.2 пп.4.2.12 Закона о доходах). Более того, для некоторых выплат установлены особые правила налогообложения. Среди них: проценты, дивиденды, роялти, целевая и нецелевая благотворительная помощь, доходы от предоставления имущества в аренду, доходы в виде выигрышей, призов и подарков, доходы в виде инвестиционной прибыли и др. Таким образом, можно утверждать: базу для исчисления налога с доходов значительно расширили.
При начислении доходов в виде заработной платы объект налогообложения определяется как начисленная сумма такой заработной платы, уменьшенная на сумму сбора в Пенсионный фонд Украины или взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые в соответствии с законом взимаются за счет дохода наемного лица.
С введением в действие Закона № 889 изменился и порядок применения льгот, и их название. Теперь вместо не облагаемого налогом минимума доходов граждан используется налоговая социальная льгота.
Выясним, в каком размере и кому, согласно Закона о доходах предоставляются налоговые социальные льготы. Если до 2004 года льготы рассчитывались исходя из необлагаемого минимума доходов граждан (17 грн.), то согласно пп.6.1.1 ст. 6 Закона № 889 она определяется для любого плательщика исходя из минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года.
В 2007 году в соответствии с п.22.4 ст.22 Закона № 889 налоговая социальная льгота применяется в размере 50% суммы льготы, определенной пп.6.1.1 ст.6 Закона № 889. Учитывая, что с 01.01.2010 г. установлена минимальная заработная плата в размере 869 грн. в месяц, налоговая социальная льгота для любого плательщика налога в 2010 году применяется в размере 434,5 грн. Но для отдельных категорий плательщиков налога ее размер будет в полтора или в два раза выше.
Перечень плательщиков налога, имеющих право на 150%-ную льготу, составляющую в 2010 году 651,75 грн., определен пп.6.1.2 ст.6 Закона № 889. В данном случае следует обратить внимание на то, что право на получение повышенной льготы предоставляется только тем, кто отнесен к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Следовательно, лица, отнесенные к 3 или 4 категории, теперь лишены права на повышенную льготу.
Законом № 889 изменен также порядок применения повышенной льготы к доходам плательщиков налога, имеющих троих или более детей в возрасте до 18 лет. Снято ограничение применения такой льготы к одному из родителей. Кроме того, сумма льготы рассчитывается не из общего ее размера, которым ранее был не облагаемый налогом минимум, а из повышенного, то есть исходя из суммы 651,75 грн.
Перечень плательщиков налога, имеющих право на льготу, увеличенную в два раза, то есть составляющую в 2010 году 869 грн., определен пп.6.1.3 ст.6 Закона № 889 .
Однако, независимо от количества оснований для приобретения права на получение повышенных налоговых социальных льгот, они могут вообще не применяться. Связано это с тем, что согласно пп 6.5.1 ст.6 Закона № 889 налоговая социальная льгота применяется к доходу, полученному плательщиком налога как заработная плата в течение отчетного налогового месяца, если его размер не превышает суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривен.
С 01.01.2010 г. прожиточный минимум утвержден в размере 869 грн., Следовательно, налоговая социальная льгота применяется к заработной плате, которая не превышает 1220 грн.
Возможно, порядок применения налоговых социальных льгот можно было бы назвать справедливым, если бы не ряд вопросов, вызывающих серьезные сомнения в правильности такого решения. Прежде всего, это касается определения предельного размера заработной платы, относительно которого применяется налоговая социальная льгота.
В законе №889 сказано, что таким пределом является полученная заработная плата. Но определение термина «полученная заработная плата» Закон не дает. А что подразумевали законодатели под полученной заработной платой, сказать сложно. Термин очень некорректный, так как полученной фактически является заработная плата за вычетом налога с доходов физических лиц. Получается, что для определения предела применения льгот необходимо сначала решить, что делать со льготой: применять ее или нет.
В данном случае речь может идти либо о начисленной заработной плате, либо о налогооблагаемой заработной плате. Причем вторая из них согласно п.3.5 ст.3 Закона № 889 определяется как сумма начисленной заработной платы, уменьшенная на сумму страховых взносов в Пенсионный фонд или фонды общеобязательного государственного социального страхования, которые взимаются с такой зарплаты.
Так какую из этих двух видов зарплат следует учитывать для применения налоговых льгот»? Например, сотрудники налоговых органов считают, что пределом применения льгот должна быть начисленная заработная плата. А многие независимые специалисты, ссылаясь на то, что суммы взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования, уплачиваемые плательщиками налога, не входят в состав полученной зарплаты, делают противоположный вывод. Скорее всего, нормативные документы ГНАУ не оставят выбора работодателям. Но проблему все-таки необходимо решить непосредственно в Законе, а когда это будет сделано, сказать сложно.
Следующая проблема опасна тем, что принцип предоставления налоговых социальных льгот только плательщикам налога с низким уровнем дохода может быть легко нарушен, причем на вполне законных основаниях. Прежде всего, его легко обойти путем изменения структуры выплачиваемого работодателем дохода, ведь ограничение применения льгот касается только доходов, выплаченных в виде заработной платы. Поэтому, если зарплата, даже начисленная, составляет 900 грн., а общая сумма дохода за счет других выплат, например нецелевая материальная благотворительная помощь, на порядок выше, скажем 5000 грн., то налоговая социальная льгота должна применяться.
Во многом высокая вероятность возникновения таких ситуаций связана с тем, что теперь порядок налогообложения доходов не связан с местом их выплаты – по основному или не по основному месту работы. Для получения налоговой социальной льготы достаточно подать по одному из мест получения доходов в виде заработной платы соответствующее заявление.
Не менее серьезный недостаток порядка применения налоговых льгот состоит в том, что Законом № 889 не установлен механизм проведения перерасчета сумм доходов и суммы налоговых социальных льгот. Согласно пп.6.5.2 ст.6 Закона № 889 такой перерасчет должен проводиться в трех случаях:
по результатам каждого отчетного налогового года;
при изменении места применения льготы по самостоятельному решению плательщика налога;
при прекращении трудовых отношений.
Проблема может возникнуть во втором и третьем случае, если перерасчет необходимо сделать за неполный месяц. Оптимальным в этом случае может быть решение, которое основывается на определении показателей неполного месяца пропорционально рабочим дням согласно графику работы.
Некоторые из выплат, которые ранее не подлежали налогообложению, в настоящее время, согласно Закона № 889 разрешено включать в состав налогового кредита плательщика налога. Использование налогового кредита является совершенно новым элементом в порядке налогообложения доходов физических лиц. Налоговый кредит – это сумма расходов, понесенных плательщиком налога – резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов в течение отчетного года, на сумму которых разрешается уменьшение налогооблагаемого дохода, полученного по результатам такого отчетного года.
Порядок использования плательщиками права на налоговый кредит определен в ст.5 Закона № 889. Кроме того, приказом ГНАУ от 22.09.2003 г. № 442 утверждена Инструкция о порядке начисления плательщиком налога налогового кредита по налогу с доходов физических лиц. Однако правом на налоговый кредит можно будет воспользоваться только по окончании года. Согласно ст. 7 Закона о доходах ставка налога с доходов составляет 15% от объекта налогообложения.
Но одной ставкой законодатели не ограничились – есть и другие. С 2004 года их применение зависит от видов доходов и лиц, получающих их, а не от места выплаты.
Одним из самых важных нововведений в Законе о доходах является то, что с 1 января 2004 г. налог с доходов необходимо перечислять в бюджет независимо от того, выплачивали доходы или нет. Иными словами, для уплаты налога достаточно лишь факта начисления. Перечислить его нужно будет в сроки, установленные законодательством для месячного налогового периода – в течение 30 календарных дней месяца, следующего за месяцем начисления дохода.
Но это не означает, что делать так нужно всегда. Как и ранее, получая из банка средства для выплаты дохода, налоговому агенту следует сразу уплатить и налог (пп.16.3.2 Закона о доходах). То есть, если налоговый агент выплачивает доход в течение 30 календарных дней за месяцем его начисления, то налог перечисляется в бюджет одновременно с получением денег в банке (пп.8.1.2 и пп. 16.3.2), а если после этого срока – не позднее 30-го дня месяца, следующего за месяцем начисления дохода (пп. 8.1.2).
В тексте Закона о доходах часто встречаются пункты, где установлены обязанности того или иного лица относительно удержания и перечисления налога на доходы. В то же время есть и отдельная семнадцатая статья, которая будет регулировать такие обязанности, определяя ответственных за начисление, удержание и уплату налога.
Из доходов граждан также удерживаются сбор в Пенсионный фонд, взносы на случай безработицы и на страхование в связи с временной потерей трудоспособности.
С 1.01.2004 г. вступил в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» № 1058.
В связи с введением в силу этого Закона происходят существенные изменения в области пенсионного страхования.
Наиболее радикальные изменения претерпели платежи, связанные с выплатами по оплате труда.
Прежде всего, плательщики этого обязательного платежа приобрели с 01.01.2004 г. статус страхователей, в обязанность которых входит начисление, удержание и перечисление в Пенсионный фонд Украины взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование. Отметим, что граждане-предприниматели и самозанятые лица одновременно являются и застрахованными лицами, и страхователями.
Ставка сбора в Пенсионный фонд устанавливается в размере:
2% от объекта налогообложения
Для граждан-предпринимателей и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, требования к размеру взносов, связанных с их собственными доходами, изменены. При применении альтернативных систем налогообложения такие страхователи уплачивают взнос в фиксированном размере. Если же они применяют обычную систему налогообложения, то размер их взносов не изменяется, но он не может быть менее размера минимального страхового взноса (определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер страхового взноса, установленных законом на день получения заработной платы (дохода). Такой же порядок установлен и для лиц, которые получают ежемесячные выплаты из Фонда общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
Максимальная величина базы для начисления страховых взносов, согласно п. 19.4 ст. 19 Закона № 10080, устанавливается ежегодно законом о размере страховых взносов. Количественная величина максимального размера базы для начисления взносов должна устанавливаться на уровне величины семи средних заработных плат, сложившейся в предыдущем календарном году, но не ниже действующей на момент вступления в силу Закона № 1051. В 2009 г. – 10035 грн.
Иными словами, если налогооблагаемый доход работника превышает этот размер, то базой для удержания указанных платежей является соответствующий максимальный размер заработной платы. Из суммы заработной платы, превышающей максимальную величину удержания взноса на государственное пенсионное страхование (2 %) и взносов па страхование в связи с временной потерей трудоспособности (1 %), на страхование на случай безработицы (0,6 %) не производятся.
Кроме того, начисления на заработную плату, превышающую максимальный размер, в Пенсионный фонд (33,2 %), в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (1,4%), в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (1,6 %), в Фонд социального страхования от несчастных случаев осуществляются из расчета максимального размера на каждого работающего.
Начиная с 2004 года сроки уплаты взносов определяются исключительно нормами Закона № 1058.
Общим правилом является то, что взносы за соответствующий базовый период должны быть уплачены не позднее чем через 20 календарных дней со дня окончания этого периода (п. 20.6 ст.20 Закона №1058). При этом базовым периодом для граждан-предпринимателей и лиц, обеспечивающих себя работой самостоятельно, является календарный квартал (в части взносов, начисляемых на их собственные доходы), а для остальных страхователей – календарный месяц.