Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками и разработка рекомендаций по постановке и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, значение и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- исследовать порядок документального оформления операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- изучить особенности проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и подрядчиками;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 108.32 Кб (Скачать)

Введение

В настоящее время ни одна организация, независимо от формы собственности, не может функционировать без  ведения бухгалтерского учета, поскольку  только данные бухгалтерского учета  обеспечивают полную информацию об имущественном  и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая  информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о  результативности инвестиционной и  кредитной политики, о затратах и  эффективности производства позволяет  управлять хозяйственной деятельностью  и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные  планы развития производства.

В организации бухгалтерского учета на предприятиях большое внимание уделяется расчётам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено  тем, что постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств  вызывает непрерывное возобновление  многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты  с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и  кредиторской задолженности. Часть  этой задолженности в процессе финансово  – хозяйственной деятельности неизбежна  и должна находиться в рамках допустимых значений.

Основными задачами учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками являются: формирование полной и достоверной  информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные  работы и оказанные услуги, необходимой  внутренним пользователям бухгалтерской  отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества  организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям  бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств; контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности; контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и подрядчиками.

Рыночные отношения выдвинули  объективную необходимость значительного  повышения внимания к вопросам организации  независимой проверки финансово-хозяйственной  деятельности предприятия - аудита. Ведь предприятие теперь выступает в  роли собственника средств производства и продуктов труда, его дальнейшее развитие во многом зависит от сохранности этих средств и эффективности их использования. Таким образом, аудит должен осуществляться в первую очередь в интересах самого предприятия. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдением платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Актуальность темы дипломной  работы заключается в том, что  в современных условиях своевременное  обращение денежных средств, а также  тщательно поставленный учет расчетных  операций с поставщиками и подрядчиками оказывают значительное влияние  на финансовые результаты предприятия, среди которых основное место  занимает прибыль от реализации товарной продукции.

Целью дипломной работы является изучение особенностей организации  бухгалтерского учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками и  разработка рекомендаций по постановке и ведению бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на повышение эффективности деятельности предприятия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

-  раскрыть сущность, значение и формы расчетов с поставщиками и подрядчиками;

-  исследовать порядок документального оформления операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;

-  изучить особенности проведения аудиторских проверок расчетных операций с поставщиками и подрядчиками;

-  проанализировать практику организации бухгалтерского учета на исследуемом предприятии;

-  оценить систему учета и внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками

-  провести аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками в организации.

-  разработать мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Объектом исследования является ООО «Ореол-сервис» - организация, основным направлением деятельности которой  является монтаж и обслуживание телекоммуникационного  оборудования. Предмет исследования - организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.

Структура дипломной работы состоит из введения, трёх глав, заключения списка использованной литературы и  приложений.

В работе применяются следующие  методы исследования: экономический, монографический, расчетный, балансовый.

Методологической основой  исследования послужили труды отечественных  ученых по вопросам бухгалтерского учета, контроля и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, документы бухгалтерско-финансовой отчетности предприятия за 2008-2009 гг.

 
1. Теоретические основы бухгалтерского  учета и аудита расчетов с  поставщиками и подрядчиками  

1.1 Поставщики  и подрядчики: понятие, виды, работы, нормативное регулирование

Осуществлять предпринимательскую  деятельность, не вступая в договорные взаимоотношения по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, а также по финансовым расчетам по этим операциям, не представляется возможным. Контрагентами в соответствии с  ГК РК выступают поставщики и подрядчики.

Поставщик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.

Подрядчик – юридическое  или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

На правовое регулирование  расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен ряд нормативных актов  различного уровня.

Прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливающий формы  расчетов и правовые основы расчетов, регулирующий договорные основы осуществления  безналичных расчетов.

Гражданский кодекс РК регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной или иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участником правоотношений. Он базируется на нормах Гражданского кодекса РФ, который регулирует права собственности, заключение сделок и договоров, возникновение обязательств, их исполнение и т.п.

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, обязуется передать в  обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии ГК РК осуществляются расчеты за поставляемые товары: покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя. В случае, когда в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором

Так же Гражданский кодекс регулирует: периоды поставки, порядок, принятие товаров покупателем и  многое другое.

Основания совершения платежа  могут быть различны:

-  оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг;

-  безвозмездная передача денежных средств и др.

Положение ЦБ РК регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки и т. д.

Существует три метода расчетов с поставщиками и подрядчиками

-  безналичный расчет;

-  наличный расчет;

-  расчет векселями;

Принимая во внимание, что  основным отличительным признаком  безналичных расчетных правоотношений является участие в них в качестве субъектов третьих лиц - банков и  иных кредитных организаций, можно  выделить ряд принципов правового  регулирования безналичных расчетов

1.  Безналичные расчеты осуществляются сторонами гражданско-правового обязательства через банки с открытых ими расчетных, текущих и иных счетов, условия которых позволяют производить платежи по распоряжению клиента;

2.  Участники расчетов могут выбирать в договоре любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банки не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов данного вида, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено договором банковского счета;

3.  В расчетных гражданско-правовых отношениях средства со счетов списываются по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо договором между банком и клиентом. Волеизъявление владельца счета может быть выражено либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, либо в форме письменного согласия на платеж по требованию, предъявленному третьим лицом;

4.  Банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств, находящихся на счете клиента, и устанавливать не предусмотренные законодательными актами или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению;

5.  Банк, участвующий в расчетах по гражданско-правовому обязательству контрагентов, сам не становится стороной в этом обязательстве. Он является стороной договора банковского счета и лишь за его исполнение отвечает перед своим клиентом;

6.  Не допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства на счете или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом;

7.  Платежи со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет банковского кредита, предоставленного плательщику;

8.  Безналичные расчеты производятся на основании документов установленной формы.

В соответствии с п. 2.2 Положения  ЦБ РК банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Последние, представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

-  распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

-  распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

На основании Постановления  ЦБ РФ выделяют следующие формы расчетных  документов:

-  платежные поручения;

-  аккредитивы;

-  чеки;

-  платежные требования;

-  инкассовые поручения.

Платежное поручение-это  поручение плательщика обслуживающей  его кредитной организации о  перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица.

Платежными поручениями  могут производиться [33, c. 128]:

-  перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

-  перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

-  перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

-  перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Расчеты по аккредитиву - заключаются  в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика  об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды аккредитивов:

-  покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками