Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы являлась разработка практических рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях (на примере МУ «ЦБУО» г. Мончегорска).
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы расчетов с подотчетными лицами;
- изучить практику ведения бухгалтерского учета расчётов с подотчётными лицами;
- провести ревизию расчетов с подотчетными лицами.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 359.50 Кб (Скачать)


62

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т. к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярский товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации; представительские расходы.

Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность контроля расчетов с подотчетными лицами.

Целью дипломной работы являлась разработка практических рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами  в бюджетных учреждениях (на примере МУ «ЦБУО» г. Мончегорска).

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы расчетов с подотчетными лицами;

- изучить практику ведения бухгалтерского учета расчётов с подотчётными лицами;

- провести ревизию расчетов с подотчетными лицами.

Объект исследования – Централизованная бухгалтерия учреждений образования г. Мончегорска. Предметом исследования является система бухгалтерского учета, организация и ревизия учета расчетов с подотчетными лицами в бюджетной организации.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе дипломной работы излагаются теоретические основы бухгалтерского учета и организации учета подотчетных лиц в бюджетной организации. Выявляются особенности бухгалтерского учета бюджетных организаций, рассмотрена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджете, изложены теоретические аспекты учёта расчётов с подотчётными лицами.

Во второй главе раскрывается практика ведения бухгалтерского учёта расчетов с подотчетными лицами в Централизованной бухгалтерии учреждений образования города Мончегорска.

В третьей главе проведена  ревизия расчётов с подотчетными лицами. Исследование проведено в хронологических рамках 2009 – 2010 годов.

В ходе выполнения исследования использованы нормативные акты и методические указания, учебная и периодическая литература, внутренняя документация организации, данные аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, бухгалтерская и финансовая отчетность.

Дипломная работа содержит 69 страниц машинописного текста, 9 таблиц, 50 наименований литературных источников.

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА РАСЧЁТОВ С ПОДОТЧЁТНЫМИ ЛИЦАМИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

 

1.1. Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере

 

Бухгалтерский учет в бюджетной сфере - составная часть единой системы учета Российской Федерации.

Реформа бюджетной сферы и сопровождающая ее реформа бухгалтерского учета нацелены, прежде всего, на реализацию принципа прозрачности, подотчетности и открытости государственных финансов обществу, когда общество может оценить финансовые результаты, которых добивается власть.

Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии, плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать возможные потери и необоснованные затраты.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере регламентируются целым рядом нормативных актов. Правила и указания, касающиеся бюджетного учета, обязательные для бюджетных учреждений, разрабатываются Министерством финансов России.

Начало 2011 года ознаменовалось вступлением в силу ряда нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) организациях.

Изменения в нормативно-правовой базе государственного бухгалтерского учета базируется на положениях Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (он определяет типы государственных (муниципальных) учреждений и процедуры, связанные с их организацией и дальнейшей деятельностью).

С 1 января текущего года государственные и муниципальные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н.

Причиной внесения изменений в существовавшую систему бухгалтерского учета в бюджетной сфере послужила необходимость повышения эффективности бюджетных расходов. Основные задачи - создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств, а также создание условий и стимулов для органов власти по оптимизации сети учреждений.

Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ внесены изменения в десятки законодательных актов РФ в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны, а также в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Гражданский кодекс РФ. Закон носит рамочный характер, и его реализация потребует только на федеральном уровне разработки сотни новых нормативных актов, из которых многие уже приняты до начала 2011 года, и в частности – в сфере бухгалтерского учета. Ведь такие радикальные изменения не осуществимы без адекватной информационной среды, которую обеспечивает бухгалтерский учет.

В последнее время Правительством РФ по инициативе Минфина РФ утвержден ряд нормативных актов, направленных на внедрение программно-целевых методов управления бюджетным процессом. Конечная цель этих инициатив - формирование программного бюджета. Развитие программно-целевых методов в бюджетном планировании определено распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 года № 1101-р, которым утверждена "Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года". В рамках данной Программы предусматривается перевод бюджетного процесса на программно-целевую основу и разработку для этих целей государственных программ. Разработка государственных программ производится согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ" и разработанных для его реализации Методических рекомендаций. В рамках данного постановления и методических рекомендаций устанавливается порядок разработки и реализации государственных программ федеральными органами исполнительной власти, назначенными ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ.

Перечень государственных программ, ответственных исполнителей и соисполнителей приведен в Распоряжении Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 1950-р "О перечне государственных программ РФ".

Опыт программно-целевых методов применяется в зарубежной практике (т.е. в условиях рыночной экономики) очень давно. Он получил свое развитие в США с начала 60-х годов. Программно-целевой подход бюджетного планирования в настоящее время используется практически во всех индустриальных странах, применяемые методы постоянно совершенствуются. Это еще раз подтверждает актуальность применения подобных подходов и в России.

В соответствие со ст. 33 Федерального закона № 83-ФЗ, его основные положения вступают в силу с 2011 года. Однако с января 2011 года до июля 2012 года установлен переходный период. В течение переходного периода возможны две формы финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Первая - на основе бюджетной сметы. Вторая форма (перспективная) предусматривает финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий. Задание предполагает, что учреждение будет оказывать услуги (выполнять работы) для физических и юридических лиц. При составлении задания осуществляется планирование на основе единицы получателя услуги (работы) – учащегося, воспитанника и т.п. Субсидия должна покрывать нормативные затраты и расходы на содержание имущества учреждения. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Каждое публично-правовое образование самостоятельно может определять сроки, в которые все бюджетные учреждения переходят на новый тип финансового обеспечения в рамках переходного периода. С 1 января 2012 года бюджетные учреждения будут осуществлять расходование средств не на основании бюджетной сметы, а на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Это оговорено законом № 7-ФЗ в редакции, которая действует с 1 января 2012 г.

Если говорить об общей схеме организации бухгалтерского учета в рамках планируемых изменений, то необходимо учитывать и предполагаемые изменения именно методологического характера, заложенные в общий законопроект о бухгалтерском учете. Предполагается, что будет четырехуровневое регулирование. Первое, национальные стандарты. Второе, отраслевые стандарты. Третье, рекомендации, инструкции, которые разъяснят порядок применения стандартов. И четвертое, стандарты самого экономического субъекта, т. е. учреждения, организации, то есть учетная политика.

Возвращаясь к бухгалтерскому учету в бюджетной сфере, отмечу, что с 1 января 2011 года действует Единый план счетов - Приказ Минфина России от 1.12.2010 № 157н. Кроме того, для каждого типа учреждений установлен свой план счетов и инструкция по его применению. Соответственно, для казенных учреждений – это Приказ Минфина России от 6.12.2010 № 162н; для бюджетных учреждений - Приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н; для автономных учреждений - Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н. Следует еще отметить Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета…". Конечно, я назвала не все новые документы, тем более процесс формирования нормативной базы продолжается, но то, что было перечислено выше – это основа.

Среди основных новаций следует отметить следующие:

• Повышена значимость учетной политики и определено ее содержание. В настоящее время формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета учреждения является обязательным.

• Разработаны в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету рекомендации по порядку определения рыночной цены нефинансовых активов, полученных по договорам дарения.

• Акцентировано внимание на том, что только те операции по модернизации или реконструкции, которые привели к улучшению первоначально принятых показателей функционирования основных средств увеличивают их балансовую стоимость.

• Установлена возможность применения разных сроков полезного использования для отдельных частей составного основного средства, а также списания основных средств по причине морального износа.

• Увеличен предел стоимости основного средства для начисления 100% амортизации до 40 000 руб.

• Введены новые счета аналитического учета в разделах плана счетов , а также новые забалансовые счета.

• По поводу порядка выдачи денежных средств под отчет следует отметить, что выдавать деньги можно только авансом (до факта произведения расходов) или в возмещение перерасхода (после факта произведения расходов, в случае их недостаточного объема) и ряд других.

 

 

1.2. Нормативно-законодательная база бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами

 

Реформой государственных (муниципальных) учреждений планируются значительные изменения порядка организации бюджетного учета, а, следовательно, и существенные корректировки положений действующей Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. № 148н, (далее по тексту – Инструкция № 148н).

Учитывая многовариантность организации финансово-хозяйственной деятельности как продолжающих функционировать, так и новых организационно-правовых форм участников бюджетного процесса, для каждой из таких форм необходимо до конца 2010 года сформировать и утвердить Типовой План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению. Вместе с тем, принимая во внимание сквозной характер бухгалтерского учета в бюджетной сфере, применяемый в ней План счетов должен быть единым. Поэтому Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 №157н утверждены Единый План счетов для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее по тексту Приказ №157н), в котором учтены все особенности бухгалтерского учета всех участников бюджетного процесса. На основании данного Приказа №157н планируется разработка трех инструкций по бухгалтерскому учету для каждого вида учреждений: казенных, бюджетных (нового типа) и автономных.

Вступление в силу Инструкция № 157н, внесли существенные новшества в порядок учета расчетов с подотчетными лицами. Проанализируем, какой же характер носят эти изменения по сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н и каким образом они скажутся на работе бухгалтера учреждения. Также остановимся на важных нюансах выда­чи денежных средств под отчет, составления и представления авансовых от­четов, вызывающих на практике наибольшее количество вопросов.

Согласно п. 216 Инструкции № 157н сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством. В Инструкции № 148н, действовавшей до 1 января 2011 г., такая фраза отсутствовала. Тем самым подчеркивается необ­ходимость вначале выдать деньги подотчетному лицу, а затем воз­можность использования их работником на соответствующие цели. Иной вариант нормативной базой по ведению бухгалтерского учета не предусмотрен.

Информация о работе Учет расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях