Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками и разработка рекомендаций по постановке и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, значение и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- исследовать порядок документального оформления операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- изучить особенности проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и подрядчиками;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.32 Кб (Скачать)

-  отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет  собственные средства плательщика  или предоставленный ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий  банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

В каждом аккредитиве должно ясно указываться, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может  быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывный  аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Легальное понятие чека закреплено законодателем в чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чек принадлежит к так  называемым неэмиссионным ценным бумагам и, соответственно, чековое обращение не регулируется Законом «О рынке ценных бумаг». Чек как ценная бумага может выступать в качестве самостоятельного объекта гражданско-правовых сделок.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выдачи. Чеки применяются, например, при расчетах за принятые по приемосдаточным документам товары, если они фактически вывезены покупателем  или доставлены ему, и оказанные  услуги. Чеки выписываются в момент установления суммы платежа.

Отличительной чертой отношений  по расчетам чеками является их особый субъектный состав. В качестве основных участников данных отношений выступают 

1) Чекодатель - это лицо, выписавшее  чек.

2) Чекодержатель - лицо, являющееся  владельцем выписанного чека.

3) Плательщик - банк, производящий  платеж по предъявленному чеку.

При расчетах по инкассо  банк (банк-эмитент) обязуется по поручению  клиента и за его счет совершить  действия по истребованию от плательщика  платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение  клиента, вправе привлекать для его  выполнения иной банк (исполняющий  банк).

Инкассовое поручение  может оформляться с помощью  таких расчетных документов, как  платежное требование, платежное  требование-поручение, а также с  помощью векселя и чека.

Платежи по инкассо осуществляются с использованием двух инструментов:

-  платежного требования, оплата которого может производиться или по распоряжению плательщика («с акцептом»), или без его распоряжения («без акцепта»),

-  инкассового поручения, оплата которого производится без согласия плательщика.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в  очередности, установленной законодательством.

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения поручения  клиента по получению платежа  на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент  несет перед ними ответственность  в соответствии с законодательством [40, c. 164].

Наличный расчёт - операции с денежной наличностью, которые  проводятся физическими и юридическими лицами. Как правило, эти расчёты  меньше по объёму по сравнению с  безналичными расчётами.

Все операции с наличными  деньгами организации обязаны вести  по правилам, которые изложены в  Порядке ведения кассовых операций. Помимо этого организации должны соблюдать нормы республиканского «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Одновременное применение указанных  нормативных актов в основном и создает проблемы, связанные  с документальным оформлением, которые  появляются у бухгалтеров при  работе с денежной наличностью. Причем они возникают, когда организация  выступает как в роли продавца, так и покупателя.

Центральным банком республики кзахстан установлено указание от 20.06.2007 № 1843-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» на случаи расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями. Установлено ограничение для юридических лиц при осуществлении ими расчетов наличными деньгами. Указанным нормативным актом Банка России предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в размере 100000 рублей по одной сделке. Согласно Кодекса к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения [23, c. 85].

Учет векселей, применяемых  при расчетах между предприятиями  за полученные товары, выполненные  работы, оказанные услуги, производится в соответствии с письмами Минфина РК от 31.10.94г. №142 и от 16.07.96г. № 62.

Вексель, выданный организацией за поступившие товары, включает в  себя цену товара, НДС и доход  по коммерческому кредиту.

Заключение договора предполагает выполнение сторонами определенных обязательств, со стороны продавца – обязанность поставить качественный товар (работы, услуги), в обусловленный  договором срок, а покупателем  – принять и оплатить этот товар (работы, услуги) и оплатить его в  срок.

Договором, как правило, предусмотрены  штрафные санкции и неустойка  за невыполнение условий договора. Таким образом, письменная форма  договора позволяет требовать выполнения определенных условий договора и  является документом первой важности при подаче искового заявления в  суд. 

 

 

  1.2 Цели, задачи, источники информации проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой  проверке бухгалтерского учета и  финансовой отчетности организаций  и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе [17, c. 6].

Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) N 1 «Цель  и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности  бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РК. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью [38, c. 28]:

·  подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

·  проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

·  контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

·  выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Задача аудитора состоит:

- в оценке уровня бухгалтерского  учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно  первичной документации), правильность  и законность совершения бухгалтерских  записей;

- в оказании помощи  предприятиям путем рекомендаций  по устранению недостатков, особенно  тех нарушений, которые непосредственно  повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

- в необходимости оценки  не только прошлых фактов и  существующих в данный момент  положений, но и ориентировании  руководства проверяемой организации  на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

Разнообразие участников расчетных операций и форм расчетов между ними создают предпосылки  для нарушений при осуществлении  расчетных операций и поэтому  требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете.

Цель аудита расчетных  операций – оценка правильности организации  учета расчетов на предприятии, подтверждение  законности образования различных  видов дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и  реальности погашения [47, c. 422].

Правильная организация  расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной  дисциплины и улучшение финансового  состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждают  негативные последствия по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции организации-заказчика  – различными приемами и методами контроля.

Проверка состояния законности и целесообразности включает расчеты  с поставщиками и подрядчиками (сч. 60). Кроме того, проверке подвергаются субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.

При проверки расчетных операций аудитор должен учитывать особенность  организации, использующие рабочий  план счетов [61, c. 83].

Целесообразно сначала выявить  наличие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности остаткам той  или иной задолженности, затем установить дату и характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины определяются посредством проведения фактического и документальных форм контроля.

Источником контрольных  данных для проведения аудиторских  проверок являются записи по соответствующим  счетам бухгалтерского учета в учетных  регистрах и первичных документах, а также в Главной книге  и отчете. Поэтому, аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых первичных документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнения всех реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив; как организован и насколько эффективен внутрихозяйственный контроль расчетных операций; состояние системы бухгалтерского учета расчетных операций.

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии [14, c. 68]:

- предварительное планирование;

- изучение системы бухгалтерского  учета;

- оценка системы внутреннего  контроля;

- установление уровня  существенности;

- построение аудиторской  выборки;

- подготовка общего плана  и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа  планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских  доказательств и ведение рабочей  документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед  с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным  бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским  Стандартом "Разъяснения, предоставляемые  руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения  допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно  зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень  проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения  бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками